mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2007
    20
    дек
    Виды уравнений и способы их решения
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Урок устной работы по алгебре в 9-м классе
    При обучении математике важную роль играет развитие и закрепление вычислительных навыков, которые нужны в повседневной жизни. Используя свой опыт, я пришла к выводу, что систематическое проведение устных вычислений вызывает интерес к математике и дисциплинирует учащихся, позволяет экономить время, развивает внимание, мышление, память, повышает культуру математических вычислений, развивает математическую речь. Проводя устную работу, я имею возможность быстро определить знание той или иной темы, степень подготовки класса и вижу свои недоработки. В устных вычислениях нет шаблона, приемы разнообразны, поэтому мысль учащихся работает интенсивнее. Урок устной работы работает как урок повторения и прекрасно приводит в систему знания учащихся по заданной теме.
    Тема: “Виды уравнений и способы их решения”.

    Форма: урок устной работы.

    Цели:

    • Обучающая: привести в систему знания учащихся по данной теме (повторить теорию, выработать умение определять вид уравнения и выбирать рациональный способ решения данного уравнения);
    • Развивающая: интенсивное и творческое мышление, желание поиска решения;
    • Воспитывающая: привитие интереса к устной работе, воспитание навыков сознательного усвоения материала.

    Ход урока

    I. Мотивация.

      Историческая справка о возникновении “алгебры” в связи с решением разнообразных задач при помощи уравнений (1 мин.)

    II. Повторение теоретического материала.

      Фронтальный опрос.

    1. Что называется уравнением?
    2. Что значит решить уравнение?
    3. Что называется корнем уравнения?
    4. Какие существуют способы решения уравнений?
    5. Какие виды уравнений вы знаете?
    6. Как определяется степень уравнения?
    7. Каков общий вид линейного уравнения? Квадратного?
    8. Дайте определение целого, дробно-рационального, уравнения с модулем.
    9. Дайте определение целого, дробно-рационального, уравнения с модулем.
    10. Что называется областью допустимых значений уравнения?

    III. Устная работа.

    Решите уравнение, объясняя какого вида уравнение, назовите способ его решения, теоретически обосновывая каждый шаг.

    А) Линейные уравнения

    1.

    3х + (20 – х) = 30 линейное уравнение

    3х + 20 –1х = 30 раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые

    2х + 20 = 30 переносим слагаемые без переменной в правую часть, меняя знак

    2х = 30 – 20

    2х = 10

    х = 10 : 2

    х = 5 находим значение переменной

    2.

    7m/5 = 2m/3 линейное уравнение

    7m * 3 = 5 * 2m решается по свойству пропорции

    21 m = 10 m переносим слагаемые в левую часть уравнения

    21 m – 10 m = 0 приводим подобные члены

    11 m = 0 свойство произведения (равенство 0)

    m = 0

    3.

    ( х – 3 )2 – х 2 = 7 – 5 х  раскрываем скобки

    х2 – 6х + 9 – х2 = 7 – 5 х приводим подобные слагаемые

    – 6х + 9 = 7 – 5 х переносим слагаемые

    6х + 5х = 7 – 9 приводим подобные слагаемые

    х = –2  делим на (–1)

    х = 2

    Б) Квадратные уравнения, и уравнения, приводимые к квадратным

    1.

    z2 – 10 = 29 неполное квадратное уравнение

    z2 = 39 > 0; 2 корня

    z1 =

    z2 = –

    2.

    – х2 = 13 неполное квадратное уравнение

    х2 = –13 < 0 корней нет

    3.

    ( х – 4 )2 – 5 ( х – 4 ) + 6 = 0 уравнение, приводимое к квадратному

    x – 4 = a

    а 2 –5а +6 = 0

    по теореме, обратной теореме Виета

    { а1 + а2 = 5

    а1 а2 = 6, следовательно а1 = 2, а2 = 3

    решаем обратную подстановку:

    х – 4 =2

    х =6

    или

    х – 4 = 3

    х = 7

    4.

