mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    22
    янв
    Тестовые задания по математике, содержащие гуманитарный компонент
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Тестовые задания содержат гуманитарный компонент, позволяющий: повторить или познакомиться с великими учеными-математиками и их трудами; раскрыть смысл математических понятий; узнать исторические сведения, интересные математические факты. Тесты можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5-11-х классов, как на уроках, так и во внеклассной работе.
    На протяжение многих лет остается нерешенной проблема недостаточно качественной подготовки учащихся по математике, а также их слабые знания и по другим предметам. Причин этому много: нестабильное экономическое положение общества, снижение материального уровня жизни, незаинтересованность учащихся в получении знаний и т.д.

    Изучая опыт обучения учащихся математике, приходим к выводу, что использованы еще далеко не все возможности повышения эффективности учебного процесса. Практика показала, что эти возможности связаны главным образом, с совершенствованием и модернизацией методики обучения математике, развитием и поддержкой у школьников интереса к изучаемым предметам.

    Педагогические и психологические исследования еще раз убеждают, что интерес к предмету оказывает сильное влияние на мотивацию его изучения, а значит, оказывает положительное влияние на результаты, как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Традиционно задачи и задания для тестового контроля, как правило, соответствуют “стандартам образования” или “обязательным результатам обучения”. Поэтому задания должны быть интересными, оригинальными, с необычной формулировкой, что способствует повышению интереса к математике. Предлагаем задания, содержащие гуманитарный компонент, то есть, позволяющие: повторить или познакомиться с великими учеными-математиками и их трудами; раскрыть смысл математических понятий; узнать исторические сведения, интересные математические факты.

    Данные задания и задачи можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5 – 11-х классов.

    1. Чье это высказывание: “Треугольник есть первая фигура, которая не может разложиться в другой вид более простой фигуры (между тем как, наоборот, четырехугольник разлагается на треугольники) и поэтому есть первый фундамент всякой вещи, имеющей границу и фигуру”?
    2. а) Д.Бруно;
      б) Р.Декарт;
      в) Авиценна;
      г) Евклид;
      д) Архимед.

    3. Кто дал следующее определение дроби: “Запись одной из двух величин под другой, ниже которой между ними проведена черта, обозначает частное или же величину, возникающую при делении верхней величины на нижнюю”?
    4. а) И. Ньютон;
      б) А. Эйлер;
      в) Диофант;
      г) Л. Магницкий;
      д) О. Коши.

    5. В какой работе впервые дается определение угла?
    6. а) “Геометрия” Лобачевского;
      б) “Основания геометрии” Гильберта;
      в) “Конические сечения” Аполлония;
      г) “Всеобщая арифметика” Ньютона;
      д) “Начала” Евклида.

    7. Какой народ изобрел счеты?
    8. а) английский;
      б) французский;
      в) германский;
      г) русский;
      д) китайский.

    9. Кто по преданию, из великих геометров древности сказал солдату, пришедшему его убить: “Не тронь моих кругов!”?
    10. а) Ньютон;
      б) Пифагор;
      в) Архимед;
      г) Фалес;
      д) Гаусс.

    11. Древнегреческий математик Архимед установил, что длина окружности относится к длине диаметра приближенно как 22:7. Найдите длину окружности, диаметр которой 4,2дм.
    12. а) 132дм;
      б) 13,2дм;
      в) 1,32дм;
      г) 0,132дм;
      д) 1320дм.

    13. Что по приданию завещал Архимед высечь на своем надгробном камне?
    14. а) шар, вписанный в куб;
      б) шар, вписанный в пирамиду;
      в) шар, вписанный в конус;
      г) шар, вписанный в параллелепипед;
      д) шар, вписанный в цилиндр.

    15. Какое слово произошло от латинского “кентрон”, обозначающее колющее оружие, которым в древности подгоняли животных в упряжке, а также острие ножки циркуля?
    16. а) хорда;
      б) центр;
      в) радиус;
      г) касательная;
      д) диаметр.

    17. Где были обнаружены решения системы линейных уравнений, выражавшиеся в геометрической форме?
    18. а) в Древней Греции;
      б) в Древнем Вавилоне;
      в) в Индии;
      г) в Италии;
      д) в Европе.

    19. Благодаря кому в уравнении ах + ву = с буквы х и у стали рассматриваться не как неизвестные, а как переменные?
    20. а) Г. Лейбницу;
      б) Р. Декарту;
      в) И. Бернулли;
      г) П. Ферма;
      д) Л. Эйлеру.

