Изучая опыт обучения учащихся математике,
приходим к выводу, что использованы еще далеко не
все возможности повышения эффективности
учебного процесса. Практика показала, что эти
возможности связаны главным образом, с
совершенствованием и модернизацией методики
обучения математике, развитием и поддержкой у
школьников интереса к изучаемым предметам.
Педагогические и психологические исследования
еще раз убеждают, что интерес к предмету
оказывает сильное влияние на мотивацию его
изучения, а значит, оказывает положительное
влияние на результаты, как в настоящем, так и в
дальнейшем обучении. Традиционно задачи и
задания для тестового контроля, как правило,
соответствуют “стандартам образования” или
“обязательным результатам обучения”. Поэтому
задания должны быть интересными, оригинальными,
с необычной формулировкой, что способствует
повышению интереса к математике. Предлагаем
задания, содержащие гуманитарный компонент, то
есть, позволяющие: повторить или познакомиться с
великими учеными-математиками и их трудами;
раскрыть смысл математических понятий; узнать
исторические сведения, интересные
математические факты.
Данные задания и задачи можно использовать в
процессе обучения математике учащихся 5 – 11-х
классов.
- Чье это высказывание: “Треугольник есть первая
фигура, которая не может разложиться в другой вид
более простой фигуры (между тем как, наоборот,
четырехугольник разлагается на треугольники) и
поэтому есть первый фундамент всякой вещи,
имеющей границу и фигуру”?
а) Д.Бруно;
б) Р.Декарт;
в) Авиценна;
г) Евклид;
д) Архимед.
- Кто дал следующее определение дроби: “Запись
одной из двух величин под другой, ниже которой
между ними проведена черта, обозначает частное
или же величину, возникающую при делении верхней
величины на нижнюю”?
а) И. Ньютон;
б) А. Эйлер;
в) Диофант;
г) Л. Магницкий;
д) О. Коши.
- В какой работе впервые дается определение угла?
а) “Геометрия” Лобачевского;
б) “Основания геометрии” Гильберта;
в) “Конические сечения” Аполлония;
г) “Всеобщая арифметика” Ньютона;
д) “Начала” Евклида.
- Какой народ изобрел счеты?
а) английский;
б) французский;
в) германский;
г) русский;
д) китайский.
- Кто по преданию, из великих геометров древности
сказал солдату, пришедшему его убить: “Не тронь
моих кругов!”?
а) Ньютон;
б) Пифагор;
в) Архимед;
г) Фалес;
д) Гаусс.
- Древнегреческий математик Архимед установил,
что длина окружности относится к длине диаметра
приближенно как 22:7. Найдите длину окружности,
диаметр которой 4,2дм.
а) 132дм;
б) 13,2дм;
в) 1,32дм;
г) 0,132дм;
д) 1320дм.
- Что по приданию завещал Архимед высечь на своем
надгробном камне?
а) шар, вписанный в куб;
б) шар, вписанный в пирамиду;
в) шар, вписанный в конус;
г) шар, вписанный в параллелепипед;
д) шар, вписанный в цилиндр.
- Какое слово произошло от латинского “кентрон”,
обозначающее колющее оружие, которым в древности
подгоняли животных в упряжке, а также острие
ножки циркуля?
а) хорда;
б) центр;
в) радиус;
г) касательная;
д) диаметр.
- Где были обнаружены решения системы линейных
уравнений, выражавшиеся в геометрической форме?
а) в Древней Греции;
б) в Древнем Вавилоне;
в) в Индии;
г) в Италии;
д) в Европе.
- Благодаря кому в уравнении ах + ву = с буквы х и у
стали рассматриваться не как неизвестные, а как
переменные?
а) Г. Лейбницу;
б) Р. Декарту;
в) И. Бернулли;
г) П. Ферма;
д) Л. Эйлеру.
- В современной записи системы двух линейных
уравнений с двумя неизвестными имеет такой вид:
а1х + в1у = с1, а2х + в2у = с2.
Кто впервые употребил индексы при буквах ниже
строки?
а) И. Ньютон;
б) П. Ферма;
в) Г. Лейбниц;
г) Л. Эйлер;
д) Ж.. Лагранж.
- Кем были ведены в 1734г. символы нестрогих
неравенств?
а) Пифагором;
б) П. Буге;
в) О. Коши;
г) Н. Лобачевским;
д) М. Фалесом.
- Что, по мнению Евклида, не имеет частей?
а) прямая;
б) точка;
в) луч;
г) плоскость;
д) отрезок.
- Кто ввел в употребление термины “абсцисса”,
“ордината”, “координаты”?
а) Л. Эйлер;
б) Г. Лейбниц;
в) Р. Декарт;
г) И. Бернулли;
д) П. Ферма.
- Кому принадлежали первые доказательства
теорем: 1) о равенстве углов при основании
равнобедренного треугольника; 2) о равенстве
треугольников по стороне и прилежащим к ней
углам?
а) Пифагору;
б) Фалесу;
в) Евклиду;
г) Ньютону;
д) Декарту.
- В какой книге впервые встречается запись корня,
точно совпадающая с ныне принятой?
а) “Начала” Евклида;
б) “Всеобщая арифметика” Ньютона;
в) “Руководство алгебры” Ролль;
г) “Исчисления песчинок” Архимеда;
д) “Логарифмическая арифметика” Бриггса.
