Внеклассная работа
Сценарии участия в школьных фестивалях творчества, предполагающих
воспитание патриотизма и национального самосознания. Сценарии могут
быть использованы учителями истории для внеклассной работы по предмету,
классными руководителями для проведения классных часов.
Русская мозаика
1-й ведущий:
Родина наша, Россия – страна
Народными умельцами
Славилась всегда.
Народная мудрость и русский фольклор,
Дух русский и чистые помыслы –
Все это – народные промыслы.
2–й ведущий:
Голь на выдумку хитра –
Говорилось прежде.
Так, в стародавние времена,
Появились Жостово и Хохлома,
Гжель и яркие платки из Павловского – Посада.
1-й ведущий:
Быль из тех далеких дней
Сказкою мы представляем.
Богатству русского народа,
Его умениям и вечной красоте
Мы сказку эту посвящаем!
Автор:
Во времена далекие, стародавние
Собирались купцы за товарами,
За товарами в страны далекие,
Страны заморские.
С дочерями своими прощались
И с речами к ним обращались.
Купцы:
Дочери вы наши родные,
Уезжаем мы в страны чужие,
Страны дальние, заморские
За чудесными товарами.
Долго мы будем в пути, –
Накажите нам, какие
Вам подарки привезти?
Автор: Говорит один купец,
раскрасавец-удалец:
Купец:
Доченька, моя душа!
Молви слово, подскажи,
На гостинец укажи,
Что подарком может стать?
Что мне за морем искать?
Может быть, резной ларец
Иль с каменьями венец?
Автор: Отвечает ему дочь:
Дочь:
Вряд ли сможешь мне помочь.
Украшений и шкатулок
Дома просто пруд пруди.
И венец уже не в моде –
Устарел давно, поди…
Дай, подумаю чуток…
Что ж, пожалуй, лишь платок
Душу может мне согреть!
Вот его и посмотреть
Поезжай-ка за границу.
Буду за тебя молиться.
И скорее ждать домой,
Батюшка родимый мой!
Автор:
Пролетает день, другой, –
Возвратился купец домой.
Купец:
Всю–то я вселенную объехал,
За семью морями побывал,
Но наряднее платочка, чем в Посаде,
Ни в одной стране я не встречал!
(звучит песня “Подмосковные вечера”,
выходят девочки в платочках)
Автор:
Хороши платочки, да вот беда –
Не сидится купцам дома никогда!
Купец:
Надо мне поехать срочно
За море, за окиян; –
Захотелось мне узнать, чем торговый люд живет,
Чем торгует, что жует,
Что вообще там нынче в моде,
И о чем народ поет.
Засиделся дома что-то,
Надо душу отвести, –
Ну, какой тебе подарок
Из-за моря привезти?
Дочь:
Как видала я во сне
Не зверушку, не Петрушку,
А неведому игрушку!
Обыщи весь белый свет,
А найди игрушки след!
Автор:
Быстро времечко летит,
Дома уж купец стоит.
Купец:
Я объехал целый свет –
Ну нигде игрушки нет!
Лишь у Вятки, у реки –
Подсказали мужики –
Есть такая слобода,
Там такая красота!
Дымковской она зовется.
Здесь игрушка и ведется!
(звучит “Во поле березка стояла”,
девочки танцуют с игрушками в руках)
Автор:
Только дома не сидится
Что-то нашему купцу;
Доченьке найти подарки
Очень хочется отцу!
Купец:
Еду за море опять.
Что прикажешь отыскать?
Присмотреть тебе румяна
Иль сапожки из сафьяна?
Дочь:
Батюшка! Отец ты мой!
Еле я дошла домой!
Нонче я была в гостях
Во соседних волостях.
Были там столы накрыты,
Вина разные налиты;
Ну а к блюдам подавались
Ложки дивной красоты!
Не видал такую ты!
Ложки золотом блестят,
На подносиках лежат.
