Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Сказка - для светлого ума закваска Сказка - для светлого ума закваска28 января 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занятия "Сказка - для светлого ума закваска" и " В гостях у сказок " предназначены для внеклассной и кружковой работы на базе кукольных театров с детьми младшего и среднего школьного возраста. Основная цель занятий: расширять знания детей о богатстве устного народного творчества, формировать углубленное смысловое восприятие сказки, развивать образное мышление, память и речь. Занятия могут быть использованы в работе школьными психологами, так как именно через сказку дети могут понять законы мира, в котором они родились и живут. Психологи получат возможность применять на практике методы включенного наблюдения для планирования последующей коррекционно-развивающей работы с детьми этого возраста. Занятие 1. Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке. (звучит музыка)
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам ! – Ребята, а вы любите сказки? – Вы их читаете? – Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели? – Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…) – Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские) – Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете? – Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные) – Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте! (Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке “ Репка!”). Представление заканчивается словами: “ СКАЗКА– ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК”! – Вы согласны с этим? Или современный вариант: “ СКАЗКА – ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА.” – Давайте с вами немножечко порассуждаем: “подквасим ваши мозги". Если вы не сможете ответить на мои вопросы, то на помощь придут наши ГНОМИКИ–ПОМОЩНИКИ.
( Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).
( Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.) После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА. – Так к какому выводу мы с вами пришли? ДЕТИ ОБОБЩАЮТ СКАЗАННОЕ. – На этом можно было бы закончить разговор о данной сказке, но мы ведь с вами маленькие актеры, поэтому я вам задам еще вопрос: ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЭТА ПОСТАНОВКА СКАЗКИ ОТ ТРАДИЦИОННОГО ВАРИАНТА? ( Дети говорят, что эта сказка в стихах, у персонажей больше слов). – Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит? Напоминаем слова Репки:
Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки. – Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии? (Даем возможность каждому ребенку высказаться.) ЗВУЧИТ МУЗЫКА, И ЗАНЯТИЕ НА ЭТОМ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ! Раздается стук в двери – это пришел почтальон, он принес нам телеграммку: “Поздравляю с Наступающим Новым годом!!! Жду в гости к себе в Январе. Ваша ЛЮБИМАЯ СКАЗКА.” – Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки? – Да, – отвечают дети! – Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания! Занятие 2. В ГОСТЯХ У СКАЗОК. ЦЕЛЬ: Расширять знания о богатстве устного народного творчества; развивать образное мышление, память и речь. – Здравствуйте, ребята! – Что–то недружно отвечаете! Давайте еще раз все дружно и весело скажем, друг другу: “Здравствуйте!” Все хором говорят: “Здравствуйте!” – Ребята, вы смелые? (Да!) – Ребята, вы умелые? ( Да!) – Ребята, а сказки вы любите? ( ДА!) – Вы их знаете? ( Да!) – Молодцы! Мы очень рады, что здесь собрались самые смелые, самые веселые, самые хорошие ребята, которые любят сказки. Сказки любят все, и даже взрослые. Сегодня мы побываем в гостях у сказок и проверим, как хорошо вы знаете их героев! А кто из вас знает, как попасть в страну сказок? – Не знаете? ( Нет!) Тогда запомните: надо произнести волшебное заклинание! Давайте все вместе скажем: “ Крибле – Крабле – бумс!!!” Все хором говорят: “ Крибле – Крабле – Бумс!!!” И вот мы чудесной стране сказок! Любимые ваши сказки сами пригласили нас в гости! (Дети вспоминают полученную на предыдущем занятии телеграмму с приглашением в гости.) – Добро пожаловать ! (Звучит музыка).
