mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    22
    янв
    Тестовые задания по математике, содержащие гуманитарный компонент
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Тестовые задания содержат гуманитарный компонент, позволяющий: повторить или познакомиться с великими учеными-математиками и их трудами; раскрыть смысл математических понятий; узнать исторические сведения, интересные математические факты. Тесты можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5-11-х классов, как на уроках, так и во внеклассной работе.
    На протяжение многих лет остается нерешенной проблема недостаточно качественной подготовки учащихся по математике, а также их слабые знания и по другим предметам. Причин этому много: нестабильное экономическое положение общества, снижение материального уровня жизни, незаинтересованность учащихся в получении знаний и т.д.

    Изучая опыт обучения учащихся математике, приходим к выводу, что использованы еще далеко не все возможности повышения эффективности учебного процесса. Практика показала, что эти возможности связаны главным образом, с совершенствованием и модернизацией методики обучения математике, развитием и поддержкой у школьников интереса к изучаемым предметам.

    Педагогические и психологические исследования еще раз убеждают, что интерес к предмету оказывает сильное влияние на мотивацию его изучения, а значит, оказывает положительное влияние на результаты, как в настоящем, так и в дальнейшем обучении. Традиционно задачи и задания для тестового контроля, как правило, соответствуют “стандартам образования” или “обязательным результатам обучения”. Поэтому задания должны быть интересными, оригинальными, с необычной формулировкой, что способствует повышению интереса к математике. Предлагаем задания, содержащие гуманитарный компонент, то есть, позволяющие: повторить или познакомиться с великими учеными-математиками и их трудами; раскрыть смысл математических понятий; узнать исторические сведения, интересные математические факты.

    Данные задания и задачи можно использовать в процессе обучения математике учащихся 5 – 11-х классов.

    1. Чье это высказывание: “Треугольник есть первая фигура, которая не может разложиться в другой вид более простой фигуры (между тем как, наоборот, четырехугольник разлагается на треугольники) и поэтому есть первый фундамент всякой вещи, имеющей границу и фигуру”?
    2. а) Д.Бруно;
      б) Р.Декарт;
      в) Авиценна;
      г) Евклид;
      д) Архимед.

    3. Кто дал следующее определение дроби: “Запись одной из двух величин под другой, ниже которой между ними проведена черта, обозначает частное или же величину, возникающую при делении верхней величины на нижнюю”?
    4. а) И. Ньютон;
      б) А. Эйлер;
      в) Диофант;
      г) Л. Магницкий;
      д) О. Коши.

    5. В какой работе впервые дается определение угла?
    6. а) “Геометрия” Лобачевского;
      б) “Основания геометрии” Гильберта;
      в) “Конические сечения” Аполлония;
      г) “Всеобщая арифметика” Ньютона;
      д) “Начала” Евклида.

    7. Какой народ изобрел счеты?
    8. а) английский;
      б) французский;
      в) германский;
      г) русский;
      д) китайский.

    9. Кто по преданию, из великих геометров древности сказал солдату, пришедшему его убить: “Не тронь моих кругов!”?
    10. а) Ньютон;
      б) Пифагор;
      в) Архимед;
      г) Фалес;
      д) Гаусс.

    11. Древнегреческий математик Архимед установил, что длина окружности относится к длине диаметра приближенно как 22:7. Найдите длину окружности, диаметр которой 4,2дм.
    12. а) 132дм;
      б) 13,2дм;
      в) 1,32дм;
      г) 0,132дм;
      д) 1320дм.

    13. Что по приданию завещал Архимед высечь на своем надгробном камне?
    14. а) шар, вписанный в куб;
      б) шар, вписанный в пирамиду;
      в) шар, вписанный в конус;
      г) шар, вписанный в параллелепипед;
      д) шар, вписанный в цилиндр.

    15. Какое слово произошло от латинского “кентрон”, обозначающее колющее оружие, которым в древности подгоняли животных в упряжке, а также острие ножки циркуля?
    16. а) хорда;
      б) центр;
      в) радиус;
      г) касательная;
      д) диаметр.

    17. Где были обнаружены решения системы линейных уравнений, выражавшиеся в геометрической форме?
    18. а) в Древней Греции;
      б) в Древнем Вавилоне;
      в) в Индии;
      г) в Италии;
      д) в Европе.

    19. Благодаря кому в уравнении ах + ву = с буквы х и у стали рассматриваться не как неизвестные, а как переменные?
    20. а) Г. Лейбницу;
      б) Р. Декарту;
      в) И. Бернулли;
      г) П. Ферма;
      д) Л. Эйлеру.