Ела суп я ложкой той,
Вкус, ей-богу, неземной!
Больше жизни я хочу
Завести хотя б одну
Ложечку такую, чудо – расписную!
И прошу, чтоб ты привез
Мне и ложку, и поднос!
Автор:
Возвратился купец домой
Так устал, что сам не свой.
Купец:
Я объехал целый свет,
За морем тех ложек нет…
Вот ведь горе без ума!
Здесь у нас тех ложек – тьма!
И сдается мне, что это –
Золотая хохлома!
(звучит “Калинка”, мальчики играют на
ложках)
Купец:
Слышал я и про поднос –
Вон мужик такой понес.
Жостово, – деревня есть,
Там подносов тех не счесть!
(звучит “Комаринская”, девочки
выносят подносы)
Автор:
Объехал наш купец весь белый свет,
Дальше ехать – сил уж нет!
Купец:
Нашел я ложку и поднос!
Все, как есть, тебе привез.
Даже, хочешь верь – не верь,
Побывал в деревне Гжель.
И привез тебе оттуда Чудо –
Гжельскую посуду!
(звучит “Коробейники”, девочки
танцуют с гжелью)
Автор:
Собрались купцы все вместе,
Дочерей своих призвали.
Все подарки привезли,
Дочерям их все раздали.
Дочери отцов ценили,
Спасибо им сказать не позабыли.
Дочери:
Спасибо, батюшки родные, за подарки дорогие!
Чем же вас благодарить,
Может песню сочинить?
Мы споем сейчас одну
Про родную сторону!
(поют песню, на сцену выходят все
участники композиции, в руках у каждого предметы
русских народных промыслов)
Купцы:
За дарами за границу
Ехать смысла вовсе нет.
Я объехал белый свет –
В мире места лучше нет,
Чем страна родная.
Автор:
Здесь нашли купцы подарки –
Заграничным не чета.
Все в них есть: и красота,
И история страны, –
Все хором: Русь! И Русью мы сильны!
Родина, Виват!
Картина I.
На сцене дворовые девушки,
разговаривая между собой:
- Вот диво дивное!
Наш государь в игрушки вовсе не играет,
Среди забав он выбирает
Утехи воинского дела –
Палит из пушек то и дело,
Ведет набор в потешные войска.
А кто страною будет править?
Вот тоска!
- Ну, не скажи, я знаю точно –
Он этим занят не нарочно,
Войска потешные, да учит он их делу, –
Вчера я целый день на них глядела!
- Суров Петруша, ох и крут!
Да разве до забав им тут!
Порядок требует железный,
Не отдохнет нисколь, болезный,
Совсем уж исхудал,
Почти не ест, не пьет,
А все бои потешные ведет!
Выходит царский посыльный:
Наш государь в войска ведет набор,
Чтобы врагам могли мы дать отпор!
Чтоб укреплялась Русь,
Могучею державой становясь,
Об этом не мечтали отродясь!
На сцене мужики, обсуждают указ царя:
- Идет набор на службу государю!
Что ж дело славное, и мы
Здесь в грязь лицом ударить не должны, –
- Пусть служба тяжела, и государь суров –
За малую провинность наказать готов, –
Служить идем мы Родине своей,
Чтоб становилась все сильнее и сильней!
- Пускай не думают коварные соседи,
Что Русь лишь мужики в лаптях
Да бурые медведи, –
В походах боевых себя сумеем проявить,
За батюшку Петра не грех и кровь пролить!
Ведущий. <
Так создавалась армия Петра,
Еще была Россия молода,
И не хватало умных ей голов,
Морского дела знатных мастеров.
Умельцев строить корабли,
Чтоб не сидели на мели,
А воевать могли соседа –
Коварного и злого шведа!
Картина II .
На сцене те же мужики, но в военной
одежде.
Выходит Петр: Флотилию мы будем строить по
уму!