– Вы хотите, поиграть? Чтобы сказки отгадать и героев всех узнать? ( Хотим!) – Итак, начали! Вы уже получили жетончики, войдя в зал: красные и синие? ( Да!) – Прошу разделиться на две команды: у кого красные – первая команда, у кого синие – вторая команда. – Представляю вам членов жюри: Олеся и Настя – члены старшей группы нашего кукольного театра. Для начала придумайте себе названия команд. ( Например, команда “ Лиса Патрикеевна” и команда “ Ку–ка–ре–ку!”). – Придумали? Молодцы! ( Дети называют свои названия команд.) – Перед вами игровое поле, ходы по нему по принципу игры морского боя! – За каждый правильный ответ– команда получает 2 балла. В течение всей игры командам разрешается воспользоваться дважды помощью ГНОМИКА. Первой ходит команда, которая правильно ответит на вопрос: – Какой кашей лиса угощала журавля в русской народной сказке “ Лиса и журавль”:
Далее проводиться игра “ Угадай–ка! – Сказка – узнавай–ка!” В ходе игры команды отвечают поочередно на вопросы – задания, жюри оценивает правильность их ответов и присуждает баллы, которые фиксируются на обзорном стенде, рядом с игровым полем. В конце игры члены жюри объявляют итоги и называют команду – победительницу. Производится награждение команд: 1. Команде – победительнице вручаются книжки–
раскраски “ Угадай сказку!”;
– Ребята, вы узнали из какой это сказки музыка? Правильно! Это русская народная сказка “Репка” зовет нас к себе в гости. – Давайте сейчас все вместе посмотрим ее, в исполнении кукольного театра “ Белоснежка ”. (Дети показывают кукольное представление, затем звучит прощальная музыка). – Ребята, вот мы и побывали в гостях у сказок! Вам понравилось? (ДА!) – Что вы для себя нового узнали сегодня? – Какие сказки вы с трудом узнали? – Были ли вопросы, на которые вы затруднялись ответить? – Мы с вами покидаем страну сказок, но не прощаемся с ней. Вы еще не раз побываете в этой удивительной стране, в гостях у ваших любимых героев и познакомитесь с новыми сказками!!! КОНЕЦ. Вопросы к ИГРЕ “ УГАДАЙ – КА! – СКАЗКА – УЗНАВАЙ – КА! ” –1 (для 5–7 лет).
4А
5А б лиц – вопросы: 1.
2. “Красна – девица грустна, ей не нравиться весна, ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка..” Снегурочка. 6А
Кто читал такую книжку, знает девочку – малышку! Дюймовочка. 7А
1Б – блиц–вопросы:
2Б
3Б – переход хода. 4Б – Загадка Леса (с аудиокассеты). 5Б – Из какой это сказки слова: “ Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях…”? ( “Гуси – лебеди”). 6Б – Музыкальная пауза: необходимо узнать песню. ( Дружба). 7Б – Из какой это сказки слова: “ Несет меня лиса за темные леса, за высокие быстрые реки, за высокие горы…”? (“ Кот, лиса и петух”). 1С – блиц– вопрос:
2С – Из какой это сказки слова: “ По щучьему велению, по моему хотенью – ступайте, ведра, сами домой…”. “ По щучьему велению.” 3С – Взять 1 – 2 куклы и показать небольшую сценку из сказки. 4С – переход хода; 5С – В сказках часто встречается выражение: “ Ложись спать”.…А дальше? “ …утро вечера мудренее ”. 6С – Загадка Леса (аудиокассета). 7С – Из какой это сказки строки: “ Как услышите гром да стук, не пугайтесь, это я в своем коробчонке к вам спешу…” “ Царевна – лягушка ”. 1Д – Звучит музыкальный фрагмент сказки “ Серебряное копытце ”, надо его узнать . 2Д
3Д – В какой русской народной сказке есть такие слова: “Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке…”? “ Маша и Медведь ”. 4Д – Загадка Леса. ( Аудиокассета) 5Д – В какой сказке А.С. Пушкина встречается цифра 33? (“Сказка о царе Салтане…”) 6Д – Музыкальная пауза: звучит песня Н. Королевой “Маленькая страна”, надо сказать, что это означает для членов нашего кружка? ( Конец представления кукол.) 7Д – Какие сказочные чудеса покоряют время и расстояние? (Ковер – самолет, сапоги – скороходы.)
