Урок устной работы по алгебре в 9-м классе
При обучении математике важную роль играет развитие и закрепление вычислительных навыков, которые нужны в повседневной жизни. Используя свой опыт, я пришла к выводу, что систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, развивает внимание, мышление, память, повышает культуру математических вычислений, развивает математическую речь. Проводя устную работу, я имею возможность быстро определить знание той или иной темы, степень подготовки класса и вижу свои недоработки. В устных вычислениях нет шаблона, приемы разнообразны, поэтому мысль учащихся работает интенсивнее. Урок устной работы работает как урок повторения и прекрасно приводит в систему знания учащихся по заданной теме.
Тема: “Виды уравнений и способы их
решения”.
Форма: урок устной работы.
Цели:
-
Обучающая: привести в систему знания
учащихся по данной теме (повторить теорию,
выработать умение определять вид уравнения и
выбирать рациональный способ решения данного
уравнения);
-
Развивающая: интенсивное и творческое
мышление, желание поиска решения;
-
Воспитывающая: привитие интереса к устной
работе, воспитание навыков сознательного
усвоения материала.
Ход урока
I. Мотивация.
Историческая справка о возникновении
“алгебры” в связи с решением разнообразных
задач при помощи уравнений (1 мин.)
II. Повторение теоретического материала.
Фронтальный опрос.
- Что называется уравнением?
- Что значит решить уравнение?
- Что называется корнем уравнения?
- Какие существуют способы решения уравнений?
- Какие виды уравнений вы знаете?
- Как определяется степень уравнения?
- Каков общий вид линейного уравнения?
Квадратного?
- Дайте определение целого, дробно-рационального,
уравнения с модулем.
- Дайте определение целого, дробно-рационального,
уравнения с модулем.
- Что называется областью допустимых значений
уравнения?
III. Устная работа.
Решите уравнение, объясняя какого вида
уравнение, назовите способ его решения,
теоретически обосновывая каждый шаг.
А) Линейные уравнения
1.
3х + (20 – х) = 30 линейное уравнение
3х + 20 –1х = 30 раскрываем скобки, приводим
подобные слагаемые
2х + 20 = 30 переносим слагаемые без переменной в
правую часть, меняя знак
2х = 30 – 20
2х = 10
х = 10 : 2
х = 5 находим значение переменной
2.
7m/5 = 2m/3 линейное уравнение
7m * 3 = 5 * 2m решается по свойству пропорции
21 m = 10 m переносим слагаемые в левую часть
уравнения
21 m – 10 m = 0 приводим подобные члены
11 m = 0 свойство произведения (равенство 0)
m = 0
3.
( х – 3 )2 – х 2 = 7 – 5 х раскрываем
скобки
х2 – 6х + 9 – х2 = 7 – 5 х приводим
подобные слагаемые
– 6х + 9 = 7 – 5 х переносим слагаемые
6х + 5х = 7 – 9 приводим подобные слагаемые
х = –2 делим на (–1)
х = 2
Б) Квадратные уравнения, и уравнения,
приводимые к квадратным
1.
z2 – 10 = 29 неполное квадратное уравнение
z2 = 39 > 0; 2 корня
z1 =
z2 = –
2.
– х2 = 13 неполное квадратное уравнение
х2 = –13 < 0 корней нет
3.
( х – 4 )2 – 5 ( х – 4 ) + 6 = 0 уравнение,
приводимое к квадратному
x – 4 = a
а 2 –5а +6 = 0
по теореме, обратной теореме Виета
{ а1 + а2 = 5
а1 а2 = 6, следовательно а1 = 2, а2
= 3
решаем обратную подстановку:
х – 4 =2
х =6
или
х – 4 = 3
х = 7
4.
х4 – 13 х2 + 26 = 0, уравнение
биквадратное
x2 = t, t
0
t2 – 13 t + 36 = 0
Д = ( –13 )2 – 4*36 = 169 – 144 = 25 >0, 2 корня
t1, 2 =( 13 + 5) : 2
t1 = 9 > 0
t2= 4 > 0
Решаем обратную подстановку:
х2 = 9 > 0, 2 корня
х1 = 3
х 2= –3
х2 =4 > 0 , 2 корня
х1 = 2
х2 = -2
Ответ: –3; –2; 2; 3.
5.
( х + 2 )4 – 11 (х + 2 )2 = 12
(x + 2)2 = t, t
0
t2 – 11 t – 12 = 0
по теореме, обратной теореме Виета:
{ t 1+ t2 = 11
t1 t2 = –12, следовательно t1 = 12
0
t2 = –1 – посторонний корень
Решаем обратную подстановку:
(х + 2)2 = 12
х2 + 4х + 4 = 12
х 2 + 4 х – 8 = 0
Д = 48 > 0, 2 корня
х1, 2 = ( –4 + 4
) : 2
х1, 2 = –2 + 2
В) Уравнения высших степеней
1.
х 2 = х3
х 2– х3 = 0
х2 ( 1 – х ) = 0, следовательно х = 0 или 1 – х = 0
х = 1
Ответ: 0; 1.
2.
3y 5 = 96
разделим обе части на 3:
y5 = 32
y =
y = 2
3.
х 3+ х2 + х + 1 = 0
( х3 + х2) + ( х + 1) = 0
х2 (х + 1) + ( х+ 1) =0
( х+ 1) (х2 +1) = 0, следовательно х + 1 = 0 или х2
+ 1 = 0
х = –1 х2 = –1 < 0, корней нет
Ответ: –1.
4.
–5,5 n ( n – 1 ) (n + 2,5) ( n – 3/ 7) = 0
–5,5 n = 0 или n – 1 = 0 или n + 2,5 = 0 или n – 3/ 7 = 0
n = 0
n = 1
n = – 2, 5
n = 3/ 7
Г) Дробно-рациональные уравнения
1.
Ответ: –2.
Д) Иррациональные
1.
х = 82 = 64
2.
2 а – 5 = 52
2 а = 25 + 5
2 а = 30
а = 15
проверка:
2 а – 5
0
2 * 15 – 5 = 25
0
Ответ: 15.
Е) Уравнения с модулем
Х – 5 | х | = 0
х2 – 5х = 0, если х > 0
х 2 + 5х = 0 ,
если х
0
х =5
х = 0
х = –5
Ж) Уравнения с параметрами
2а2 х – 5 = 17
2 а 2х = 22
х = 22: 2а2
а – любое число.
IV. Устная самостоятельная работа с
последующей проверкой (уровневая)
Задание: Решите уравнение, фиксируя на
листе только ответы.
“А” ( на оценку “3”)
2х2 = 162
а2 – 6а + 8 = 0
х5 – х4 = 0
“Б” (на “4”)
(х2 – 1)2 – 11 ( х2 – 1) + 24 = 0
х 7+ х 6+ х + 1 = 0
(х + 5) (х – 6/7) (х + 1/3) (х –8) = 0
“В” ( на “5”)
V. Итоги урока Виды уравнений; Способы
решения; Активность учащихся, оценка устной
работы.
VI. Домашнее задание
Индивидуальные карточки с наборами уравнений.
Шамшурина Галина Константиновна, учитель математики и информатики
{SL_links}
Вернуться назад
|