Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание, Методики > Правила поведения в столовой Правила поведения в столовой21 декабря 2007. Разместил: lessons |
Конспект внеклассного занятия
С поступлением в школу большинство детей переживает возрастной психологический кризис. Преодолеть этот кризис помогает ученикам курс «Введение в школьную жизнь», который направлен на успешную адаптацию первоклассников в школе. Курс «Введение в школьную жизнь» реализуется в рамках индивидуально-ориентированного подхода по программе «Знай, умей, научись».Введение в школьную жизнь Наш курс «Введение в школьную жизнь» направлен на успешную адаптацию первоклассников в школе. В этот раздел входят темы:
Эти 8 тем рассчитаны на первое полугодие первого класса. Во втором полугодии мы работали над разделом: “Человек хороших и вредных привычек”. Сами занятия по курсу строятся по следующей технологии, содержащей три этапа: 1 этап - подготовительная часть к занятию. На этом этапе используется опережающий подход: дается задание по теме, которую только планируется рассмотреть. Пример: изготовить дома салфетку (это была совместная работа с родителями). Примерами домашних работ могут быть творческие задания: оформить плакаты; составить памятку; подобрать библиотечку по теме и т. д. 2 этап - вводная часть занятия. Включает в себя ритуал приветствия и планирования темы. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. Он первый здоровается с детьми. Педагог, здороваясь с ребенком, обязательно должен назвать его по имени и выразить ему - вербально или невербально - радость и удовлетворение от встречи. Это могут быть слова «Я рада тебя видеть», теплая улыбка, визуальный (глаза-в-глаза) контакт, тактильный (рукопожатие, прикоснуться к руке) контакт. Дети в начале игрового занятия рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на полу, на ковре. Также важно, чтобы прозвучало и приветствие для всей группы. Это формирует чувство принадлежности к группе. Можно включать и групповое пение (для приподнятого настроения). 3 этап - основная часть занятия, занимающая ѕ запланированного времени. Эта часть посвящена групповому обсуждению и поиску вариантов решений обозначенной темы занятия. Методика проведения занятий отличается от правил проведения урока. На таких занятиях нет места назиданиям, нотациям, однозначным выводам по типу: « Это можно делать, а это нельзя». При рассмотрении жизненных ситуаций мы используем игровые приемы и упражнения. На нашем занятии вы увидите сказочных героев: Буратино и Мальвину, познакомитесь с вымышленным учеником Федей. Он у нас жил в классе с первого сентября. На его ошибках мы учились. Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения в столовой, выражений приглашения, благодарности, сформировать представление об этикете, о правилах поведения за столом. Опорные понятия: правила поведения за столом; разговоры за столом; благодарность, похвала и просьба; этикетные предписания и запреты; разбор типичных ошибок, связанных с поведением детей в столовой; речевое общение с работниками столовой. Оборудование и материалы: видеомагнитофон; телевизор; магнитофон; костюмы для сказочных персонажей (Буратино и Мальвина); кукольная столовая (2 набора); книга “Весёлый этикет” Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина; игрушки. Оформление: бумажные цветы; выставка салфеток; ваза с цветами. Ход занятия 1. Ритуал приветствия: учитель здоровается с детьми, каждого называет по имени; визуальный контакт “Глаза – в глаза”; тактильный контакт (прикоснуться к руке, рукопожатие). 2. Сообщение темы. Учитель. Тема нашего занятия: “Правила поведения в столовой”. Стук в дверь. У. Кто-то стучится в нашу дверь (входят Буратино и Мальвина). У. Здравствуйте. Да это наши любимые герои! Кто узнал наших сказочных персонажей? Дети. Это Буратино и Мальвина. У. Из какой сказки они пришли? Д. “ Золотой ключик, или приключения Буратино” У. Буратино и Мальвина подготовили для нас сценку. Сядем поудобнее и посмотрим. Сценка “Как Буратино завтракал”. ( Отрывок из книги: Толстой А. “Золотой ключик, или приключения Буратино”. – М., Детская литература, 1989, стр.57) Мальвина. Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино! Буратино. Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь. Ребята, подскажите мне, что я неправильно делал за завтраком? (Ответы детей) У. Совсем расстроенный сидит Буратино. Давайте попросим остаться Буратино и Мальвину. Слушая внимательно ответы детей, ты тоже многие правила культурного поведения запомнишь. 3. Работа над новым материалом. У. Мы с вами на прошлых занятиях говорили о правилах поведения на переменах. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой? Об этом мы поговорим, послушав рассказ о том, как Федин класс завтракал. Чтение отрывка героями. М. Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут завтракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что при этом нельзя толкаться и шуметь. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. Б. - Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду! М. Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала: - Мне очень стыдно за тебя Слава. Извините, Анна Петровна… У. Дети, почему Елена Николаевна так сказала? Почему она извинилась за Славу? (Ответы детей) Да, правила культурного поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит другим. Это во-первых. А самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботиться. Вот почему Елена Николаевна извинилась перед Анной Петровной за своего ученика. М. - Ничего, - сказала Анна Петровна, - он и сам уже понял, что нехорошо получилось, правда, Слава? Б. Слава покраснел и опустил голову. - Мне надо еще чаю, - громко сказал Федя, протягивая свой стакан. - И мне! – крикнул Витя. И они стали пить чай. М. А Елена Николаевна сказала: - Когда мы вернемся в класс, мы поговорим о том, как следует вести себя за столом. Оказывается, не только Слава не знает этих правил. У. Ребята, о каких правилах поведения будет говорить Елена Николаевна со своими учениками? Какие замечания она сделает Вите и Феде? Да, пожелав ещё чаю, они должны были обратиться к Анне Петровне так, как это принято. В русском языке есть прекрасные слова: пожалуйста, будьте добры, которыми мы выражаем свою просьбу. Это очень важное правило культуры речи и поведения. Каждый воспитанный человек должен его помнить. А еще о каком правиле забыли Витя и Федя? Да, они не поблагодарили Анну Петровну. Что должны сказать все дети, вставая из-за стола после завтрака? Не забывайте делать это и вы. 4. Просмотр видеофильма У. Спасибо, Мальвина и Буратино, за чтение. А кто из вас любит отгадывать загадки? Буратино, что ты руку тянешь? Шепчет Буратино учителю на ухо. У. Оказывается, Буратино, приготовил нам видео сюжет – загадку. Будьте внимательны, вам надо найти правила, которые нарушили герои. Просмотр первого видео сюжета. Цель: показать неправильное поведение детей в столовой. У. Мальвина тоже приготовила видео сюжет. Просмотр второго видео сюжета. Цель: показать образцовое поведение детей в столовой. У. За каким из столов дети правильно себя вели? (Ответы детей) У. Молодцы, ребята. Вы были очень наблюдательны и внимательны, правильно отвечали. А сейчас, Буратино, прочитай слово на доске. Б. Сер-ви-ров-ка. (Работа над смыслом слова сервировка – убранство стола: посуда, столовые приборы) У. Сейчас я предлагаю разделиться на две команды. Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки. А помогать вам будут Мальвина и Буратино. На двух столах цветы, кукольная посуда, две вазы, салфетки. Дети работают в командах. У. А какие предметы помогли вам украсить столы? Зачем люди придумали салфетки? Выставка салфеток. ( Работы выполнялись дома с родителями). Б. Какие культурные и воспитанные дети в том классе! Как они много знают правил поведения в столовой. А знаешь, Мальвина, я тоже многому научился у ребят. М. Я очень рада за тебя, Буратино. Но нам пора расставаться. А на прощание я хочу подарить вам цветок с памятками (правила поведения в столовой) Памятка - на каждом лепесточке правило, в середине: “Правила поведения в столовой”. Перед едой мой руки с мылом. Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу. Сладости кушай только после обеда. Не ставь локти на стол. Не разговаривай с полным ртом. Используй салфетку. Поблагодари. Звучит музыка “По дорогам сказок”. Буратино уходит из класса со словами: «Спасибо, ребятишки, Девчонки и мальчишки! Ваш цветочек мне поможет Правила не забывать. Постоянно за обедом Их я буду вспоминать.» Конец занятия.
Шелухина Марина Ильинична, учитель начальных классов Вернуться назад |