mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    12
    фев
    Весну встречаем, семью величаем
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Весенние
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Знакомство учащихся с традициями наших предков в отношении семьи, как одной из главных ценностей, а так же расширение их кругозора. Для поддержания интереса детей в празднике используется элемент состязательности.
    Праздник проводился в параллели седьмых классов.

    Подготовительный этап: за две недели до праздника один из классов получил задание разучить хороводную песню (по их выбору), другой класс – разучить песню «А мы просо сеяли, сеяли».

    Реквизит: три коробочки со смесью семян овощей и бланк с ответами для жюри, три бланка с условиями кулинарного конкурса, бланк с ответами для жюри, лист ватмана на котором написаны задания кулинарного конкурса, маркер, гантели, секундомер, нарисованные пироги (по количеству зрителей), 4 медали, 2 грамоты, магнитофон, аудиозаписи: «Весенние заклички», песня «Богатыри» (муз. В. Добрынина), песня «Бывайте здоровы, живите богато» (муз. и сл. народные).

    ХОД ПРАЗДНИКА.

    Звучат «Весенние заклички».

    «Жаворонушки!
    Прилетите к нам да принесите нам,
    Жаворонушки!
    Нам весну-красну, да тепло летечко,
    Жаворонушки!
    Нам зима-то надоела, много хлебушка поела,
    Жаворонушки!
    А воды-то полила, за три колодезя,
    Жаворонушки!
    Всю куделю перепряли, на мотушки пермотали,
    Жаворонушки!
    На базарик пертаскали, за копейку продавали,
    Жаворонушки!
    За копейку продавали, детям хлебу покупали,
    Жаворонушки!
    Ой вы, жаворонки, жаворонушки,
    Летите в поле, несите здоровье,
    Первое – коровье, второе – овечье,
    Третье – человечье» [1].

    (Если есть такая возможность, можно подготовить выступление вокальной группы, если нет, то использовать фрагмент аудиозаписи).

    Первый ведущий: Вы услышали обрядовую песню «Заклички». У наших предков был обычай зазывать весну, считалось, что птицы прилетают и приносят с собой весну, а еще выпекали из теста жаворонков и давали их детям. Дети привязывали выпеченных жаворонков к шесту, раскачивали его и зазывали: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима надоела – весь хлеб поела». Затем выпеченных жаворонков крошили и раскидывали по сторонам. Вот и мы с вами сегодня весну встречаем, семью величаем.

    Второй ведущий: А еще в это время начинали водить хороводы. Ведь посиделки закончились на масленицу и теперь хороводные песни способствовали встречам и веселью. Обычно собирались на горках – там и суше и виднее. Такие горки обычно назывались «Красными», значит, веселыми и любимыми. Весенние обрядовые танцы на «Красных горках» особенно торжественны. Танцующие наряжены в самое лучшее платье. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни. Ну вот, кажется, кружок собрался, можно начинать хороводное действо [2].

    Класс, который разучивал хороводную песню, организует хоровод.

    Первый ведущий: Хороводная песня задушевно расскажет вам как молодежь умеет веселиться. Парни то водят хоровод вместе с девушками,то подыгрывают им на дудках и рожках, забавляют шутками. И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все же чаще пары определялись на людях, при веселье.

    Выступление класса, разучивавшего обрядовую песню «А мы просо сеяли, сеяли».

    Все участники разбиваются на две группы, переплетают руки по принципу «Плетень» и поочередно с песней сначала одни, потом другие идут навстречу друг другу, а затем также с песней отходят назад.

    1 группа (идет навстречу другой «стенка на стенку»).

    А мы просо сеяли, сеяли.
    (Ввозвращаясь на место)
    Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

    2 группа (выполняя аналогичные действия).

    А мы просо вытопчем, вытопчем.
    Ой, дид-ладо, вытопчем, вытопчем.

    1 группа.

    Да зачем же вам вытоптать, вытоптать?
    Ой, дид-ладо, вытоптать, вытоптать.

    2 группа.

    А мы коней выпустим, выпустим.
    Ой, дид-ладо, выпустим, выпустим.

    1 группа.

    А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.
    Ой, дид-ладо, в плен возьмем, в плен возьмем.

    2 группа.

    А мы коней выкупим, выкупим.
    Ой, дид-ладо, выкупим, выкупим.

    1 группа.

    А чем же вам выкупать, выкупать?
    Ой, дид-ладо, выкупать, выкупать.

    2 группа.

    А мы дадим сто рублей, сто рублей.
    Ой, дид-ладо, сто рублей, сто рублей.

    1 группа.

    Нам не надо тысячи, тысячи.
    Ой, дид-ладо, тысячи, тысячи.

    2 группа.

    А чего же вам надобно, надобно?
    Ой, дид-ладо, надобно, надобно.

    1 группа.

    А нам надо девицу, девицу.
    Ой, дид-ладо, девицу, девицу.

    Текст песни взят из [3].

    Второй ведущий: А знаете ли вы, что «дид-ладо» в припеве используется не случайно? Лада – древнеславянская богиня, покровительница семейного очага.