Вопросы к игре “УГАДАЙ – КА! – СКАЗКА – УЗНАВАЙ–КА!” –2 (для 8–10 лет). 1А – ПЕРЕХОД ХОДА;
4А
5А – блиц – вопрос!
6А – Назовите маленьких друзей Белоснежки:
7А – Кроватка Дюймовочки была устроена:
1Б – блиц – вопрос!
2Б –
3Б – переход хода; 4Б З агадка леса (аудиокассета). 5Б. Что нашел Али – Баба в пещере, в сказке “Али–Баба и сорок разбойников”?
6Б.– Музыкальная пауза: необходимо узнать песню. (“ Дружба!”) 7Б – В кого превратилась ночью лягушка?
1С Б лиц–вопрос! А) Как по имени называл Лису волк в сказке С. Маршака “Терем – теремок”:
Б) В “Сказке о рыбаке и рыбке” А. С. Пушкина строение, в котором проживали старик со старухой до появления золотой рыбки, называлось:
2С – В кого не превращался Кот в сапогах по просьбе Великана:
3С – Взять 1 – 2 куклы и показать любой отрывочек из сказки. 4С – переход хода; 5С – В сказках часто встречается выражение “ Ложись спать… утро вечера мудренее”. 6С – Загадка леса (аудиокассета). 7С – Снежная Королева жила:
1Д – Звучит музыка из сказки “Серебряное копытце”, надо ее узнать. 2Д – Какой цветок исполняет желания:
3Д – В какой русской народной сказке есть такие слова: “Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке. “ Маша и медведь”. 4Д – Загадка леса. (Аудиокассета) 5Д – Какое желание Емели выполнила щука, чтобы он ее отпустил домой:
6Д – Музыкальная пауза: звучит песня в исполнении Н. Королевой “ Маленькая страна ”, чтобы это значило? ( Конец представления кукол). 7Д – Какие сказочные чудеса покоряют время и расстояние ( Ковер – самолет, сапоги – скороходы). ПЬЕСА – СКАЗКА “ РЕПКА” ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ. В огороде появляется Бабка. Бабка: Солнце светит. Благодать! Бабка принимается копать огород. Появляется дед, ищет Бабку. Дед: Эй! Старуха, отзовись! Где пропала? Покажись! Бабка: Тут я, тут… Ты не шуми, а возьми да помоги. Дед: Ты никак сажать взялась? Бабка: Май пришел, тепло сейчас… Дед: Любопытно, что сажаешь? Бабка: Будто, Дед, ты сам не знаешь?.. Я сажаю каждый год то же, что и весь народ. Дед: Ну, скажи, что за секрет… Бабка: Здесь секрета вовсе нет! Любопытен ты, я знаю, ладно слушай, что сажаю: свеклу, брюкву, патиссон – говорят, что вкусен он – лук, морковку, помидоры, а подсолнухи к забору… Дед (перебивая): Ну, а репу? Бабка (ворчливо): Сам сажай.…Некогда мне с ней возиться… Дед: Э! Постой, так не годится, репу всяк теперь сажает, про нее ребенок знает, репка – что найдешь вкусней!!! Бабка (продолжая ворчать): Пропади ты вместе с ней.