    21. В современной записи системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет такой вид: а1х + в1у = с1, а2х + в2у = с2.
    22. Кто впервые употребил индексы при буквах ниже строки?

      а) И. Ньютон;
      б) П. Ферма;
      в) Г. Лейбниц;
      г) Л. Эйлер;
      д) Ж.. Лагранж.

    23. Кем были ведены в 1734г. символы нестрогих неравенств?
    24. а) Пифагором;
      б) П. Буге;
      в) О. Коши;
      г) Н. Лобачевским;
      д) М. Фалесом.

    25. Что, по мнению Евклида, не имеет частей?
    26. а) прямая;
      б) точка;
      в) луч;
      г) плоскость;
      д) отрезок.

    27. Кто ввел в употребление термины “абсцисса”, “ордината”, “координаты”?
    28. а) Л. Эйлер;
      б) Г. Лейбниц;
      в) Р. Декарт;
      г) И. Бернулли;
      д) П. Ферма.

    29. Кому принадлежали первые доказательства теорем: 1) о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; 2) о равенстве треугольников по стороне и прилежащим к ней углам?
    30. а) Пифагору;
      б) Фалесу;
      в) Евклиду;
      г) Ньютону;
      д) Декарту.

    31. В какой книге впервые встречается запись корня, точно совпадающая с ныне принятой?
    32. а) “Начала” Евклида;
      б) “Всеобщая арифметика” Ньютона;
      в) “Руководство алгебры” Ролль;
      г) “Исчисления песчинок” Архимеда;
      д) “Логарифмическая арифметика” Бриггса.

    33. Какие ученые еще 4000 лет назад составляли наряду с таблицами умножения и таблиц обратных величин таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел?
    34. а) итальянские;
      б) русские;
      в) римские;
      г) вавилонские;
      д) греческие.

    35. Чья теорема выражает связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями?
    36. а) Пифагора;
      б) Виета;
      в) Ферма;
      г) Эйлера;
      д) Фалеса.

    37. Кем была создана теория отношений и пропорций?
    38. а) римлянами;
      б) итальянцами;
      в) русскими;
      г) вавилонянами;
      д) древними греками.

    39. Кто из известных математиков разрешил проблему построения правильных многоугольников?
    40. а) Архимед;
      б) О. Коши;
      в) К. Гаусс;
      г) Л. Эйлер;
      д) Р. Декарт.

    41. Определите происхождение термина “параллелограмм”.
    42. а) латинское;
      б) русское;
      в) греческое;
      г) английское;
      д) индийское.

    43. Где доказывается теорема: в параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам?
    44. а) “Исчисления песчинок” Архимеда;
      б) “Логарифмическая арифметика” Бриггса;
      в) “Альмагест” Птолемея;
      г) “Начала” Евклида;
      д) “Диоптры” Герона.

    45. Кем было дано явное определение функции в 1718г.?
    46. а) Л. Эйлером;
      б) И. Бернулли;
      в) С. Лакруа;
      г) О. Коши;
      д) Н. Лобачевским.

    47. По профессии он был юристом и почти всю жизнь занимал должность советника парламента в г. Тулузе. Свободное от служебных обязанностей время посвящал математическим исследованиям, которые положили новые пути почти во всех отраслях математики: он является одним из создателей теории чисел, развил метод координат. Назовите этого математика.
    48. а) Р. Декарт;
      б) К. Гаусс;
      в) Л. Эйлер;
      г) П. Ферма;
      д) О. Коши.

    49. “Трапеция” – слово греческое, означавшее в древности … .
    50. а) стульчик;
      б) столик;
      в) шкафчик;
      г) табуретку;
      д) тумбочка.

    51. Слово “ромб” греческого происхождения. Что оно означало в древности?
    52. а) скалка;
      б) веретено;
      в) ступа;
      г) бочонок;
      д) коромысло.

    53. Какая фигура была мерой площади в Древнем Китае?
    54. а) прямоугольник;
      б) квадрат;
      в) треугольник;
      г) ромб;
      д) параллелограмм.

    55. Кто в детском возрасте предложил способ определения суммы всех натуральных чисел от единицы до ста?
    56. а) А. Эйлер;
      б) К. Гаусс;
      в) П. Ферма;
      г) Ж.. Лагранж.
      д) Л. Магницкий.