Bедущий:
Решил так Петр: “По сему,
Науку постигать, как будем строить флот.
Поедут за границу: ты, и ты, и тот!”
(указывает на
подданных)
Все кланяются и уходят
Картина III.
На сцене стоит макет корабля. Сидят
студенты; среди них наши герои.
Занятие ведет голландский профессор:
Das ist ein Schift, sage ich!
Wir wollen ein gro?es Schift machen!
Sehen Sie, bitter, hier!
Студенты из России, создавая свой
проект, разговаривают между собой:
- На языках я шпрехать не обучен,
Немецкий говор этот мне так скучен,
Что скулы сводит от него –
На ум нейдет мне ровно ничего!
- Эх ты, науку постигать –
Однако, не из легких дело, –
И ты на немца не смотри осоловело;
Бери перо, рисуй чертеж!
Потом под вечер разберешь!
- А с немцем изъясняться
Надо будет обучиться!
Негоже нам так срамотиться,
Что не умеем мы сказать ему в ответ,
Что нам в науке сей понятно,
А что как будто нет.
Студенты
показывают свой проект профессору.
Ja, ja, naturlich, das ist schon!
Прожектом вашим восхищен!
Премудрости наук постигли вы с успехом, –
Das sade ich не ради смеха,
Корабль построить в силах вы вполне.
Чтобы не просто плавал по любой волне,
А gro?e славу приносил стране
В торговле, oder на войне!
Уходя со сцены, они разговаривают между собой:
- Пора уже домой нам возвратиться.
- Ja, es ist Zeit; нас обучила заграница
Премудростям постройки кораблей!
- Домой! На Родину! Поехали скорей!
Картина IV
На сцене стоят вернувшиеся из-за
границы офицеры. Выходит Петр:
Ну, господа ученые мужи,
Давай сюда скорее чертежи, –
Хочу увидеть поскорей
Проекты наших кораблей!
Да, вижу, будет дело,
Будет флот! Доселе
Корабль построить по науке не умели,
Ждала Россия, ждал народ.
Учебу вы свою закончили, и вот
Готовы к делу приступить сей час,
Зело я рад, любезные, за вас!
Ведущий:
Кипит на верфях и на стапелях
Весь день работа, –
России не прожить теперь
Ни дня без флота!
Сам Петр Великий строит русский флот,
И сам его в походы поведет!
Картина V.
На сцену выходят все участники. Петр
держит в руке Андреевский флаг.
Ведущий:
Растет державы русской флот,
Уж не потешный это бот,
Плескавшийся на Яузе-реке.
Горд Петр!
И штандарт для славы флота русского
Сжимает он в руке!
Петр:
Сей флаг,
Над флотом гордо рея,
Есть символ чистоты!
И в честь апостола Андрея
Был назван он.
За веру христианскую
Апостол шел на крест!
И славить будет он поныне,
Где б ни ходили наши корабли:
Вдали от этих мест
Иль у брегов России, –
Честь, волю, доблесть русских моряков
Достоинство и силу означая,
Напоминая вам о тех великих днях,
Когда, ведя сраженья на морях,
Россия становилась мощною державой!
Все хором:
И Петр, ведя страну вперед,
Победами прославил русский флот!
Участники, по очереди:
- Велик наш Государь,
- Дела его – велики!
- Россия – матушка могучей стать смогла!
- И знает мир, что Русь – великая держава!
- Гордимся мы Россией со времен Петра!
- Вошел в историю наш государь навеки.
- Оставил яркий след в истории страны.
- Он Родиною жил, делами за нее радея.
- И главные слова Петра Руси посвящены.
Петр:
Победам будущим Руси великой
Буду рад! Вперед, Россия!
Все, хором:
“Родина, Виват!”
Борисюк Ольга Анатольевна, учитель иностранного языка,
МОУ "СОШ № 98", г. Железногорск
{SL_links}
Вернуться назад
|