- Какие ученые еще 4000 лет назад составляли наряду
с таблицами умножения и таблиц обратных величин
таблицы квадратов чисел и квадратных корней из
чисел?
а) итальянские;
б) русские;
в) римские;
г) вавилонские;
д) греческие.
- Чья теорема выражает связь между
коэффициентами квадратного уравнения и его
корнями?
а) Пифагора;
б) Виета;
в) Ферма;
г) Эйлера;
д) Фалеса.
- Кем была создана теория отношений и пропорций?
а) римлянами;
б) итальянцами;
в) русскими;
г) вавилонянами;
д) древними греками.
- Кто из известных математиков разрешил проблему
построения правильных многоугольников?
а) Архимед;
б) О. Коши;
в) К. Гаусс;
г) Л. Эйлер;
д) Р. Декарт.
- Определите происхождение термина
“параллелограмм”.
а) латинское;
б) русское;
в) греческое;
г) английское;
д) индийское.
- Где доказывается теорема: в параллелограмме
противоположные стороны равны и противоположные
углы равны, а диагональ разделяет его пополам?
а) “Исчисления песчинок” Архимеда;
б) “Логарифмическая арифметика” Бриггса;
в) “Альмагест” Птолемея;
г) “Начала” Евклида;
д) “Диоптры” Герона.
- Кем было дано явное определение функции в 1718г.?
а) Л. Эйлером;
б) И. Бернулли;
в) С. Лакруа;
г) О. Коши;
д) Н. Лобачевским.
- По профессии он был юристом и почти всю жизнь
занимал должность советника парламента в г.
Тулузе. Свободное от служебных обязанностей
время посвящал математическим исследованиям,
которые положили новые пути почти во всех
отраслях математики: он является одним из
создателей теории чисел, развил метод координат.
Назовите этого математика.
а) Р. Декарт;
б) К. Гаусс;
в) Л. Эйлер;
г) П. Ферма;
д) О. Коши.
- “Трапеция” – слово греческое, означавшее в
древности … .
а) стульчик;
б) столик;
в) шкафчик;
г) табуретку;
д) тумбочка.
- Слово “ромб” греческого происхождения. Что оно
означало в древности?
а) скалка;
б) веретено;
в) ступа;
г) бочонок;
д) коромысло.
- Какая фигура была мерой площади в Древнем Китае?
а) прямоугольник;
б) квадрат;
в) треугольник;
г) ромб;
д) параллелограмм.
- Кто в детском возрасте предложил способ
определения суммы всех натуральных чисел от
единицы до ста?
а) А. Эйлер;
б) К. Гаусс;
в) П. Ферма;
г) Ж.. Лагранж.
д) Л. Магницкий.
- Что означает слово “тригонометрия”?
а) измерение параллелограммов;
б) измерение прямоугольников;
в) измерение квадратов;
г) измерение ромбов;
д) измерение треугольников.
- Кто первый ввел в 1595г. термин “тригонометрия”?
а) К. Птоломей;
б) В. Питиск;
в) Н. Коперник;
г) И. Ньютон;
д) Л. Магницкий.
- Кто составил первые тригонометрические таблицы
хорд?
а) Птолемей;
б) Гунтер;
в) Гиппарх;
г) Кеплер;
д) Гритер.
- Она родилась в семье артиллерийского генерала.
С раннего детства пристрастилась к чтению
литературы и научных книг. Математические ее
способности проявились впервые в возрасте 13 лет.
Первые соприкосновения с областью математики
произошли в детской комнате, оклеенной листами
литографированных лекций Остроградского о
дифференциальном и интегральном исчислениях.
Кто была эта женщина-математик?
а) Мария Лаланд;
б) Софья Жермен;
в) Эмми Нетер;
г) Софья Ковалевская;
д) Людмила Келдыш.
- Как называются правильные невыпуклые
многогранники?
а) тела Архимеда;
б) тела Платона,
в) тела Ньютона;
г) тела Кеплера;
д) тела Пуансо.
- Платон считал, что мир состоит из четырех
“стихий”, а атомы этих “стихий” имеют форму
четырех правильных многогранников. Что
олицетворяет икосаэдр?
а) вода;
б) огонь;
в) земля;
г) воздух;
д) пар.
- Что означает греческий термин “призма”?
а) отрубленное тело;
б) отпиленное тело;
в) отшлифованное тело;
г) спрессованное тело;
д) огнеформное тело.
- Термин “пирамида” заимствован из греческого
языка и означает … .
а) огнеформное тело;
б) отпиленное тело;
в) отшлифованное тело;
г) отрубленное тело;
д) спрессованное тело.
- Латинское слово “конус” позаимствовано из
греческого языка. Что оно означает?
а) еловая шишка;
б) шишка хмеля;
в) кедровая шишка;
г) березовая шишка;
д) сосновая шишка.
- Как называют правильные многогранники?
а) тела Пуансо;
б) тела Платона;
в) тела Архимеда;
г) тела Кеплера;
д) тела Ньютона.
- Кто была первая женщина-математик? Согласно
дошедшим до нас сведениями она была гречанка,
жившая в Александрии от 370 до 415 года. Отец ее, Теон
Александрийский известен тем, что написал книгу
об астрономии, комментарий к астрономическому
трактату “Алмагест” Птолемея и заново издал
“Начала” Евклида с пояснениями и добавлениями.
а) Гипатия;
б) Эрида;
в) Персефона;
г) Ипполита;
д) Пандора.
- Что не является трудами Евклида?