mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    07
    ноя
    Моя земля — Югория
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Внеклассное мероприятие для 1–4-х классов
    Внеклассное мероприятие о традициях, обрядах народов ханты, манси на основе литературного творчества народов Севера.

    ЦЕЛЬ:
    • расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их традициях и обрядах;
    • на примере использования литературного творчества прививать интерес к познанию особенностей края, страны;
    • воспитывать уважение к культурному наследию разных народов, населяющих Россию.

    Примечание: возможен вариант проведения урока внеклассного чтения, интегрированного урока природоведения.

    Соединив леса и горы,
    Озёра, реки и луга,
    Раскинулась в своих просторах
    Ханты-мансийская земля!
    Все о тебе стихи слагают,
    Они летят во все края.
    Ты всей земле теперь известна,
    Ханты-мансийская земля!

    Ведущий: Дорогие друзья! Наша встреча посвящается юбилею Ханты-Мансийского автономного округа.

    (Из сундука, стоящего на сцене, показывается Танья-богатырь, герой хантыйских легенд).

    Ах, как долго я спал (недоумённо огядывается вокруг). Много столетий ходил я по этой земле: плавал по рекам, бродил по тундре и тайге, по болотам, знал каждый кустик и травинку. Но сегодня я что-то не узнаю родной стороны, которую издревле называли Югорской землёй, Югорией.

    - Откуда здесь такой высокий чум, сделанный из камня?

    (Дети отвечают: Школа!)

    - Никогда я ещё не видел железных оленей, бегающих по улицам!?

    (Снова ответ: Автомобили!)

    - А сколько железных лестниц раскидано по тайге и тундре, к самому небу ведут они, как в сказке!

    (Ответ: Нефтяные и газовые вышки)

    - Наверно, я попал в сказочную страну: люди все вокруг незнакомые, одеты не по-нашему…

    Ученик: Мы – ученики этой школы. А ты кто?

    Танья: Зовут меня Танья-богатырь. А зовут меня так за то, что я всегда защищал бедных людей, ханты и манси от злых людей. Только это не понравилось шаманам, они хитростью заманили меня и закрыли в сундуке на 75 лет.

    Ведущий: Ты свободен, Танья. Сегодня, в 75-й день рождения Ханты-Мансийского округа, мы освободили тебя. Надеемся, что ты многое вспомнишь и расскажешь нам о жизни, обычаях своего народа.

    (К богатырю подбегают 2 ученика):

    1 (обращаясь к нему): Говорят, вы в чумах жили,

    Что мышиных нор грязне,
    Рыбью кровь со смаком пили
    И не знали яств вкуснее?
    Словно карлики-деревья,
    Вы вросли, мол, в топь корнями.
    Языкастые поверья
    Вас прозвали дикарями….

    Танья:

    Ой, легенды, что вы врёте!
    Вы давно уже не правы.
    О моём лесном народе
    Столько нынче песен славы!

    Ведущий: Да, за 75 лет существования округа очень многое изменилось в жизни этого народа. Давайте совершим маленькое заочное путешествие туда, где живут ханты и манси.

    Вопросы к слушателям:

    - Как называется их жилище? (Чум)

    - Как называется место поселения ханты? (Стойбище)

    - На чём передвигались люди от стойбища к стойбищу? (Оленьи упряжки).

    Давайте и мы с вами помчимся на воображаемой оленьей упряжке (Все дети, сидя, подняв руки скрестно над головой, растопырив пальцы - “рога”, ритмично поют под музыку:

    “Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним

    И отчаянно ворвёмся прямо в снежную зарю.

    Ты увидишь, что напрасно называют Север Крайним,

    Ты увидишь, он бескрайний, я тебе его дарю!

    Ведущий: За 75 лет существования округа изменилась к лучшему жизнь северных народов. Но не изменился их характер. Это очень честные, совестливые люди, у них в характере отсутствует такое отрицательное качество, как обман, жадность. Доверчивые, как дети, ханты и манси очень любят свой край.

    Ученик:

    Тайга шумит, зелёная, как море.
    Зверьё, что рыба в шубе меховой.
    А в реках, что сияют, с небом споря
    Безбрежной синевой и широтой,
    Гуляют осетры, как шхуны,
    И нельмы, как серебряные луны.

    Ведущий: А вот те верные друзья, которые с рождения окружают в стойбище ваших сверстников. Кто они:

    . Лайка – друг мой первый,
    Самый надёжный, самый верный.
    Ты рядом идёшь, как храбрый воин.
    Даже в тёмную ночь я с тобою спокоен. (Лайка)
    Я гонюсь за оленёнком, я хочу его поймать.
    Оленёнок быстроногий, я хочу его догнать.
    Меж кустами белыми прыг, прыг, прыг!
    Над снегами белыми скрип, скрип, скрип!
    Очень миленький телёнок, быстроногий оленёнок!

