Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Электрическое поле Электрическое поле20 декабря 2007. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Внеклассное мероприятие по физике 10-й класс
Внеклассное мероприятие по физике, целью которого является повторение и обобщение знаний по материалу раздела.Цель: повторение и обобщение знаний по разделу “Электрическое поле” в игровой форме. Задачи: образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений; развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике. воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно. Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, кондуктор конусообразный, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, пробный шарик, рычажные весы, карточки с фамилиями учёных, кроссвордами, конверты с буквами (по два комплекта), монеты, задания и номера для лотереи. План мероприятия.I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов. II. Конкурсы:
III. Подведение итогов соревнования. Ход соревнования.I. Организационный момент.Приветствие, объявление плана работы. Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе соревнования ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце игры каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз. Разделимся на две команды. II. Проведение соревнования.Методическое замечание: Соревнуются две команды, они размещаются за отдельными “круглыми” столами. Учёт очков ведёт жюри или учитель с помощью рычажных весов: каждая чашка весов соответствует определённой команде. За полученное очко на чашку весов кладётся копейка. К концу игры перевешивает чашка весов выигравшей команды. Конкурсы.1. Конкурс учёных. Методическое замечание: Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией.Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко. Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил: - Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие. Задания: - Французский физик, впервые установивший существование электрических зарядов двух родов. (Ш. Дюфе) - Профессор Петербургского университета, впервые построивший электрометр, который обнаруживал даже атмосферное электричество. (Г. Рихман) - Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон) - Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей) - В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта) - Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов) - Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе) 2. Конкурс “Объясни опыт”. Учитель без комментариев демонстрирует опыт. Учащиеся должны как можно более полно объяснить наблюдаемое явление и записать всё, что считают нужным. Результаты команды сдают жюри. В это время учитель комментирует ход опыта и объясняет наблюдаемое явление.
Опыт
Рисунок 1. Пробный шарик с длинным проводником соединён со стержнем электроскопа, корпус заземлён. Заряжаем кондуктор и шарик перемещаем по всей поверхности (наружной и внутренней) кондуктора. Показания электрометра не меняются, т. е. Поверхность заряженного проводника всюду имеет одинаковый потенциал, является эквипотенциальной поверхностью. 3. Конкурс “Найди ошибку” (домашнее задание). Каждая команда зачитывает несколько фраз (подготовленных заранее), в которых имеются физические ошибки. Противоположная команда должна найти все ошибки. (Например:
4. Пантомима. Один участник команды выходит в лаборантскую. В это время учитель демонстрирует опыт. Потом игрок входит в класс, а его команда (без слов) жестами, мимикой изображает ход опыта. Выигрывает команда, чей отсутствующий быстро и точно опишет проведённый опыт. Опыты. 1). Два султана заряжают одноимённо.
Рисунок 2. 2). Заряжаем один электрометр, затем соединяем его проводником на изо-лирующей ручке с другим незаряженным электроскопом. Заряд поровну разделился между ними.
Рисунок 3. 5. Конкурс кроссвордов. Вызывается по одному представителю от каждой команды, им вручается по конверту с набором букв. Из этих букв необходимо составить слово, использовав все буквы (слово одно – например, “Электростатика”). Очко получает та команда, чей участник быстрее составит слово. В это время каждая команда получает одинаковые кроссворды. Очко присуждается той команде, которая правильно и быстрее другой команды отгадывает ребусы (отдельно) и кроссворд. Кроссворд.
6. “Музейная задача”. /Я.И.Перельман, Занимательная физика, часть2,1994/ В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой рукописи от соседнего. При Российской Акадамии наук имеется лаборатория реставрации документов, которой и приходится разрешать подобные задачи. Вопрос командам: как разъединять такие листы?(Выслушиваются мнения команд) Ответ. В указанном случае лаборатория справляется с задачей, прибегнув к услугам электричества: свиток электризуется; соседние его части, получившие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга – и аккуратно, без повреждения разделяются. Такой отделённый свиток уже сравнительно нетрудно умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу. 7. “Лотерея”. Каждый учащийся берёт наугад бумажку с номером приза и вопросом, при правильном ответе на который, получает по номеру приз (или балл команде) Задания:
III. Подведение итогов.Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.
Шашина Наталья Петровна, учитель физики, информатики Вернуться назад |