    21. В современной записи системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными имеет такой вид: а1х + в1у = с1, а2х + в2у = с2.
    22. Кто впервые употребил индексы при буквах ниже строки?

      а) И. Ньютон;
      б) П. Ферма;
      в) Г. Лейбниц;
      г) Л. Эйлер;
      д) Ж.. Лагранж.

    23. Кем были ведены в 1734г. символы нестрогих неравенств?
    24. а) Пифагором;
      б) П. Буге;
      в) О. Коши;
      г) Н. Лобачевским;
      д) М. Фалесом.

    25. Что, по мнению Евклида, не имеет частей?
    26. а) прямая;
      б) точка;
      в) луч;
      г) плоскость;
      д) отрезок.

    27. Кто ввел в употребление термины “абсцисса”, “ордината”, “координаты”?
    28. а) Л. Эйлер;
      б) Г. Лейбниц;
      в) Р. Декарт;
      г) И. Бернулли;
      д) П. Ферма.

    29. Кому принадлежали первые доказательства теорем: 1) о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника; 2) о равенстве треугольников по стороне и прилежащим к ней углам?
    30. а) Пифагору;
      б) Фалесу;
      в) Евклиду;
      г) Ньютону;
      д) Декарту.

    31. В какой книге впервые встречается запись корня, точно совпадающая с ныне принятой?
    32. а) “Начала” Евклида;
      б) “Всеобщая арифметика” Ньютона;
      в) “Руководство алгебры” Ролль;
      г) “Исчисления песчинок” Архимеда;
      д) “Логарифмическая арифметика” Бриггса.

    33. Какие ученые еще 4000 лет назад составляли наряду с таблицами умножения и таблиц обратных величин таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел?
    34. а) итальянские;
      б) русские;
      в) римские;
      г) вавилонские;
      д) греческие.

    35. Чья теорема выражает связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями?
    36. а) Пифагора;
      б) Виета;
      в) Ферма;
      г) Эйлера;
      д) Фалеса.

    37. Кем была создана теория отношений и пропорций?
    38. а) римлянами;
      б) итальянцами;
      в) русскими;
      г) вавилонянами;
      д) древними греками.

    39. Кто из известных математиков разрешил проблему построения правильных многоугольников?
    40. а) Архимед;
      б) О. Коши;
      в) К. Гаусс;
      г) Л. Эйлер;
      д) Р. Декарт.

    41. Определите происхождение термина “параллелограмм”.
    42. а) латинское;
      б) русское;
      в) греческое;
      г) английское;
      д) индийское.

    43. Где доказывается теорема: в параллелограмме противоположные стороны равны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам?
    44. а) “Исчисления песчинок” Архимеда;
      б) “Логарифмическая арифметика” Бриггса;
      в) “Альмагест” Птолемея;
      г) “Начала” Евклида;
      д) “Диоптры” Герона.

    45. Кем было дано явное определение функции в 1718г.?
    46. а) Л. Эйлером;
      б) И. Бернулли;
      в) С. Лакруа;
      г) О. Коши;
      д) Н. Лобачевским.

    47. По профессии он был юристом и почти всю жизнь занимал должность советника парламента в г. Тулузе. Свободное от служебных обязанностей время посвящал математическим исследованиям, которые положили новые пути почти во всех отраслях математики: он является одним из создателей теории чисел, развил метод координат. Назовите этого математика.
    48. а) Р. Декарт;
      б) К. Гаусс;
      в) Л. Эйлер;
      г) П. Ферма;
      д) О. Коши.

    49. “Трапеция” – слово греческое, означавшее в древности … .
    50. а) стульчик;
      б) столик;
      в) шкафчик;
      г) табуретку;
      д) тумбочка.

    51. Слово “ромб” греческого происхождения. Что оно означало в древности?
    52. а) скалка;
      б) веретено;
      в) ступа;
      г) бочонок;
      д) коромысло.

    53. Какая фигура была мерой площади в Древнем Китае?
    54. а) прямоугольник;
      б) квадрат;
      в) треугольник;
      г) ромб;
      д) параллелограмм.

    55. Кто в детском возрасте предложил способ определения суммы всех натуральных чисел от единицы до ста?
    56. а) А. Эйлер;
      б) К. Гаусс;
      в) П. Ферма;
      г) Ж.. Лагранж.
      д) Л. Магницкий.

