Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Форма: урок устной работы.
Цели:
Ход урока
I. Мотивация.
Историческая справка о возникновении “алгебры” в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений (1 мин.)
II. Повторение теоретического материала.
Фронтальный опрос.
III. Устная работа.
Решите уравнение, объясняя какого вида уравнение, назовите способ его решения, теоретически обосновывая каждый шаг.
А) Линейные уравнения
1.
3х + (20 – х) = 30 линейное уравнение
3х + 20 –1х = 30 раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые
2х + 20 = 30 переносим слагаемые без переменной в правую часть, меняя знак
2х = 30 – 20
2х = 10
х = 10 : 2
х = 5 находим значение переменной
2.
7m/5 = 2m/3 линейное уравнение
7m * 3 = 5 * 2m решается по свойству пропорции
21 m = 10 m переносим слагаемые в левую часть уравнения
21 m – 10 m = 0 приводим подобные члены
11 m = 0 свойство произведения (равенство 0)
m = 0
3.
( х – 3 )2 – х 2 = 7 – 5 х раскрываем скобки
х2 – 6х + 9 – х2 = 7 – 5 х приводим подобные слагаемые
– 6х + 9 = 7 – 5 х переносим слагаемые
6х + 5х = 7 – 9 приводим подобные слагаемые
х = –2 делим на (–1)
х = 2
Б) Квадратные уравнения, и уравнения, приводимые к квадратным
1.
z2 – 10 = 29 неполное квадратное уравнение
z2 = 39 > 0; 2 корня
z1 =
z2 = –
2.
– х2 = 13 неполное квадратное уравнение
х2 = –13 < 0 корней нет
3.
( х – 4 )2 – 5 ( х – 4 ) + 6 = 0 уравнение, приводимое к квадратному
x – 4 = a
а 2 –5а +6 = 0
по теореме, обратной теореме Виета
{ а1 + а2 = 5
а1 а2 = 6, следовательно а1 = 2, а2 = 3
решаем обратную подстановку:
х – 4 =2
х =6
или
х – 4 = 3
х = 7
4.
х4 – 13 х2 + 26 = 0, уравнение биквадратное
x2 = t, t 0
t2 – 13 t + 36 = 0
Д = ( –13 )2 – 4*36 = 169 – 144 = 25 >0, 2 корня
t1, 2 =( 13 + 5) : 2
t1 = 9 > 0
t2= 4 > 0
Решаем обратную подстановку:
х2 = 9 > 0, 2 корня
х1 = 3
х 2= –3
х2 =4 > 0 , 2 корня
х1 = 2
х2 = -2
Ответ: –3; –2; 2; 3.
5.
( х + 2 )4 – 11 (х + 2 )2 = 12
(x + 2)2 = t, t 0
t2 – 11 t – 12 = 0
по теореме, обратной теореме Виета:
{ t 1+ t2 = 11
t1 t2 = –12, следовательно t1 = 12 0
t2 = –1 – посторонний корень
Решаем обратную подстановку:
(х + 2)2 = 12
х2 + 4х + 4 = 12
х 2 + 4 х – 8 = 0
Д = 48 > 0, 2 корня
х1, 2 = ( –4 + 4 ) : 2
х1, 2 = –2 + 2
В) Уравнения высших степеней
1.
х 2 = х3
х 2– х3 = 0
х2 ( 1 – х ) = 0, следовательно х = 0 или 1 – х = 0 х = 1
Ответ: 0; 1.
2.
3y 5 = 96
разделим обе части на 3:
y5 = 32
y =
y = 2
3.
х 3+ х2 + х + 1 = 0
( х3 + х2) + ( х + 1) = 0
х2 (х + 1) + ( х+ 1) =0
( х+ 1) (х2 +1) = 0, следовательно х + 1 = 0 или х2 + 1 = 0
х = –1 х2 = –1 < 0, корней нет
Ответ: –1.
4.
–5,5 n ( n – 1 ) (n + 2,5) ( n – 3/ 7) = 0
–5,5 n = 0 или n – 1 = 0 или n + 2,5 = 0 или n – 3/ 7 = 0
n = 0
n = 1
n = – 2, 5
n = 3/ 7
Г) Дробно-рациональные уравнения
1.
Ответ: –2.
Д) Иррациональные
1.
х = 82 = 64
2.
2 а – 5 = 52
2 а = 25 + 5
2 а = 30
а = 15
проверка:
2 а – 5 0
2 * 15 – 5 = 25 0
Ответ: 15.
Е) Уравнения с модулем
Х – 5 | х | = 0
х2 – 5х = 0, если х > 0
х 2 + 5х = 0 ,
если х 0
х =5
х = 0
х = –5
Ж) Уравнения с параметрами
2а2 х – 5 = 17
2 а 2х = 22
х = 22: 2а2
а – любое число.
IV. Устная самостоятельная работа с последующей проверкой (уровневая)
Задание: Решите уравнение, фиксируя на листе только ответы.
“А” ( на оценку “3”)
2х2 = 162
а2 – 6а + 8 = 0
х5 – х4 = 0
“Б” (на “4”)
(х2 – 1)2 – 11 ( х2 – 1) + 24 = 0
х 7+ х 6+ х + 1 = 0
(х + 5) (х – 6/7) (х + 1/3) (х –8) = 0
“В” ( на “5”)
1. ( х2 –2) 2– 9 (х2 – 2 ) + 14 = 0
2. O 2х – 5 = 4
3. х 5+ х4 + х + 1 = 0
V. Итоги урока Виды уравнений; Способы решения; Активность учащихся, оценка устной работы.
VI. Домашнее задание
Индивидуальные карточки с наборами уравнений.
,