Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
Задачи:
образовательные: повторить, обобщить знания по изученному материалу данной темы, проверить знания фактического материала, практических умений;
развивающие: развитие умений наблюдать, делать выводы; развитие памяти, быстроты реакции, творческих способностей, умения применять полученные знания на практике.
воспитательные: формирование навыков работы в коллективе, умения слушать товарищей, высказывать свою точку зрения грамотно.
Оборудование: 2 электрометра, 2 султана, кондуктор конусообразный, эбонитовая и стеклянная палочки, мех, стержень на изолированной ручке, пробный шарик, рычажные весы, карточки с фамилиями учёных, кроссвордами, конверты с буквами (по два комплекта), монеты, задания и номера для лотереи.
I. Организационная часть: разделение учащихся класса на две группы; объяснение хода соревнования и учёта правильных ответов.
II. Конкурсы:
III. Подведение итогов соревнования.
Приветствие, объявление плана работы.
Вы изучили раздел “Электрическое поле”, сейчас в ходе соревнования ещё раз повторим всё, что вы знаете по материалу этой темы. В конце игры каждый, кто хорошо подготовлен, получит приз.
Разделимся на две команды.
Методическое замечание:
Соревнуются две команды, они размещаются за отдельными “круглыми” столами. Учёт очков ведёт жюри или учитель с помощью рычажных весов: каждая чашка весов соответствует определённой команде. За полученное очко на чашку весов кладётся копейка. К концу игры перевешивает чашка весов выигравшей команды.
1. Конкурс учёных.
Методическое замечание:
Каждая команда получает набор карточек, на которых крупными буквами написаны фамилии учёных. Учитель зачитывает несколько слов об учёном, его деятельности, вкладе в науку, а вы поднимаете карточку с его фамилией.Та команда, которая быстрее поднимет карточку с правильным ответом, получит очко.
Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как появляются открытия, которые преображают мир. Учёный ответил:
- Очень просто. Все знают, что сделать невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.
Задания:
- Французский физик, впервые установивший существование электрических зарядов двух родов. (Ш. Дюфе)
- Профессор Петербургского университета, впервые построивший электрометр, который обнаруживал даже атмосферное электричество. (Г. Рихман)
- Французский учёный, в 1785 году установивший закон взаимодействия точечных зарядов опытным путём. (Ш. Кулон)
- Учёный, впервые предположивший существование электрического поля вокруг заряженных тел. Он же предложил изображать его в виде силовых линий. (М. Фарадей)
- В его честь названа единица электрического напряжения. (А. Вольта)
- Русский учёный, изобретатель радио. (А. Попов)
- Русский учёный, опытным путём открывший существование электрона и измеривший его заряд. (А. Иоффе)
2. Конкурс “Объясни опыт”.
Учитель без комментариев демонстрирует опыт. Учащиеся должны как можно более полно объяснить наблюдаемое явление и записать всё, что считают нужным. Результаты команды сдают жюри. В это время учитель комментирует ход опыта и объясняет наблюдаемое явление.
Опыт
Исследование потенциала заряженного
проводника
Рисунок 1.
Пробный шарик с длинным проводником соединён со стержнем электроскопа, корпус заземлён. Заряжаем кондуктор и шарик перемещаем по всей поверхности (наружной и внутренней) кондуктора. Показания электрометра не меняются, т. е. Поверхность заряженного проводника всюду имеет одинаковый потенциал, является эквипотенциальной поверхностью.
3. Конкурс “Найди ошибку” (домашнее задание).
Каждая команда зачитывает несколько фраз (подготовленных заранее), в которых имеются физические ошибки. Противоположная команда должна найти все ошибки. (Например:
4. Пантомима.
Один участник команды выходит в лаборантскую. В это время учитель демонстрирует опыт. Потом игрок входит в класс, а его команда (без слов) жестами, мимикой изображает ход опыта.
Выигрывает команда, чей отсутствующий быстро и точно опишет проведённый опыт.
Опыты.
1). Два султана заряжают одноимённо.
Рисунок 2.