    Третий ведущий: Почему пословица советует выбирать жену в огороде, а не в хороводе? ( возможны ответы учащихся) Конечно же, чтобы увидеть, какой она будет хозяйкой. Итак, наш первый конкурс для девочек – «Хозяюшка». Разбирая семена, вы обнаружили, что немного семян высыпалось из пакетиков и смешалось. У хорошей хозяйки ничто не пропадает, поэтому вам нужно за семь минут разобрать семена и сказать, что из них вырастет.

    Вручает командам девочек коробочки со смесью семян, а жюри – бланк с ответами, следит за выполнением задания.

    После того как начался конкурс «Хозяюшка», звучит аудиозапись песни «Богатыри», на фоне музыки вступает...

    Четвертый ведущий: Пока девочки заняты сортировкой семян, испытаем мальчиков. Мужчина – защитник, а защитник должен быть сильным. Кто из вас большее количество раз за 30 с поднимет гантели? Конкурс проходит на фоне песни «Богатыри», зрители считают количество поднятий, ведущий этого конкурса громко объявляет результаты каждого участника, после окончания песни подводится итог конкурса, победителю вручается медаль – «Самый сильный».

    После подведения конкурса «Силовой», подводится итог конкурса «Хозяюшка» - команды сдают бланки с ответами жюри, пока жюри оценивает их работу, представители от каждой команды сообщают зрителям свои ответы. Жюри объявляет итоги конкурса «Золушка», команде победительнице вручается грамота «Лучшие хозяюшки».

    Пятый ведущий: Одна из пословиц гласит: «Какова Аксинья, такова и ботвинья». Обращаясь к участникам: Как вы понимаете эту пословицу? Выслушивает ответы и если правильный ответ не прозвучал, поясняет: Ботвинья - это разновидность супа и понять пословицу можно так: какова хозяйка, такая у нее и стряпня. Итак, наш следующий конкурс для девочек - «Кулинарный». На листках написаны задания, которые вы должны выполнить за семь минут, а потом проверим, у какой Аксиньи лучшая ботвинья.

    Вручает командам листки с заданием, жюри – бланк с ответами, и наблюдает за ходом конкурса.

    Задания к конкурсу «Кулинарный»

    Бланк с ответами для жюри

    Подчеркнуть лишний напиток:

    кока - кола, морс, боржоми, фанта, лимонад.

    кока - кола, морс, боржоми, фанта, лимонад.

    (Морс – негазированный напиток)

    Составить из букв названия блюд и подчеркнуть лишнее:

    Аяцинчи, меотл, язгнаьлу, нсрыик.

    яичница, омлет, глазунья, сырник.

    (Для приготовления сырника не используются яйца)

    Вставить слово, пропущенное в скобках:

    Сиг (………) треска, клюква (….... ) брусника.

    Сиг (рыба) треска, клюква (ягода ) брусника.
    Вставить слово, которым заканчивается первое и начинается второе слово:

    Тво(……)алик.

    Тво(рог) алик.
    Написать название продукта, необходимого для приготовления блюда:

    Рас(……….)ник.

    Рас(соль) ник.
    Подобрать слова в скобках:

    (мужское имя) + (местоимение) + ы = (изделие из муки).

    Макар+он+ы= макароны.
    Зачеркни лишнее:

    Молоко, миксер, ягоды, заварка, яйцо, сахар, суфле.

    Заварка, т. к. остальныепродукты и миксер используются для приготовления суфле.
    Вычеркни десерт, оставь напиток:

    К ж р ю е ш л о е н.

    Крюшон. (Десерт – желе).

    Задания взяты из [6].

    В это время проходит конкурс для мальчиков – «Строительный».

    Шестой ведущий: Говорят, что каждый мужчина должен в жизни сделать три вещи – построить дом, посадить дерево, воспитать ребенка. Но сегодня у нас пойдет речь о строительстве дома. Итак, конкурс «Строительный». ( В форме вопросов и ответов.)

    • Перечислите этапы строительства дома. Какая техника, какие механизмы используются в строительстве? Из каких материалов можно построить дом? Как можно утеплить дом? Перечислите виды отделочных работ.

    Ведущий обобщает ответы: так строят дома сейчас, а сейчас несколько занимательных вопросов о строительстве.

    Продолжение конкурса в форме вопросов и ответов.

    • Как в старину называли избу или другое сооружение, в котором вместо фундамента использовались выкорчеванные пеньки? ( Избушка на курьих ножках) Где в наше время строят сооружения на сваях?

    Летописец сообщает о строительстве Успенского собора в Кремле, что оно велось в «кружало и правило».

