Внеклассная работа по математике
Предметная неделя по математике: а) Понедельник - открытие недели математики. Сообщение о применении математики в биологии, физики, химии и т. д. (проводится в клубе); б) Вторник - математическая разминка (проводится в клубе), конкурс математических газет. в) Среда - классные часы; темы раздаются учащимся, они заранее готовят и читают не в своей группе; радио - газета из родословной математики. г) Четверг - математический огонек (проводится в столовой училища, вечером).
Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в училище. Материал для художественной и занимательной части можно найти в книгах:
- Балх М.Б., Балх Г.Д. “Математика после уроков”
- Шустеф Ф.М. “Материал для внеклассной работы по математике”
- Мартин Гартнер “Математические досуги”
- Игнатьев Е.А. “В царстве смекалки”
- Мазаник А.А. “Реши сам”
- Боховитанов В.Н. и др. “Твое свободное время”
- Остер Г. “Математика”
- Остер Г. “Физика”
Предметная неделя по математике проводится в клубе, в кабинетах и в столовой.
- 1 день – открытие математической недели (клуб);
- 2 день – математическая разминка (клуб), олимпиада по математике (кабинет);
- 3 день – классные часы (кабинеты групп);
- 4 день – математический вечер (столовая).
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Торжественная линейка, посвященная открытию недели математики
Доклад на тему: “Математика от древности до наших дней”
Несколько десятков лет назад была объявлена большая премия за сочинение на тему: “Как человек без математики жил”. Так и осталась премия не выданной, так как не нашлось человека, который мог бы жить без математики и т.д.
Выступление специалистов
МАТЕМАТИКА В АСТРОНОМИИ
Союз математики с астрономией сложился много столетий назад, однако, некоторые астрономические задачи раньше считались неразрешимыми из-за массы вычислений. Теперь им помогает решать ЭВМ. В 1955 году, например, с помощью ЭВМ. астрономы посчитали, где в данный момент должен находиться астероид Аталия, обнаруженный в 1903 году, а потом затерявшиеся в сонмище звёзд.
Легче найти булавку в стоге сена, чем такое миниатюрное небесное тело, коли ему удалось выскользнуть из поля зрения телескопов. Астрономы вряд ли смогли бы провести вычисления, необходимые для того, чтобы проследить путь Аталии, с помощью же ЭВМ. эта работа была выполнена без особых затруднений. Когда астрономы направили телескопы в указанный машиной пункт неба, они обнаружили потерянный астероид.
МАТЕМАТИКА В МЕТЕОРОЛОГИИ
Всем известно, что старые люди предсказывают погоду. Недаром даже в сводках погоды нет-нет, да и промелькнёт фраза со ссылкой на народные авторитеты “Такой погоды и старожилы не помнят” или “старожилы утверждают, что сорок лет назад…” Незаметно для себя они применяют методы математики, анализируя некоторые признаки, – “поясницу ломит, птицы летят у самой земли”.
Современные предсказывание погоды также анализируют “за” и “против”. Они вооружены ЭВМ. и математическими формулами. Но и они нередко ошибаются. Погоду нельзя предсказать абсолютно точно, по крайне мере, сейчас ЭВМ. обрабатывает поступающую информацию о давлении воздуха, воды, распределениb температуры и т. д. и на основании этого составляют черновую карту распределения давления. Но это ещё не прогноз погоды. Затем опытные метеорологи по данным этой карты рассчитывают, каковы наиболее вероятны в будущем max и min суточной температуры, направления и силы ветра, количество облаков и т. д.
МАТЕМАТИКА В ГЕОЛОГИИ
Наша Родина богата полезными ископаемыми: нефть, газ, уголь, цветные металлы. Всего не перечислить. Поиски продолжаются. А как искать? Ровными рядами расставить вышки, авось, повезёт, где-нибудь да брызнет нефтяной фонтан? Ясно, что это слишком дорого. Совсем недавно им на помощь пришли ЭВМ. Вначале землю прослушивали и простукивали геофизики, геохимики, анализируя воду, почву и даже растения и только тогда, когда собраны многочисленные данные и поставлен предварительный диагноз, можно приступать к прямому зондированию – глубокому бурению.
