Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Правила поведения в столовой
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание, Методики > Правила поведения в столовой
{LF_links}

Правила поведения в столовой


21 декабря 2007. Разместил: lessons
Конспект внеклассного занятия
С поступлением в школу большинство детей переживает возрастной психологический кризис. Преодолеть этот кризис помогает ученикам курс «Введение в школьную жизнь», который направлен на успешную адаптацию первоклассников в школе. Курс «Введение в школьную жизнь» реализуется в рамках индивидуально-ориентированного подхода по программе «Знай, умей, научись».

Введение в школьную жизнь

Наш курс «Введение в школьную жизнь» направлен на успешную адаптацию первоклассников в школе. В этот раздел входят темы:

  • Что значит быть учеником.
  • Чем занимается учитель.
  • Кто такой директор, завуч.
  • Для чего необходимо соблюдать правила поведения на уроке и перемене.
  • Правила поведения в столовой.
  • Для чего и как пользоваться библиотекой.
  • Что значит быть дежурным.
  • Чем занимаются старшеклассники.

Эти 8 тем рассчитаны на первое полугодие первого класса. Во втором полугодии мы работали над разделом: “Человек хороших и вредных привычек”.

Сами занятия по курсу строятся по следующей технологии, содержащей три этапа:

1 этап - подготовительная часть к занятию. На этом этапе используется опережающий подход: дается задание по теме, которую только планируется рассмотреть.

Пример: изготовить дома салфетку (это была совместная работа с родителями). Примерами домашних работ могут быть творческие задания:

оформить плакаты; составить памятку; подобрать библиотечку по теме и т. д.

2 этап - вводная часть занятия. Включает в себя ритуал приветствия и планирования темы.

Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу.

Он первый здоровается с детьми.

Педагог, здороваясь с ребенком, обязательно должен назвать его по имени и выразить ему - вербально или невербально - радость и удовлетворение от встречи.

Это могут быть слова «Я рада тебя видеть», теплая улыбка, визуальный (глаза-в-глаза) контакт, тактильный (рукопожатие, прикоснуться к руке) контакт.

Дети в начале игрового занятия рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на полу, на ковре.

Также важно, чтобы прозвучало и приветствие для всей группы. Это формирует чувство принадлежности к группе.

Можно включать и групповое пение (для приподнятого настроения).

3 этап - основная часть занятия, занимающая ѕ запланированного времени. Эта часть посвящена групповому обсуждению и поиску вариантов решений обозначенной темы занятия. Методика проведения занятий отличается от правил проведения урока. На таких занятиях нет места назиданиям, нотациям, однозначным выводам по типу: « Это можно делать, а это нельзя».

При рассмотрении жизненных ситуаций мы используем игровые приемы и упражнения. На нашем занятии вы увидите сказочных героев: Буратино и Мальвину, познакомитесь с вымышленным учеником Федей. Он у нас жил в классе с первого сентября. На его ошибках мы учились.

Цель: на материале примеров образцового и неправильного поведения в столовой, выражений приглашения, благодарности, сформировать представление об этикете, о правилах поведения за столом.

Опорные понятия:

правила поведения за столом;

разговоры за столом;

благодарность, похвала и просьба;

этикетные предписания и запреты;

разбор типичных ошибок, связанных с поведением детей в столовой;

речевое общение с работниками столовой.

Оборудование и материалы:

видеомагнитофон;

телевизор;

магнитофон;

костюмы для сказочных персонажей (Буратино и Мальвина);

кукольная столовая (2 набора);

книга “Весёлый этикет” Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина;

игрушки.

Оформление:

бумажные цветы;

выставка салфеток;

ваза с цветами.

Ход занятия

1. Ритуал приветствия:

учитель здоровается с детьми, каждого называет по имени;

визуальный контакт “Глаза – в глаза”;

тактильный контакт (прикоснуться к руке, рукопожатие).

2. Сообщение темы.

Учитель. Тема нашего занятия: “Правила поведения в столовой”.

Стук в дверь.

У. Кто-то стучится в нашу дверь (входят Буратино и Мальвина).

У. Здравствуйте. Да это наши любимые герои! Кто узнал наших сказочных персонажей?

Дети. Это Буратино и Мальвина.

У. Из какой сказки они пришли?

Д.Золотой ключик, или приключения Буратино”

У. Буратино и Мальвина подготовили для нас сценку. Сядем поудобнее и посмотрим.

Сценка “Как Буратино завтракал”.

( Отрывок из книги: Толстой А. “Золотой ключик, или приключения Буратино”. – М., Детская литература, 1989, стр.57)

Мальвина. Какой же ты невоспитанный и некультурный, Буратино!

Буратино. Мальвина, я не понимаю, за что ты меня ругаешь. Ребята, подскажите мне, что я неправильно делал за завтраком? (Ответы детей)

У. Совсем расстроенный сидит Буратино. Давайте попросим остаться Буратино и Мальвину. Слушая внимательно ответы детей, ты тоже многие правила культурного поведения запомнишь.

