Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Весенние > Весну встречаем, семью величаем Весну встречаем, семью величаем12 февраля 2008. Разместил: lessons |
||||||||||||||||||
Знакомство учащихся с традициями наших предков в отношении семьи, как одной из главных ценностей, а так же расширение их кругозора. Для поддержания интереса детей в празднике используется элемент состязательности. Праздник проводился в параллели седьмых классов. Подготовительный этап: за две недели до праздника один из классов получил задание разучить хороводную песню (по их выбору), другой класс – разучить песню «А мы просо сеяли, сеяли». Реквизит: три коробочки со смесью семян овощей и бланк с ответами для жюри, три бланка с условиями кулинарного конкурса, бланк с ответами для жюри, лист ватмана на котором написаны задания кулинарного конкурса, маркер, гантели, секундомер, нарисованные пироги (по количеству зрителей), 4 медали, 2 грамоты, магнитофон, аудиозаписи: «Весенние заклички», песня «Богатыри» (муз. В. Добрынина), песня «Бывайте здоровы, живите богато» (муз. и сл. народные). ХОД ПРАЗДНИКА. Звучат «Весенние заклички».
(Если есть такая возможность, можно подготовить выступление вокальной группы, если нет, то использовать фрагмент аудиозаписи). Первый ведущий: Вы услышали обрядовую песню «Заклички». У наших предков был обычай зазывать весну, считалось, что птицы прилетают и приносят с собой весну, а еще выпекали из теста жаворонков и давали их детям. Дети привязывали выпеченных жаворонков к шесту, раскачивали его и зазывали: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима надоела – весь хлеб поела». Затем выпеченных жаворонков крошили и раскидывали по сторонам. Вот и мы с вами сегодня весну встречаем, семью величаем. Второй ведущий: А еще в это время начинали водить хороводы. Ведь посиделки закончились на масленицу и теперь хороводные песни способствовали встречам и веселью. Обычно собирались на горках – там и суше и виднее. Такие горки обычно назывались «Красными», значит, веселыми и любимыми. Весенние обрядовые танцы на «Красных горках» особенно торжественны. Танцующие наряжены в самое лучшее платье. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни. Ну вот, кажется, кружок собрался, можно начинать хороводное действо [2]. Класс, который разучивал хороводную песню, организует хоровод. Первый ведущий: Хороводная песня задушевно расскажет вам как молодежь умеет веселиться. Парни то водят хоровод вместе с девушками,то подыгрывают им на дудках и рожках, забавляют шутками. И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все же чаще пары определялись на людях, при веселье. Выступление класса, разучивавшего обрядовую песню «А мы просо сеяли, сеяли». Все участники разбиваются на две группы, переплетают руки по принципу «Плетень» и поочередно с песней сначала одни, потом другие идут навстречу друг другу, а затем также с песней отходят назад. 1 группа (идет навстречу другой «стенка на стенку»).
2 группа (выполняя аналогичные действия).
1 группа.
2 группа.
1 группа.
2 группа.
1 группа.
2 группа.
1 группа.
2 группа.
1 группа.
Текст песни взят из [3]. Второй ведущий: А знаете ли вы, что «дид-ладо» в припеве используется не случайно? Лада – древнеславянская богиня, покровительница семейного очага. Третий ведущий: Почему пословица советует выбирать жену в огороде, а не в хороводе? ( возможны ответы учащихся) Конечно же, чтобы увидеть, какой она будет хозяйкой. Итак, наш первый конкурс для девочек – «Хозяюшка». Разбирая семена, вы обнаружили, что немного семян высыпалось из пакетиков и смешалось. У хорошей хозяйки ничто не пропадает, поэтому вам нужно за семь минут разобрать семена и сказать, что из них вырастет. Вручает командам девочек коробочки со смесью семян, а жюри – бланк с ответами, следит за выполнением задания. После того как начался конкурс «Хозяюшка», звучит аудиозапись песни «Богатыри», на фоне музыки вступает... Четвертый ведущий: Пока девочки заняты сортировкой семян, испытаем мальчиков. Мужчина – защитник, а защитник должен быть сильным. Кто из вас большее количество раз за 30 с поднимет гантели? Конкурс проходит на фоне песни «Богатыри», зрители считают количество поднятий, ведущий этого конкурса громко объявляет результаты каждого участника, после окончания песни подводится итог конкурса, победителю вручается медаль – «Самый сильный». После подведения конкурса «Силовой», подводится итог конкурса «Хозяюшка» - команды сдают бланки с ответами жюри, пока жюри оценивает их работу, представители от каждой команды сообщают зрителям свои ответы. Жюри объявляет итоги конкурса «Золушка», команде победительнице вручается грамота «Лучшие хозяюшки». Пятый ведущий: Одна из пословиц гласит: «Какова Аксинья, такова и ботвинья». Обращаясь к участникам: Как вы понимаете эту пословицу? Выслушивает ответы и если правильный ответ не прозвучал, поясняет: Ботвинья - это разновидность супа и понять пословицу можно так: какова хозяйка, такая у нее и стряпня. Итак, наш следующий конкурс для девочек - «Кулинарный». На листках написаны задания, которые вы должны выполнить за семь минут, а потом проверим, у какой Аксиньи лучшая ботвинья. Вручает командам листки с заданием, жюри – бланк с ответами, и наблюдает за ходом конкурса.