МАТЕМАТИКА В ХИМИИ
Благодаря достижениям математики и вычислительной техники, недавно возникла квантовая химия, которая изучает вопросы строения и реакционной способности химических соединений. С помощью ЭВМ можно проводить даже химические эксперименты без пробирок и колбочек, т.к. решив уравнения, машина даёт вам ответ, какое именно химическое соединение получится при взаимодействии исходных веществ. При этом бывают неожиданности. Так, например, ЭВМ утверждала, что при взаимодействии газообразного аммиака и хлористого водорода образуется газообразный хлористый аммоний. Химики привыкли к тому, что образуется твёрдый продукт, однако потом выяснилось, что правы и машина и химики.
МАТЕМАТИКА В БИОЛОГИИ
Долгое время биология и медицина были науками относительными. При наборе солдат во Франции записывали рост, цвет волос, вес и т. д. Сто лет регистрировали эти, вроде бы, случайные данные. Но вот появились вычислительные машины, и один из ученных решил с помощью математической статистики обработать эти данные. Посчитав на ЭВМ, он понял, что случайные признаки вовсе не случайные – неожиданно выяснилась закономерность – процент новобранцев -брюнетов из года в год снижается.
ДЕНЬ ВТОРОЙ
В клубе для учащихся проводится математическая разминка.
ШУТОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
- Пожарных учат надевать штаны за три секунды. Сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (20).
- В бублике одна дырка, а в кренделе в 2 раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? 12 х 2 = 24, 24 – 7 = 17.
- Если младенца Кузю взвесить вместе с бабушкой – получится 59 кг. Если взвесить бабушку без Кузи – получится 54 кг. Сколько весит Кузя без бабушки?
- Боксер, каратист, штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок? Нет.
- Рост Кати 1 м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из-под одеяла? 20 см.
- Сколько дырок окажется в клеенке, если во время обеда 12 раз проткнуть ее вилкой с 4 зубчиками? 48.
- На уроке математике в 7-й группе присутствовали учащиеся, у которых было 56 ушей, у учительницы на 54 уха меньше. Сколько всего ушей можно насчитать во время урока математики? 58.
- Площадь одного уха слона равна 10 000 кв.см. Узнай, в кв. м., площадь 2 ушей слона. 10 000 : 10 000 = 1 м2.
- Допустим, что ты решил прыгнуть в воду с высоты 8 метров. И, пролетев 5 метров, передумал. Сколько метров придется тебе еще лететь поневоле? 3 м.
- Младенец Кузя орет как резаный 5 часов в сутки. Спит, как убитый 16 часов в сутки. Остальное время младенец Кузя радуется жизни всеми доступными ему способами. Сколько часов в сутки младенец Кузя радуется жизни? 24-5-16=3ч.
- Кощей Бессмертный родился в 1123 г, а паспорт получил лишь в 1936 г. Сколько лет прожил он без паспорта. 1936-1123=813.
- Голодный Вася съедает за 9 мин. 3 батончика, сытый Вася тратит на 3 бат. 15 мин. Насколько мин. быстрее управляется с одним батончиком голодный Вася?
- У младенца Кузи еще 4 зуба, а у его бабушки только 3. Сколько зубов у бабушки и внука?
- Одна фляка стоит 17 хмуриков. Сколько фляк можно купить на 85 хмурика. 5.
- У многодетного папы 10 детей 2/4 – девочки, 4/8 мальчики. Сколько девочек и мальчиков у папы.
- Кто окажется тяжелее после ужина: первый – людоед, который весил до ужина 48 кг и на ужин съел 2-го людоеда или второй, который весил 52 кг и съел первого.