3. Работа над новым материалом.

У. Мы с вами на прошлых занятиях говорили о правилах поведения на переменах. Но одна из перемен – особая. Она посвящена посещению столовой. Есть ли правила поведения в столовой? Об этом мы поговорим, послушав рассказ о том, как Федин класс завтракал.

Чтение отрывка героями.

М. Прозвенел звонок, и все дети по команде Елены Николаевны встали в пары: они идут завтракать. Столовая на первом этаже, и ребятам нужно спокойно, но быстро спуститься по лестнице и занять свои места за столом. Они знают, что при этом нельзя толкаться и шуметь.

На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки.

Б.

- Фу! – вдруг громко говорит Слава. – Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

М. Повар Анна Петровна наливала ребятам чай. Она услыхала эти слова и только головой покачала, а Елена Николаевна строго посмотрела на Славу и сказала:

- Мне очень стыдно за тебя Слава. Извините, Анна Петровна…

У. Дети, почему Елена Николаевна так сказала? Почему она извинилась за Славу? (Ответы детей) Да, правила культурного поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит другим. Это во-первых. А самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботиться. Вот почему Елена Николаевна извинилась перед Анной Петровной за своего ученика.

М.

- Ничего, - сказала Анна Петровна, - он и сам уже понял, что нехорошо получилось, правда, Слава?

Б. Слава покраснел и опустил голову.

- Мне надо еще чаю, - громко сказал Федя, протягивая свой стакан.

- И мне! – крикнул Витя. И они стали пить чай.

М. А Елена Николаевна сказала:

- Когда мы вернемся в класс, мы поговорим о том, как следует вести себя за столом. Оказывается, не только Слава не знает этих правил.

У. Ребята, о каких правилах поведения будет говорить Елена Николаевна со своими учениками? Какие замечания она сделает Вите и Феде? Да, пожелав ещё чаю, они должны были обратиться к Анне Петровне так, как это принято. В русском языке есть прекрасные слова: пожалуйста, будьте добры, которыми мы выражаем свою просьбу. Это очень важное правило культуры речи и поведения. Каждый воспитанный человек должен его помнить.

А еще о каком правиле забыли Витя и Федя? Да, они не поблагодарили Анну Петровну. Что должны сказать все дети, вставая из-за стола после завтрака? Не забывайте делать это и вы.

4. Просмотр видеофильма

У. Спасибо, Мальвина и Буратино, за чтение. А кто из вас любит отгадывать загадки? Буратино, что ты руку тянешь?

Шепчет Буратино учителю на ухо.

У. Оказывается, Буратино, приготовил нам видео сюжет – загадку. Будьте внимательны, вам надо найти правила, которые нарушили герои.

Просмотр первого видео сюжета.

Цель: показать неправильное поведение детей в столовой.

У. Мальвина тоже приготовила видео сюжет.

Просмотр второго видео сюжета.

Цель: показать образцовое поведение детей в столовой.

У. За каким из столов дети правильно себя вели? (Ответы детей)

У. Молодцы, ребята. Вы были очень наблюдательны и внимательны, правильно отвечали. А сейчас, Буратино, прочитай слово на доске.

Б. Сер-ви-ров-ка. (Работа над смыслом слова сервировка – убранство стола: посуда, столовые приборы)

У. Сейчас я предлагаю разделиться на две команды. Каждый стол нужно оформить по правилам сервировки. А помогать вам будут Мальвина и Буратино.

На двух столах цветы, кукольная посуда, две вазы, салфетки.

Дети работают в командах.

У. А какие предметы помогли вам украсить столы? Зачем люди придумали салфетки?

Выставка салфеток.

( Работы выполнялись дома с родителями).

Б. Какие культурные и воспитанные дети в том классе! Как они много знают правил поведения в столовой. А знаешь, Мальвина, я тоже многому научился у ребят.

М. Я очень рада за тебя, Буратино. Но нам пора расставаться. А на прощание я хочу подарить вам цветок с памятками (правила поведения в столовой)

Памятка - на каждом лепесточке правило, в середине: “Правила поведения в столовой”.

Перед едой мой руки с мылом.

Кушай не быстро и не очень медленно, хорошо пережёвывая пищу.

Сладости кушай только после обеда.

Не ставь локти на стол.

Не разговаривай с полным ртом.

Используй салфетку.

Поблагодари.

Звучит музыка “По дорогам сказок”.

Буратино уходит из класса со словами:

«Спасибо, ребятишки,

Девчонки и мальчишки!

Ваш цветочек мне поможет

Правила не забывать.

Постоянно за обедом

Их я буду вспоминать.»

Конец занятия.


Шелухина Марина Ильинична, учитель начальных классов



{SL_links}

Вернуться назад