    57. Что означает слово “тригонометрия”?
    58. а) измерение параллелограммов;
      б) измерение прямоугольников;
      в) измерение квадратов;
      г) измерение ромбов;
      д) измерение треугольников.

    59. Кто первый ввел в 1595г. термин “тригонометрия”?
    60. а) К. Птоломей;
      б) В. Питиск;
      в) Н. Коперник;
      г) И. Ньютон;
      д) Л. Магницкий.

    61. Кто составил первые тригонометрические таблицы хорд?
    62. а) Птолемей;
      б) Гунтер;
      в) Гиппарх;
      г) Кеплер;
      д) Гритер.

    63. Она родилась в семье артиллерийского генерала. С раннего детства пристрастилась к чтению литературы и научных книг. Математические ее способности проявились впервые в возрасте 13 лет. Первые соприкосновения с областью математики произошли в детской комнате, оклеенной листами литографированных лекций Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислениях. Кто была эта женщина-математик?
    64. а) Мария Лаланд;
      б) Софья Жермен;
      в) Эмми Нетер;
      г) Софья Ковалевская;
      д) Людмила Келдыш.

    65. Как называются правильные невыпуклые многогранники?
    66. а) тела Архимеда;
      б) тела Платона,
      в) тела Ньютона;
      г) тела Кеплера;
      д) тела Пуансо.

    67. Платон считал, что мир состоит из четырех “стихий”, а атомы этих “стихий” имеют форму четырех правильных многогранников. Что олицетворяет икосаэдр?
    68. а) вода;
      б) огонь;
      в) земля;
      г) воздух;
      д) пар.

    69. Что означает греческий термин “призма”?
    70. а) отрубленное тело;
      б) отпиленное тело;
      в) отшлифованное тело;
      г) спрессованное тело;
      д) огнеформное тело.

    71. Термин “пирамида” заимствован из греческого языка и означает … .
    72. а) огнеформное тело;
      б) отпиленное тело;
      в) отшлифованное тело;
      г) отрубленное тело;
      д) спрессованное тело.

    73. Латинское слово “конус” позаимствовано из греческого языка. Что оно означает?
    74. а) еловая шишка;
      б) шишка хмеля;
      в) кедровая шишка;
      г) березовая шишка;
      д) сосновая шишка.

    75. Как называют правильные многогранники?
    76. а) тела Пуансо;
      б) тела Платона;
      в) тела Архимеда;
      г) тела Кеплера;
      д) тела Ньютона.

    77. Кто была первая женщина-математик? Согласно дошедшим до нас сведениями она была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Отец ее, Теон Александрийский известен тем, что написал книгу об астрономии, комментарий к астрономическому трактату “Алмагест” Птолемея и заново издал “Начала” Евклида с пояснениями и добавлениями.
    78. а) Гипатия;
      б) Эрида;
      в) Персефона;
      г) Ипполита;
      д) Пандора.

    79. Что не является трудами Евклида?

    а) “Данные”;
    б) “Вычисление корней уравнений”;
    в) “О делении фигур”;
    г) “Феномена”;
    д) “Оптика”.

    Ответы:

    1. а) Д.Бруно;
    2. а) И.Ньютон;
    3. д) “Начала” Евклида;
    4. г) русский;
    5. в) Архимед;
    6. б) 13,2дм;
    7. д) шар, вписанный в цилиндр;
    8. б) центр;
    9. а) в Древней Греции;
    10. б) Р.Декарту;
    11. в) Г.Лейбниц;
    12. б) П.Буге;
    13. б) точка;
    14. б) Г.Лейбниц;
    15. б) Фалесу;
    16. в) “Руководство алгебры” Ролль;
    17. г) вавилонские;
    18. б) Виета;
    19. д) древними греками;
    20. в) К.Гаусс;
    21. в) греческое;
    22. г) “Начала” Евклида;
    23. б) И.Бернулли;
    24. г) П.Ферма;
    25. б) столик;
    26. б) веретено;
    27. а) прямоугольник;
    28. б) К.Гаусс;
    29. д) измерение треугольников;
    30. б) В.Питиск;
    31. в) Гиппарх;
    32. г) Софья Ковалевская;
    33. д) тела Пуансо;
    34. а) вода;
    35. б) отпиленное тело;
    36. а) огнеформное тело;
    37. д) сосновая шишка;
    38. б) тела Платона;
    39. а) Гипатия;
    40. б) “Вычисление корней уравнений”.


    Яковлева Татьяна Петровна, доцент кафедры математики


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 8618
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.