- У осьминога 8 ног. Тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сколько ног бездельничали у осьминога?
- Длина одной третий сосиски 5 см. Узнай длину сосиски. Сколько см сосиски останется, если быстро откусить от этой сосиски две пятых ее части.
Конкурс групповых газет. Условия вывесить заранее.
Рубрики:
- Математическая жизнь в нашей стране. Доступное изложение ее достижений.
- Заметки по истории математики (небиографического характера), например, “как люди научились считать”, “как умножали в старину”, “квадратура круга” и др.
- Краткие сообщения интересных фактов по математике и её истории (под общими заголовками “Знаешь ли ты, что...” или “Известить ли тебя...”).
- Наш словарь (в живой форме объясняется смысл и происхождение какого-нибудь математического термина, например “цифра”, алгебра).
- Наш календарь. Очень краткое (одна – две фразы) сообщение по истории математики.
- Занимательные задачи.
- Математический юмор.
- Высказывание великих людей о математике.
Викторина
- За книгу заплатили рубль и ещё одна вторая стоимости книги. Сколько стоит книга?
- Из одной точки вылетели 3 ласточки, когда они будут в одной плоскости?
- какой город состоит из 101 имён?
- Как записать число 100 пятью единицами?
- Сколько раз минутная стрелка обгоняет часовую за сутки?
- Кому принадлежит высказывание “А всё – таки она вертится”
- Когда были впервые употреблены дроби?
- Кем была введена черта для дроби.
- Кем были предложены термин метр для обозначения единицы длины.
- Кто создал первую счётную машину?
ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Классные часы по группам.
Темы раздать учащимся, они заранее готовят и читают не в своей группе.
ТЕМЫ:
- Как люди научились считать?
- Древние математики (Евклид, Фалес, Архимед).
- История математических символов.
- С. Ковалевская.
- Мир чисел.
- В царстве смекалки.
- Математики – участники Великой Отечественной войны.
- Геометрия на каждом шагу.
- Математика и романтика.
Внеклассная работа дополняет обязательную учебную работу по математике и способствует более глубокому усвоению материала. В тоже время внеклассная работа может значительно повысить интерес учащихся к предмету, ведь, как известно, основной из причин плохой успеваемости является слабый интерес (а иногда и отсутствие всякого интереса) к математике.
Кроме углубления знаний программного материала внеклассные занятия развивают логическое мышление, пространственное воображение, смекалку.
РАДИОГАЗЕТА
Математика – одна из древнейших наук. Дать ее краткое определение просто невозможно, ведь человек научился считать намного раньше, чем писать. С арифметики, науке о числе, начинается знакомство с математикой.
Из родословной математики:
- ХХ век до н. э. – первые сведения об арифметике из стран Древнего Востока.
- VI век до н. э. – наиболее яркой личностью является Пифагор, который был ученым из Древней Греции.
- Ш век до н. э. – Эвклид и Архимед. Начало буквенной алгебры.
- IХ век н. э. – Трактат об индийском счете Мухаммеда Аль Хорезми “Десятичная позиционная система и нумерация”.
- Около 900 г. – Абу-Камиллой описаны вычисления и измерения сторон 5 и 10-угольника.
- ХШ век н. э. – Леонард Пизанский своим сочинением “Книга абака” – познакомил европейцев с достижениями математиков Востока. От индейцев пришли к нам цифры, которыми мы пользуемся и позиционная система счисления; от Аль-Каши, работавшего в самаркандской обсерватории – десятичные дроби.
- ХV век н. э. – вместе с изобретением книгопечатания появляются первые печатныекниги по математике. (Италия).
- ХVI век н. э. – Француз Ф.Виетт в своих трудах обозначил числа буквами.
- Появление алгебры. В арсенале математиков уже есть: нуль, отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, и многое другое.
- ХIХ век – Математика стала складывать и умножать не только числа, но и векторы, функции, матрицы и многое другое, а так же просто буквы, символы.