2). Заряжаем один электрометр, затем соединяем его проводником на изо-лирующей ручке с другим незаряженным электроскопом. Заряд поровну разделился между ними.
Рисунок 3.
5. Конкурс кроссвордов.
Вызывается по одному представителю от каждой команды, им вручается по конверту с набором букв. Из этих букв необходимо составить слово, использовав все буквы (слово одно – например, “Электростатика”). Очко получает та команда, чей участник быстрее составит слово. В это время каждая команда получает одинаковые кроссворды. Очко присуждается той команде, которая правильно и быстрее другой команды отгадывает ребусы (отдельно) и кроссворд.
Кроссворд.
6. “Музейная задача”. /Я.И.Перельман, Занимательная физика, часть2,1994/
В практике музейного дела нередко возникает надобность читать древние свитки, настолько ветхие, что они ломаются и рвутся при самой осторожной попытке отделить один слой рукописи от соседнего. При Российской Акадамии наук имеется лаборатория реставрации документов, которой и приходится разрешать подобные задачи.
Вопрос командам: как разъединять такие листы?(Выслушиваются мнения команд)
Ответ.
В указанном случае лаборатория справляется с задачей, прибегнув к услугам
электричества: свиток электризуется; соседние его части, получившие одноимённый заряд, отталкиваются друг от друга – и аккуратно, без повреждения разделяются. Такой отделённый свиток уже сравнительно нетрудно умелыми руками развернуть и наклеить на плотную бумагу.
7. “Лотерея”.
Каждый учащийся берёт наугад бумажку с номером приза и вопросом, при правильном ответе на который, получает по номеру приз (или балл команде)
Задания:
Вопросы |
Ответы |
1. Единица измерения электрического заряда |
Кулон |
2. Единица измерения электрического напряжения |
1 Вольт |
3. Единица измерения электроёмкости |
1 Фарада |
4. Формула закона Кулона |
F=k*q1q2 /r 2 |
5. Энергетическая характеристика электрич. поля |
Потенциал |
6. Силовая характеристика электрического поля |
Напряжённость |
7. Обладает ли ёмкостью незаряженный проводник? |
Да |
8. Два вида диэлектриков. |
Поляризованные, неполяризованные |
9. Какие элементарные частицы обладают самым маленьким электрическим зарядом? |
Электрон и протон |
10. Поле, которое создаёт вокруг себя электрический заряд |
Электрическое |
11. Как ведут себя два одноимённо заряженных тела? |
Взаимно отталкиваются |
12. Работа по перемещению заряда в электрическом поле не зависит от … |
Траектории перемещения |
13. Линии напряжённости начинаются на ….. зарядах, заканчиваются на …..зарядах. |
+, - |
14. Электрическое поле можно графически изображать с помощью линий напряжённости и ….. |
эквипотенциальных поверхностей |
15. E=… |
E=F/q |
16. Поверхности с одинаковыми потенциалами называются … |
Эквипотенциальными поверхностями |
17. Формула для расчёта работы по перемещению заряда в электрическом поле. |
A=qU=Eqd |
18. E/E0 =? – это… |
Диэлектрическая проницаемость |
19. Способность проводника держать на себе заряд - |
Электроёмкость |
20. Два вида соединения конденсаторов |
Параллельно,последовательно |
21. Два основных понятия электродинамики - |
Электрический заряд и электрическое поле. |
22. Электризация тела состоит в потере или приобретении им некоторого количества… |
Электронов |
23. Разность потенциалов называется … |
Электрическим напряжением |
24. Алгебраическая сумма электрических зарядов в замкнутой системе … |
Сохраняется |
25. Внутри замкнутой поверхности электрическое поле … |
Отсутствует |
26. Поляризованные диэлектрики называются… |
Диполи |
27. В чём главное отличие проводников и диэлектриков? |
У проводников есть свободные заряды. |
28. Электроёмкость зависит от … |
Геометрических размеров проводника и от среды |
29. Назвать известные вам виды полей |
Гравитационное, электромагнитное |
Оглашение результатов соревнования. Замечания. Поощрение отдельных игроков и выигравшей команды.
,