    Ведущий: У вас, ребята, у каждого есть мечта, кем вы станете, когда подрастёте.

    А вот о чём мечтают старики ханты, глядя на своих внуков:

    Ученик: И охотником ты станешь – от души, не по неволе.

    Разве есть на свете лучше,
    Выше этой главной доли?!
    И к твоим ногам склонится сам медведь, хозяин чащи.
    Разве есть в таёжном мире для людей другое счастье?!

    Танья: Для нас, охотников, любимой игрой является борьба.

    Эй – хо-хо!
    Кто меня одолеет? А ну!
    Кто меня посрамит? А ну!
    Кто из вас борец? А ну!
    Кто захотел меня на игрищах победить? А ну!

    (Дети устраивают борьбу на ранее приготовленных спортивных матах:

    а)Парами, взв друг друга за плечи. Кто скорее положит другого на лопатки.

    б) Борьба сидя, упершись ступнями друг о друга. Оба игрока держатся за палку, кто кого перетянет на свою сторону. Победители получают призы за участие в вольной борьбе. )

    Ведущий: Очень почитаем у народов ханты и манси медведь. Его имя боялись даже вслух произносить, а если когда приходилось его убить, то из медвежьей головы делали чучело, украшали её бусами, лентами, серьгами, ставили на стол, вокруг – разные кушанья, а сами пускались в пляс (группа детей исполняет хантыйский танец).

    Танья: А вот какого зверя у нас не любят, так это росомаху. Среди детей ханты распространена такая дразнилка:

    “Кто меня дразнит, зверем пусть станет. Фу! Фу! Фу!

    Грязной, безобразной, лохматой росомахой! Фу! Фу! Фу!”

    Ведущий: Очень интересны и своеобразны песни этих народов:

    Ученик: Что мой глаз видит, о том и пою.

    Что ухо слышит, о том и пою.

    Что сердце чует, о том и пою.

    Слушай песню мою – узнаешь душу мою!

    Ведущий: Эти бесхитростные люди – гостеприимные хозяева.

    1 ученик:

    Если человек – гость издалека,
    Ты ему скажи: “Вот моя рука!”
    Усади за стол с лучшею едой,
    Одари его нежной теплотой,
    Сердцем щедрым, словом с огоньком,
    Чтобы стал родным и ему твой дом!

    2 ученик:

    В гости без злости, сытым иди.
    Уважай хозяина, - долго не сиди!

    Ведущий. Хитро улыбаясь, хозяин обязательно загадает хоть одну загадку, быть может, им самим сочинённую.

    Давайте и мы их попробуем отгадать:

    • Что зимой не мёрзнет и летом не мёрзнет? (Сердце)
    • Загадочный человек день и ночь ходит без устали, пощёлкивая, похрустывая… (Часы)
    • Под водой сидит колдунья, у неё сто глаз (Сеть)
    • В воде играет, на земле умирает (Рыба)
    • Кто лес на голове носит? (Олень)
    • Бел, а не заяц, летит, а не чайка,
    • Что это такое, ну-ка, отвечай-ка (Снег)
    • Где стоял железный конь,

    Голубой нашли огонь.
    Нашли, заколдовали,
    В трубу замуровали. (Вышка, газ).

    Ведущий: Очень любят народы Севера слово “хорошо”.

    Олень – хорошо.

    Собака – хорошо.

    Солнце светит – хорошо.

    Вода журчит – хорошо.

    Хорошее идёт к хорошему.

    Хорошее слово – товарищ в пути.

    Помни: хорошо, когда всем хорошо!

    (Дети исполняют “Танец оленей”.)

    Рефлексия.

    - А вам, ребята, было хорошо на нашем празднике:

    - Что вы узнали нового о жизни народов Севера?

    - Что вам хотелось бы ещё узнать:

    (Проводится обзор литературы по теме “Моя земля – Югория”.)

    ЛИТЕРАТУРА

    1. И. Истомин “На Ямале мы живём” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980

    2. Конькова А. “Свидетельство с детством”, м. , УНИСЕРВ, 1996

    3. К. Я. Лагунов “Как искали тюменскую нефть” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1987

    4. Л. Лапцуй “Эдейка” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1983

    5. “Огонь – камень”. Сказки народов Севера. Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980

    6. А. Тарханов “Волшебство” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1980

    7. Таисия Чучелина “Сказки Югры”, М. . “Наш современник”, 1995

    8. Ю. Шесталов “Сначала была сказка” . Свердловск, Ср-Ур кн. из-во, 1983


    Рыжова Клавдия Ивановна, заместитель директора УВР, начальные классы


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4928
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.