… Вот пристал, прямо беда. На в мешочке семена, грядочку себе копай, сам сажай, сам поливай! Дед (обиженно): Вот возьму и посажу. На тебя не погляжу! Буду я все сам копать, и полоть, и поливать! Бабка: Вот далась же ему репа, словно дел иных и нету… Дед собирает садовый инвентарь. Дед: Лопата, лейка, семена… Я огородник хоть куда! ( Берет лопату и копает.) Ать! Ать! Ать! Стану грядку я копать… (Берет грабли.) Ай – лю – лю, ай – лю – лю! Всю земельку сбороню. (Берет мешочек с семенами.) Ай – жу – жу! Ай – жу –жу! Репку в землю посажу, Вот ведь горе, вот беда, семечко одно дала… Как теперь мне поступать? Что ж… одно стану сажать… (Сажает семечко в землю.) Вырастай, репка, и желта , и крепка. Вырастай большою – корнем и ботвою! Ты вырасти, старайся, силы набирайся! Я полью тебя водой… (Зевая, поливает семечко.) И отправлюсь спать домой… Дед уходит. Огород. Репка начинает расти. Репка: Я расту, расту, расту! К небу листики тяну. Солнца силу соберу, в корешке приберегу. Выше! Выше! Шире! Шире! Я расту, стараюсь, соком наливаюсь!!! Все! Устала я чуть–чуть… теперь можно отдохнуть… Репка засыпает. Утро. Огород. Появляется Дед. Дед: Встану утром на заре, принесу воды в ведре, чтобы репка росла и кругла, и велика… (Замечает Репку, обходит ее вокруг.) Вот так диво! Вот так чудо! Видно выспался я худо.… Или сплю еще.… Да, да… Репа – что моя изба! (Подходит к Репе и трогает ее.) Нет, похоже наяву репку вижу я свою. Вот так репа у меня! Знать не зря старался я! Вырву Репку из земли, скажу: Бабушка, гляди, как велик мой урожай! И смотри – не возражай. Печку жарко истопи. Репку в чугуне свари… (Примеряется, как вытянуть Репку.) А теперь вот так возьму я покрепче за ботву. Дерну раз! Дерну два! Не выходит.…Вот беда! Крепко держится земли. Эй, старуха, помоги! Дед тянет Репку, на помощь спешит Бабка. Бабка: Что такое? Что случилось? Небо в огород свалилось? Аль комар крыло сломал? Дед: Кабы так – тебя б не звал! Бабка замечает Репку. Бабка: Что я вижу! Дед, а Дед? (Дед горделиво): Чудо – Репку! Мой ответ. Как ты спорила со мной… Бабка: Что ты! Что ты, светик мой! Больше спорить я не стану. И ворчать не перестану… Дед (довольно): Так – то лучше. Ну, за дело! Репку вырвем мы умело! Я за Репку! Бабка: Я за Дедку! Дед: Тянем! Тянем! Тянем Репку! Бабка: Раз – два, давай! Дед: Три – четыре, помогай! Бабка: Взяли дружно! Дед: Взяли вместе! Дед и Бабка перестают тянуть Репку. Бабка: Дело же стоит на месте! Дед: Да, не сдвинулось совсем, словно вовсе я не ем. Бабка: Просто Репка велика! Дед: А помощница одна! Бабка: А я Внучку позову. Где ты, внученька? Появляется Внучка. Внучка: Я бегу! Бабка: Ну–ка, Внученька, бери, репку с нами потяни. Внучка: Я за Бабку! Бабка: Я за Дедку! Дед: Ну, а я опять за Репку. Внучка: Ну–ка, дружно! Бабка: Ну–ка вместе! Перестают тянуть. Дед: Репа все еще на месте! Бабка: Что такое за напасть? Дед: Видно Репке–то пропасть. Бабка: Нет уж! Внученька, беги, Жучку в помощь позови. Внучка: Я сейчас, уже бегу! Мигом Жучку я найду!!! Внучка убегает за Жучкой. Дед: Вот ведь не было заботы. Бабка: А теперь полно работы, гляди, выросла какая… Дед: А с чего и сам не знаю. В огороде Дед и Бабка, появляются Внучка и Жучка. Внучка: Мы пришли. Жучка: Чем помогать? Дед: Репку с грядки вынимать. Жучка: Это мигом, это в раз! Помогу я вам сейчас! Дед: Так, немного отдохнули, Бабка: Снова