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
Математический огонек
- Оформление зала.
- Выбор жюри.
- Подготовка реквизита.
- Подарки.
- Музыка.
- Выставка лучших тетрадей, моделей.
- Составление программы вечера.
Примерная программа:
I отделение.
- Рассказ о математиках. Читает учитель математики и сообщение трёх уч-ся о советских математиках (см. Приложение 4).
- Перерыв (играют в игры, см. Приложение 5)
- Итоги викторины, смотра газет. Призы.
II отделение.
- Математические фокусы.
- Обозначим рыбака через х – интермедия (см. Приложение 3).
- Басня И.К. Аннундинова “Ученый кот” (см. Приложение 1).
- Сценка “Научный метод” (см. Приложение 2).
Математический огонек проводится в столовой училища. Участники огонька сидят по 4 человека за столом. На столах приготовлены задания: задачи, головоломки, кроссворды, стихотворения, интермедии, сценки.
Ведущие: преподаватель математики и учащиеся. Столики пронумерованы, ведущий читает шуточные задания. Получившийся ответ является номером столика, и кто-то из сидящих за столиком учащихся читает стихотворение, задачу, ответ на кроссворд и т.д.
Чтобы выбрать одного из четырех, кто будет выполнять задание, сидящие за столиком считаются.
КТО ПРИДУМАЛ ЯЗЫК МАТЕМАТИКИ
- Черта, разделяющая члены дроби впервые появились у итальянского математика Леонардо Пизанского в 1202 году
- Заслуга введения десятичных дробей принадлежит самаркандскому математику Аль-Каши, а их европейским изобретателем в 1585 году стал голландский инженер Симон Стевин.
- Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630).
- Знаки (+) и (—) впервые употребил немецкий математик Ян Видман.
- Знак равенства (=) был впервые введен английским математиком Робертом Рикордоном.
- Знак, обозначающий бесконечность ( ), ввел в 1655 году английский математик Джон Виллис.
- Знак радикала ( ) изобрел немецкий математик Ханс Рудольф 1525 г. и усовершенствовал голландский математик А. Жирар в 1629 г.
- Буквы “а”, “в”, “с” и …, для x, y, z – для обозначения искомых величин, а также x3, x4 для обозначения степени ввел 1637 г. Рене Декарт.
- Знаки умножения в виде точки (·) и деления в виде двух точек (:) впервые использовал Готфрид Лейбниц в 1684 г. и 1698 г. В 1675 г. Он же изобрел знаки интеграла и дифференциала.
- Квадратные скобки впервые употребил, в 1550 г., итальянский математик Рафаэль Бомбелли.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Почти все термины по математике греческого происхождения. Геометрия – землемерие.
Однако эти слова вошли в русский язык не непосредственно с греческого, а через латинский язык.
- Конус – (гр. конос – сосновая шишка).
- Цилиндр – (сначала гр. “кюлиндрос”, а затем на латинском “цилиндрус” – каток, валик).
- Сфера – (гр. “сфайра” – мяч).
- Пирамида – (египет. “пурама”).
- Трапеция – (лат. “трапезиум” – столик; заметим “трапеза” – стол).
- Ромб – (лат. “ромбус” – бубен). Мы привыкли бубен – круглой формы, а раньше были в виде квадрата или ромба.
- Точка – (лат. “пункт” – пунктир; “пунктум” – укол, медицинский термин “пункция” – прокол).
- Диагональ – (гр. “диа” – через, “гония” – угол, рассекающий углы. В круге нет углов, поэтому нет и диагоналей).
- Хорда – струна.
- Корень – (квадратный или корень уравнения) пришло от арабов. Арабские ученые представляли себе квадрат числа, вырастающий из корня – как растение, и потому называли корнями.
- Радикс – корень по-латыни. Вслушайтесь – следы его можно найти в словах: редис, редька.
- Радикулит – воспаление нервных корешков.
Серебрянская Валентина Алексеевна, преподаватель математики