    57. Что означает слово “тригонометрия”?
    58. а) измерение параллелограммов;
      б) измерение прямоугольников;
      в) измерение квадратов;
      г) измерение ромбов;
      д) измерение треугольников.

    59. Кто первый ввел в 1595г. термин “тригонометрия”?
    60. а) К. Птоломей;
      б) В. Питиск;
      в) Н. Коперник;
      г) И. Ньютон;
      д) Л. Магницкий.

    61. Кто составил первые тригонометрические таблицы хорд?
    62. а) Птолемей;
      б) Гунтер;
      в) Гиппарх;
      г) Кеплер;
      д) Гритер.

    63. Она родилась в семье артиллерийского генерала. С раннего детства пристрастилась к чтению литературы и научных книг. Математические ее способности проявились впервые в возрасте 13 лет. Первые соприкосновения с областью математики произошли в детской комнате, оклеенной листами литографированных лекций Остроградского о дифференциальном и интегральном исчислениях. Кто была эта женщина-математик?
    64. а) Мария Лаланд;
      б) Софья Жермен;
      в) Эмми Нетер;
      г) Софья Ковалевская;
      д) Людмила Келдыш.

    65. Как называются правильные невыпуклые многогранники?
    66. а) тела Архимеда;
      б) тела Платона,
      в) тела Ньютона;
      г) тела Кеплера;
      д) тела Пуансо.

    67. Платон считал, что мир состоит из четырех “стихий”, а атомы этих “стихий” имеют форму четырех правильных многогранников. Что олицетворяет икосаэдр?
    68. а) вода;
      б) огонь;
      в) земля;
      г) воздух;
      д) пар.

    69. Что означает греческий термин “призма”?
    70. а) отрубленное тело;
      б) отпиленное тело;
      в) отшлифованное тело;
      г) спрессованное тело;
      д) огнеформное тело.

    71. Термин “пирамида” заимствован из греческого языка и означает … .
    72. а) огнеформное тело;
      б) отпиленное тело;
      в) отшлифованное тело;
      г) отрубленное тело;
      д) спрессованное тело.

    73. Латинское слово “конус” позаимствовано из греческого языка. Что оно означает?
    74. а) еловая шишка;
      б) шишка хмеля;
      в) кедровая шишка;
      г) березовая шишка;
      д) сосновая шишка.

    75. Как называют правильные многогранники?
    76. а) тела Пуансо;
      б) тела Платона;
      в) тела Архимеда;
      г) тела Кеплера;
      д) тела Ньютона.

    77. Кто была первая женщина-математик? Согласно дошедшим до нас сведениями она была гречанка, жившая в Александрии от 370 до 415 года. Отец ее, Теон Александрийский известен тем, что написал книгу об астрономии, комментарий к астрономическому трактату “Алмагест” Птолемея и заново издал “Начала” Евклида с пояснениями и добавлениями.
    78. а) Гипатия;
      б) Эрида;
      в) Персефона;
      г) Ипполита;
      д) Пандора.

    79. Что не является трудами Евклида?

    а) “Данные”;
    б) “Вычисление корней уравнений”;
    в) “О делении фигур”;
    г) “Феномена”;
    д) “Оптика”.

    Ответы:

    1. а) Д.Бруно;
    2. а) И.Ньютон;
    3. д) “Начала” Евклида;
    4. г) русский;
    5. в) Архимед;
    6. б) 13,2дм;
    7. д) шар, вписанный в цилиндр;
    8. б) центр;
    9. а) в Древней Греции;
    10. б) Р.Декарту;
    11. в) Г.Лейбниц;
    12. б) П.Буге;
    13. б) точка;
    14. б) Г.Лейбниц;
    15. б) Фалесу;
    16. в) “Руководство алгебры” Ролль;
    17. г) вавилонские;
    18. б) Виета;
    19. д) древними греками;
    20. в) К.Гаусс;
    21. в) греческое;
    22. г) “Начала” Евклида;
    23. б) И.Бернулли;
    24. г) П.Ферма;
    25. б) столик;
    26. б) веретено;
    27. а) прямоугольник;
    28. б) К.Гаусс;
    29. д) измерение треугольников;
    30. б) В.Питиск;
    31. в) Гиппарх;
    32. г) Софья Ковалевская;
    33. д) тела Пуансо;
    34. а) вода;
    35. б) отпиленное тело;
    36. а) огнеформное тело;
    37. д) сосновая шишка;
    38. б) тела Платона;
    39. а) Гипатия;
    40. б) “Вычисление корней уравнений”.


    Яковлева Татьяна Петровна, доцент кафедры математики


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 8543
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.