mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    28
    ноя
    От кареты до ракеты
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Воспитание
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Занятия в подготовительной группе детского сада или в ГПД общеобразовательной школы
    Данный урок - занятие в подготовительной группе детского сада или в группе продленного дня для детей 6- 7 лет. Занятие проводится в виде "путешествия во времени" на различных видах транспорта. В качестве картинок, указанных в тексте, можно использовать мультимедийное изображение.

    Цели:

    • расширить знания детей о различных средствах передвижения;
    • познакомить с принципом работы космического корабля;
    • вызвать интерес к данной теме, расширить кругозор детей.

    Ход занятия

    Воспитатель начинает занятие с рассказа.

    По всем дорогам, по всем тропинкам мира днем и ночью спешат люди. Куда они спешат? (В школу, в поле, в лес, на завод, в другой город...).

    Люди ездили по свету,
    Усадив себя в карету.
    Но пришел двадцатый век –
    Сел в машину человек.
    Тут пошло такое дело!
    В городах затарахтело.
    Шум моторов шорох шин –
    Мчатся тысячи машин.
    В паровые тихоходы
    Забирались пешеходы.
    И могли они в пути
    На ходу легко сойти.
    А теперь под стук колес
    Не успел двух слов сказать –
    Смотришь – надо вылезать!

    На чем может отправиться путешественник? (Ответы детей).

    Давайте поедем вместе с ним. Мы побываем во всех пунктах, и в каждом из них будем пересаживаться то в старинную повозку, то в современный автомобиль. Итак, вперед! Наше путешествие начинается.

    Воспитатель показывает картинку дилижанса.

    — Сядем в старинный, давно не существующий экипаж. Он называется дилижанс. Когда еще не было железных дорог и автобусов, такие экипажи катились по многим дорогам Европы и Америки. Они ходили из города в город по расписанию. Давайте же и мы прокатимся в дилижансе.

    Дети строят “дилижанс”, используя стулья. Впереди ставят “лошадь”, сажают кучера.

    — Пассажиры, усаживайтесь. Надежно укреплен багаж, уложены мешки с почтой. Кучер разбирает вожжи. Поехали!

    Звучит тихая музыка. Следует диалог пассажиров.

    – Скажите, а это не опасно – ездить в дилижансе? – спрашиваем мы соседа, почтенного джентльмена в золотых очках.

    – Да, это сопряжено с некоторыми опасностями, – глубокомысленно отвечает пассажир. – Путешествия протекают очень беспокойно. То и дело опрокидываются кареты, лошади пугаются и несут... Ведь дилижанс мчится – подумать страшно! – вчетверо быстрее пешехода.

    Воспитатель:

    – Бедный пассажир. Он так никогда и не узнает, что такое настоящая скорость!

    Наша лошадка боязливо жмется к тротуару. Что же случилось? (Ответы детей. Воспитатель показывает картинку с изображением роскошной кареты).

    Мимо, пронзительно фыркнув, проносится лошадь. Мерно и размашисто выбрасывает она точеные ноги. Цок-цок! Цок-цок! Лакированная коляска – не чета нашей. На козлах лихой, туго подпоясанный кучер.

    – Эва, какой рысак! – с завистью говорит наш извозчик. – И колясочка – загляденье!

    Наконец мы въезжаем в город. Выходите, путешественники, погуляйте по городу. В это время воспитатель с несколькими детьми ставит фанерный силуэт автобуса, впереди – та же “лошадь”. На козлах – кучер, у дверей – кондуктор.

    – Скажите, что это за повозка? – с любопытством спрашиваем мы кондуктора.

    – О-о, – живо отвечает кондуктор, – это последняя пассажирская новинка. Ее придумал наш знаменитый ученый, академик Паскаль, “для лиц, не имеющих возможности пользоваться каретой”. Ну, таких, как мы с вами. И назвал ее латинским словом “ омнибус”, что означает “для всех”.