    х4 – 13 х2 + 26 = 0, уравнение биквадратное

    x2 = t, t 0

    t2 – 13 t + 36 = 0

    Д = ( –13 )2 – 4*36 = 169 – 144 = 25 >0, 2 корня

    t1, 2 =( 13 + 5) : 2

    t1 = 9 > 0

    t2= 4 > 0

    Решаем обратную подстановку:

    х2 = 9 > 0, 2 корня

    х1 = 3

    х 2= –3

    х2 =4 > 0 , 2 корня

    х1 = 2

    х2 = -2

    Ответ: –3; –2; 2; 3.

    5.

    ( х + 2 )4 – 11 (х + 2 )2 = 12

    (x + 2)2 = t, t 0

    t2 – 11 t – 12 = 0

    по теореме, обратной теореме Виета:

    { t 1+ t2 = 11

    t1 t2 = –12, следовательно t1 = 12 0

    t2 = –1 – посторонний корень

    Решаем обратную подстановку:

    (х + 2)2 = 12

    х2 + 4х + 4 = 12

    х 2 + 4 х – 8 = 0

    Д = 48 > 0, 2 корня

    х1, 2 = ( –4 + 4 ) : 2

    х1, 2 = –2 + 2

    В) Уравнения высших степеней

    1.

    х 2 = х3

    х 2– х3 = 0

    х2 ( 1 – х ) = 0, следовательно х = 0 или 1 – х = 0 х = 1

    Ответ: 0; 1.

    2.

    3y 5 = 96

      разделим обе части на 3:

      y5 = 32

      y =

      y = 2

    3.

    х 3+ х2 + х + 1 = 0

      ( х3 + х2) + ( х + 1) = 0

      х2 (х + 1) + ( х+ 1) =0

      ( х+ 1) (х2 +1) = 0, следовательно х + 1 = 0 или х2 + 1 = 0

      х = –1 х2 = –1 < 0, корней нет

      Ответ: –1.

    4.

    –5,5 n ( n – 1 ) (n + 2,5) ( n – 3/ 7) = 0

    –5,5 n = 0 или n – 1 = 0 или n + 2,5 = 0 или n – 3/ 7 = 0

    n = 0

    n = 1

    n = – 2, 5

    n = 3/ 7

    Г) Дробно-рациональные уравнения

    1.

    img5.gif (797 bytes)

    Ответ: –2.

    Д) Иррациональные

    1.

    wpe4DE.jpg (873 bytes)

    х = 82 = 64

    2.

    wpe4DF.jpg (1201 bytes)

    2 а – 5 = 52

    2 а = 25 + 5

    2 а = 30

    а = 15

    проверка:

    2 а – 5 0

    2 * 15 – 5 = 25 0

    Ответ: 15.

    Е) Уравнения с модулем

    Х – 5 | х | = 0

    х2 – 5х = 0, если х > 0

    х 2 + 5х = 0 ,

    если х 0

    х =5

    х = 0

    х = –5

    Ж) Уравнения с параметрами

    2 х – 5 = 17

    2 а 2х = 22

    х = 22: 2а2

    а – любое число.

    IV. Устная самостоятельная работа с последующей проверкой (уровневая)

    Задание: Решите уравнение, фиксируя на листе только ответы.

    “А” ( на оценку “3”)

    2 = 162

    а2 – 6а + 8 = 0

    х5 – х4 = 0

    “Б” (на “4”)

    2 – 1)2 – 11 ( х2 – 1) + 24 = 0

    х 7+ х 6+ х + 1 = 0

    (х + 5) (х – 6/7) (х + 1/3) (х –8) = 0

    “В” ( на “5”)

      1. ( х2 –2) 2– 9 (х2 – 2 ) + 14 = 0

      2. O 2х – 5 = 4

      3. х 5+ х4 + х + 1 = 0

    V. Итоги урока Виды уравнений; Способы решения; Активность учащихся, оценка устной работы.

     VI. Домашнее задание

    Индивидуальные карточки с наборами уравнений.


    Шамшурина Галина Константиновна, учитель математики и информатики


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 54268
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    Малика




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 3 сентября 2008 20:38

    3(x-2)-5=4-(5x-1)
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.