Задания взяты из [6]. В это время проходит конкурс для мальчиков – «Строительный». Шестой ведущий: Говорят, что каждый мужчина должен в жизни сделать три вещи – построить дом, посадить дерево, воспитать ребенка. Но сегодня у нас пойдет речь о строительстве дома. Итак, конкурс «Строительный». ( В форме вопросов и ответов.)
Ведущий обобщает ответы: так строят дома сейчас, а сейчас несколько занимательных вопросов о строительстве. Продолжение конкурса в форме вопросов и ответов.
Летописец сообщает о строительстве Успенского собора в Кремле, что оно велось в «кружало и правило».
Вопросы взяты из [4]. При подведении итогов определяется лучший знаток строительства – участник, давший наибольшее количество правильных ответов. Ему и вручается медаль – «Знаток строительства» , можно отметить также и участников, давших оригинальные, наиболее полные ответы. После подведения итогов строительного конкурса подводится итог кулинарного конкурса.Команды сдают листки с выполненным заданием жюри, пока жюри проверяет и оценивает их работу, ведущий этого конкурса знакомит зрителей с заданиями конкурса «Лучшая Аксинья». Вывешиваются листы ватмана с заданиями конкурса, ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и вписывает маркером правильный ответ. После этого жюри объявляет результаты кулинарного конкурса, команде - победительнице вручается грамота «Лучший знаток кулинарного искусства». Седьмой ведущий:сегодня у нас «Семейный праздник». А какие пословицы о доме, о семье вы знаете? Проводит конкурс пословиц, участнику, назвавшему большее количество пословиц, вручается медаль «Знаток пословиц». Восьмой ведущий: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, в их честь устраивали застолье, а за столом неизменно завязывалась беседа. Скажите а на какие темы можно вести разговор за столом? А о чем нежелательно говорить? Выслушивает ответы, продолжает. Наш разговор будет посвящен славянам. Проводит конкурс «Эрудит» (в форме вопросов и ответов). Вопросы конкурса взяты из [4].
( Вопросы для конкурса «Эрудит» взяты из [4]) По итогам конкурса выявляется победитель, ему вручается медаль «Эрудит». Первый ведущий: Вот и завершается наш праздник. Надеемся, что наши гости не скучали. Второй ведущий: У славян раньше был такой обычай - когда застолье подходило к концу, хозяйка подавала последнее блюдо – пироги, которые так и назывались «отходные пироги». Гости ели пироги, благодарили хозяев и откланивались. Вот и мы вручаем вам «отходные пироги», но не простые, с секретом. ( Этот обычай упоминается в [5]) Ведущие конкурсов раздают зрителям нарисованные «пироги» на обороте которых написан первый куплет песни «Бывайте здоровы, живите богато...». Звучит фонограмма этой песни, гости поют первый куплет и расходятся. Список литературы: [1] – О. С. Щербакова, В. Е. Фомин «Русские песни Алтая. Фольклор русских сибиряков-старожилов и российских переселенцев» // учебно-методическое пособие с аудиоприложением. Барнаул: издательство АКИПКРО, 1998, с 13. [2] – Г. С. Белякова «Славянская мифология» М.: Просвещение, 1995, с206 – 207. [3] - М. Давыдова, И. Агапова «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины» М.: Айрис-Пресс, 2000, с. 122. [4] – Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных с подсказками для всех остальных» М.: Рипол Классик, 2002. [5] – Составители Н. И. Огнева, Н. А. Сливинская «Пеките на здоровье» Алма-Ата: Кайнар,1991, с. 206. [6] – Газета «Смак», №6, 1997, с. 15.
Горх Галина Петровна, учитель физики, информатики,
Топчихинская муниципальная школа № 2 Вернуться назад |