    • К помощи каких инструментов прибегли мастера? ( К циркулю и линейке; собор построен итальянским зодчим Аристотелем Фиорованти в 1475 – 1479 гг).
    • В 1980 г геофизики, составляя подземную карту Красной площади и Москвы, обнаружили очень много впадин, пустот и пористых включений, которые изменяют силу тяжести на поверхности. Оказалось, что это знали и наши предки. Что они строили на этих местах? ( Церкви)
    • Как называется самая первая построенная башня Кремля, в которой находился потайной колодец? ( Тайницкая)
    • Юный техник Сережа Волков, играя построил башенку из катушек для ниток и, чтобы она не рассыпалась, продел внутрь веревочку и туго натянул. Мальчику выдали авторское свидетельство и построили по его проекту… Что? ( Останкинскую телебашню, радиомачты)

    Вопросы взяты из [4].

    При подведении итогов определяется лучший знаток строительства – участник, давший наибольшее количество правильных ответов. Ему и вручается медаль – «Знаток строительства» , можно отметить также и участников, давших оригинальные, наиболее полные ответы.

    После подведения итогов строительного конкурса подводится итог кулинарного конкурса.Команды сдают листки с выполненным заданием жюри, пока жюри проверяет и оценивает их работу, ведущий этого конкурса знакомит зрителей с заданиями конкурса «Лучшая Аксинья». Вывешиваются листы ватмана с заданиями конкурса, ведущий задает вопросы поочередно каждой команде и вписывает маркером правильный ответ. После этого жюри объявляет результаты кулинарного конкурса, команде - победительнице вручается грамота «Лучший знаток кулинарного искусства».

    Седьмой ведущий:сегодня у нас «Семейный праздник». А какие пословицы о доме, о семье вы знаете? Проводит конкурс пословиц, участнику, назвавшему большее количество пословиц, вручается медаль «Знаток пословиц».

    Восьмой ведущий: «Не нужен и клад, коли в семье лад», «Не красна изба углами, а красна пирогами». Дорогих гостей всегда встречали хлебом и солью, в их честь устраивали застолье, а за столом неизменно завязывалась беседа. Скажите а на какие темы можно вести разговор за столом? А о чем нежелательно говорить? Выслушивает ответы, продолжает. Наш разговор будет посвящен славянам. Проводит конкурс «Эрудит» (в форме вопросов и ответов).

    Вопросы конкурса взяты из [4].

    • Древние русичи приветствовали друг друга «Ой ты гой еси…». Чего они желали таким образом? ( Быть богатым, от «гоинный» - богатый).
    • Это слово есть почти во всех славянских языках, но в сербском и словенском оно имеет значение «хороший урожай», а в чешском, словацком и польском – «семья». Что это за слово? ( Родина).
    • Какое священное блюдо варили наши предки, заключая мирный договор со своими соседями? ( Кашу. Отсюда пошло «С ним каши не сваришь»)
    • Как в России в XIV веке называли жаровню с углями, которую ставили в центре стола во время пиршества? ( Гора. Сказочное «пир горой»)
    • В этой емкости обычно хранились угли, за что ее так и назвали «маленький горн». Как это звучит по-славянски? ( Горшок)
    • Какое слово в нашей речи образовалось путем слияния двух слов, обозначающих «стол» (доска) и «вытирать»? ( Скатерть)
    • Как назывался праздник, ежегодно отмечавшийся в Вятской губернии в честь победы над врагом с помощью глиняных свистулек? ( Свистопляска).

    ( Вопросы для конкурса «Эрудит» взяты из [4])

    По итогам конкурса выявляется победитель, ему вручается медаль «Эрудит».

    Первый ведущий: Вот и завершается наш праздник. Надеемся, что наши гости не скучали.

    Второй ведущий: У славян раньше был такой обычай - когда застолье подходило к концу, хозяйка подавала последнее блюдо – пироги, которые так и назывались «отходные пироги». Гости ели пироги, благодарили хозяев и откланивались. Вот и мы вручаем вам «отходные пироги», но не простые, с секретом. ( Этот обычай упоминается в [5])

    Ведущие конкурсов раздают зрителям нарисованные «пироги» на обороте которых написан первый куплет песни «Бывайте здоровы, живите богато...». Звучит фонограмма этой песни, гости поют первый куплет и расходятся.

    Список литературы:

    [1] – О. С. Щербакова, В. Е. Фомин «Русские песни Алтая. Фольклор русских сибиряков-старожилов и российских переселенцев» // учебно-методическое пособие с аудиоприложением. Барнаул: издательство АКИПКРО, 1998, с 13.

    [2] – Г. С. Белякова «Славянская мифология» М.: Просвещение, 1995, с206 – 207.

    [3] - М. Давыдова, И. Агапова «Праздник в школе. Сценарии, конкурсы, викторины» М.: Айрис-Пресс, 2000, с. 122.

    [4] – Б. Баландин «1001 вопрос для очень умных с подсказками для всех остальных» М.: Рипол Классик, 2002.

    [5] – Составители Н. И. Огнева, Н. А. Сливинская «Пеките на здоровье» Алма-Ата: Кайнар,1991, с. 206.

    [6] – Газета «Смак», №6, 1997, с. 15.


    Горх Галина Петровна, учитель физики, информатики,

    Топчихинская муниципальная школа № 2



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6198
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.