Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание, Методики > Мотивы абстракции или путешествия в страну фантазии Мотивы абстракции или путешествия в страну фантазии20 февраля 2008. Разместил: lessons |
Формирование культуры творческой личности. Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему само реализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности. Представлена экспресс-методика и педагогическая арт-терапия. Знак, появившийся на бумаге, рассказывает о человеке, его создавшем. Цвет, характер линии, выбор сюжета, детали, размер и расположение объектов на листе, выбор и использование художественных материалов свидетельствуют о сознаваемых и неосознаваемых чувствах творца. Порой случается так, что для некоторых детей это единственный способ дать миру знать о себе, заявить как о личности. И в этом случае арт-терапевтическая методика “Мотивы абстракции или путешествия в страну фантазии” – это знак о себе. Ее главная цель – создать условия, способствующие укреплению эмоционально-психологического здоровья детей посредством приобщения их к изобразительному искусству. В основе используемых методов работы лежат принципы гуманистической психологии, согласно которым воздействие занятий можно понимать в связи с самой сущностью искусства. В каждом человеке предполагается существование творческих сил, которые можно “разбудить”, освободить для самореализации личностного потенциала. Средствами искусства: мелодией, звуком, линией, цветом человек может не только выразить себя, но и больше узнать о других людях. Важно создать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам. Не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки, а принимать их “плачущими” или агрессивными, предоставлять им право выбора, т.е. сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя – это необходимое условие для арт-терапевтического процесса как пути к установлению отношений. Для успешной творческой деятельности в условиях художественной мастерской педагогу необходимо создать такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить. Хорошо, если интерьер мастерской напоминает не учебное помещение, а большую художественную галерею с лучшими работами воспитанников. В психологических целях мы рекомендуем использовать широкий спектр музыкальных произведений: аудиокассеты и компакт-диски от классики прошлых лет до современных направлений. Продумать музыкальное сопровождение каждого занятия, чтобы дети еще больше почувствовали очарование фантастического вымысла. Один из элементов лечебной педагогики в художественной мастерской – аромалампы. Ароматерапия позволяет достичь гармонии и равновесия на физическом, психическом и духовном уровне. Обстановка должна создавать настроение, настроение пробуждать фантазию и творчество, свободу самовыражения. Позволить детям быть свободными и не думать о том, насколько умело они рисуют. Бережно относиться к каждой идее ребенка. Выражать заинтересованность, с пониманием относиться к ответам детей. Предоставить ребятам свободу выбора изо-техники на карточке, разнообразие материалов. Усвоение любого из приемов начинается с объяснения способа выполнения, показа, демонстрации иллюстративного материала, вводной беседы. Необходима эмоциональная поддержка. Далеко не у всех детей есть возможность видеть “невиданное”, быстро включить “рычажок” фантазии. Им надо помочь. Используя многообразие художественных приемов методики “Мотивы абстракции или путешествия в страну фантазии”, педагог развивает в детях активное творческое воображение, образное мышление, учит их ставить перед собой определенную задачу, думать и искать, черпая объекты красоты в формах природы, внутренних переживаниях. Среди них следующие изобразительные технологии: монотипия, коллаж, пальцевая живопись, выпуклый рисунок, мокрая бумага, ниткография, рисунок густой краской, рисунок свечой, рисунок через копировку, точечный рисунок, кляксография, китайский рисунок, мятый рисунок, напыление, мраморный рисунок, рисунок углем, пастелью, рисунок гелевой ручкой, тушью, граффити. Предлагаю методические рекомендации к наиболее популярным у детей изобразительным техникам. Пальцевая живопись Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные и кинестетические ощущения. Оказывает большой арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние. Материалы:
Технология:
Приемы:
Варианты:
Контроль:
Итог:
Монотипия “Эмоции на плоскости” Довольно редкая в наше время, но очень интересная техника живописной графики ( monos – по-гречески – “один”, typos – “отпечаток”). Материалы:
Технология:
Варианты:
Контроль:
Итог:
Ниткография “Виртуальная реальность” Материалы:
Технология:
Контроль:
Итог:
Игровой момент:
Итог: Каждому рисунку придумать название. Подписать. Авторские выставки. “Издание книжек”: рисунки одного формата с двух сторон листа. Пронумеровать страницы. Придумать название книжки. Граффити, как форма самовыражения
Данная техника поможет педагогу ближе познакомиться с ребятами, понять их доминирующие переживания, интересы, стоящие за ними потребности и проблемы. Материалы:
Технология:
Варианты:
Усложнения:
Контроль:
Итог:
Рисунок пастелью Материалы:
Технология:
Варианты:
Внимание: Не “перегружать” рисунок цветом. Не “зализывать” растушевкой изображение. Контроль:
Итог:
Рисунок углем Материалы:
Технология:
Варианты:
Контроль:
Итог:
Егорова Наталья Игоревна, педагог дополнительного образования, ООО "Служба сервиса" (Детский санаторий "Черная речка"), п/о Никольское Вернуться назад |