    Кондуктор предлагает заплатить и сесть в омнибус. Пассажиры-дети усаживаются.

    Воспитатель:

    – Как вы думаете, ребята, легко ли было лошади везти эту повозку? Что вы можете предложить сделать, чтобы как-то помочь лошади? (Предложения детей). Чтобы омнибусы легче катились, стали прокладывать рельсы. Так появилась “конно-железная дорога” или, короче, конка (картинка). А слово “омнибус” тоже сократили, стали называть просто “бус”. Скажите, почему слова “автобус”, “троллейбус” кончаются на “бус”? (Ответы детей).

    Города продолжали расти, и вот уже лошади не могли справляться с перевозкой всех пассажиров. Нужно было приспособить к бусу механический двигатель. Давайте и мы расстанемся с лошадью и выйдем из конки. (Дети ставят в сторону атрибуты, садятся на стулья произвольно).

    – Давным-давно люди мечтали построить такую машину, которая ехала бы сама, без лошади. Повозку-самокатку. Чего только для этого не придумывали: и рычаги, и педали, и колеса с вожжами, и лопасти, наподобие мельничных крыльев. Даже паруса на повозку ставили.

    Однажды – было это лет двести назад в Петербурге – ехал по улице крестьянин с возом сена. Ехал, не торопясь, по сторонам поглядывал. Вдруг видит: навстречу ему катит коляска. Одна, без лошади. В коляске сидит человек. Конь от испуга как рванет в сторону – и на дыбы, чуть воз не опрокинул. Крестьянин даже испугался: виданное ли дело, чтоб коляска сама катилась! Смотрит, а сзади, на запятках, стоит другой человек и зачем-то ногами переступает. Это он педали нажимал, а педали толкали колеса. Очень немногие знали тогда, что диковинную эту коляску придумал знаменитый механик- самоучка Иван Петрович Кулибин.

    Примерно в те же годы один француз, по фамилии Кюньо, вздумал запрячь в телегу паровую машину. Запряг и назвал это необычное сооружение автомобиль, что значит “самодвижущийся”. Едет такая телега по городу – впереди медный котел подвешен, будто суп везут. А водитель сидит на скамейке и вертит руль. Проедет немного и остановится. Это значит, пар в котле кончился. Приходилось водителю слезать с телеги и на время становиться кочегаром: разжигать топку и разводить пары. Вот почему его шофером назвали: шофер по-французски и есть кочегар.

    А вот еще одна история. Как-то утром вышел из дома усатый чиновник, видит: стоит посреди мостовой экипаж. С виду – обычная извозчичья коляска, только вместо четырех колес – три, и сзади железный ящик пристроен. Возле коляски кто-то хлопочет. Ба, да это же господин Бенц, изобретатель!

    – Вас ист дас, господин Бенц? – спросил чиновник по-немецки, потому что дело было в Германии. – Что это такое?

    – Это автомобиль, мое новое изобретение! – с гордостью ответил Бенц. – Сейчас налью бензин, заведу мотор, и коляска поедет.

    – Навряд ли, – покачал головой чиновник. Как же она поедет без лошади? И на паровую машину она не похожа, ни котла, ни топки.

    Бенц сказал:

    – Этой машине не нужны ни котел, ни топка. Она ведь не на угле работает, а на бензине. Вот в этом ящике помещается бензиновый двигатель или мотор.

    Но чиновник только махнул рукой и собрался уходить, но тут мотор затарахтел, коляска затряслась, окуталась синим дымом... Изобретатель вскочил в нее и укатил.

    У бензинного автомобиля было немало противников. “Мы – против!” – кричали они. Особенно негодовали извозчики и служащие железных дорог. В городском управлении издали приказ, в котором говорилось: “...автомобиль должен быть увешан колокольчиками, чтобы лошади думали, что это движется нечто подобное им самим”. Автомобилисты читали и только посмеивались.