Репку потянули, Жучка: Я за внучку ухвачусь! Внучка: Я за Бабушку возьмусь! Бабка: Я тяну за Дедку… Дед: Я опять за Репку… Дернем раз! Дернем два! Бабка: На ногах стою едва… Жучка: Как там движутся дела? Внучка: Репка там, где была! Жучка: Это жуткий, страшный факт, но без кошки я никак. Дед: Верно Жучка говорит. Бабка: Репа крепко, слышь, сидит. Внучка: Нужно помощь срочно звать! Жучка: Кошку побегу искать. Жучка убегает за Кошкой. В огороде Дед, Бабка, Внучка. Появляются Жучка и Кошка. Кошка: Незачем меня искать! Я сама шла помогать. Жучка, если ссориться хотите, с огорода прочь идите! Хвост свой дай скорей, я вцеплюсь в него… Жучка: Не смей!!! Дед: Цыц! Малявки! Тишина! Драка мне здесь не нужна. Кошка: Нет, нет, нет! Я так – шутя. Жучка: Ух! Поймаю я тебя! Кошка: Я возьмусь за Жучку. Жучка: Ухвачусь за Внучку! Внучка: Я за Бабку! Бабка: Я за Дедку! Дед: Я опять берусь за Репку! Кошка: Потянули Репку… Жучка: Желтую и крепкую! Внучка: Славную! Бабка: Ядренную! Дед: Мною посаженную! Все вместе: И раз! И два! Дед радостно: Репка двинулась едва! Бабка: Дернем–ка еще разок! Что сказал ты, старичок? Дед: Говорю я вам опять: мышку в помощь надо звать. Внучка: Мышка! Мышка! Выходи! Жучка: Репку вырвать помоги! Появляется Мышка. Мышка: Пи – пи – пи, помочь спешу! Кошка: Я мышей не выношу… Бабка: Мурка, престань сердиться. Дед: Так работать не годится! Внука: Нам не время препираться, нужно всем за дело браться! Дед: Внучка, верно, говорит – дело – то пока стоит! Бабка: Взялись дружно! Взялись смело! Жучка: Коль мы вместе – споро дело! Мышка: Я – за Кошкой! Кошка: Я – за Жучку! Жучка: Я за Внучку ухвачусь. Внучка: Я за Бабушку возьмусь. Бабка: Я тяну за Дедку. Дед: Мне тянуть за Репку. Мышка: Раз – два! Давай! Кошка: Силы больше прилагай! Жучка: Три – четыре! Потянули! Внучка: Пять – шесть! Дело есть! Бабка: Тянем! Тянем! Дед, смотри! Дед радостно: Репку вытянули мы!!! Наша репку всем на диво! Бабка: Как желта – то! Внучка: Как красива! Жучка: Точно целая гора! Кошка: И, наверное, вкусна. Мышка: Коли спарить иль сварить… Дед: Что об этом говорить! Нужно всех благодарить! Бабка: Да печурку затопить! Репку сладкую сварить, всех работников кормить! Как Дед Репку посадил, да водой ее полил… ВСЕ: Ай–лю–ли! Ай–лю–ли! Только правду говори! Внучка: Репка выросла за ночь, Деду вытянуть невмочь. ВСЕ: Ай–лю ли! Ай–лю–ли! Только правду говори. Жучка: Стал на помощь Дедка звать, и пришли мы помогать. ВСЕ: Ай–лю–ли! Ай–лю–ли! Только правду говори! Кошка: Приходила Бабка, а за нею Внучка. Мышка: Жучка и Кошка, да и Мышка–крошка. ВСЕ: Ай–лю–ли! Ай–лю–ли! Только правду говори. Дед: Ну, а правда, моя в том – очень дружно мы живем! ВСЕ: Ай–лю–ли! Ай–лю–ли! Только правду говори. Бабка: Кабы не было друзей, с Репкой справиться сумей! ВСЕ: Ай–лю–ли! Только правду говори! КОНЕЦ.
Белова Наталья Александровна, школьный психолог, Кангаласская средняя школа, г. Якутск Вернуться назад |