    В России автомобиль называли мотором. Первый автомобиль сверкал свежей краской, а на радиаторе надпись “Руссо-Балт” (картинка). Тогда это был единственный автомобильный завод в стране.

    А что же конка? В какой вид транспорта превратилась она? (Ответы детей). Верно, конка стала трамваем. Под вагон спрятали электродвигатель, сверху натянули провод, по которому приходит ток. И трамвай помчался, сверкая огнями. Садитесь в трамвай! Водитель занимает свое место. Трамвай набирает скорость. Но впереди – перекресток. Мимо с рокотом проносится бесконечный поток автомобилей. (Дети с рулями). Снова перекресток. Как же быть? Где искать свободную дорогу? (Предложения детей).

    Приходится забираться под землю, в туннель. Правда, это дело сложное, долгое и дорогое. Недаром метро полностью называют метрополитен. По-французски это слово означает “столичный”. Метро строят только в самых больших городах.

    Вот поезд подходит к станции. Разом открываются автоматические двери, пора выходить. Плавно ползет вверх эскалатор. Выходим на улицу.

    Тр-рах! Бах! Высоко в вечернем небе лопаются ракеты. Разноцветные звезды – красные, зеленые, желтые – повисают букетами и медленно опадают. Эту древнюю забаву придумали на Востоке 1000 лет назад. Бамбуковые трубки набивали порохом, поджигали с открытого конца. Ракета взмывала вверх.

    – Что? Летать на ракете? Не говорите глупостей. Какой же сумасшедший вздумает летать на бочке с порохом?

    Такой разговор можно было услышать в начале ХХ века. Тогда первые неуклюжие самолеты только пытались подняться в воздух, вертолетов не было. Но в провинциальной Калуге никому в то время не известный учитель физики уже решал задачу о полете к звездам. Учителя звали Константин Эдуардович Циолковский.

    Ракета – пока самый быстроходный вид транспорта на Земле. И это благодаря тому, что у ракеты совершенно особый двигатель – реактивный. Перед стартом баки ракеты заправляют горючим (картинка ракеты). По команде “Зажигание!” горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты – сопло. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую.

    Посмотрите, вот у меня в руках воздушный шарик. Как с его помощью можно показать принцип работы реактивного двигателя (ракеты)? (Ответы детей).

    Шарик нужно надуть, зажать отверстие, а затем отпустить. Шарик вырвался и улетел. Он полетел по той же причине, по какой взлетает ракета. Воздух вырывается из шарика и отбрасывает его от себя.

    Сама ракета называется “ракета-носитель”. Почему “носитель”? (Ответы детей). Потому, что ее основная задача – нести груз, доставить его в космос. Это могут быть спутник, космический корабль – пассажирский или транспортный. Назовите первого космонавта, которого ракета доставила в космос. Верно, это наш, русский летчик – Юрий Гагарин.

    Давайте и мы отправимся в космос. Хорошенько пристегните ремни. Откиньте спинки кресел, займите лежачее положение.

    – Зажигание!

    – Есть зажигание!

    – Объявляется готовность №1.

    – Есть готовность №1.

    – Начинаю отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, “пуск”!

    Взревут двигатели. Тяжесть навалится на грудь, плечи, ноги. Трудно дышать. И вдруг наступает тишина. И странное, небывалое чувство легкости. Невесомость. Мы – в космосе.

    Блиц – опрос.

    1. Почему трактор не вязнет на рыхлой пашне?
    2. Что такое дилижанс и почему им больше не пользуются?
    3. Может ли автомобиль остановиться сразу?
    4. Кто старше – мотоцикл или велосипед.
    5. Почему слова “автобус” и “троллейбус” кончаются на “бус”?
    6. Есть ли руль у мотоцикла? У трамвая? У самолета? У поезда? У телеги?
    7. Можно ли летать без мотора?

    Сошественская Наталья Михайловна, воспитатель ГПД


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6066
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.