Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Ее главная цель – создать условия, способствующие укреплению эмоционально-психологического здоровья детей посредством приобщения их к изобразительному искусству. В основе используемых методов работы лежат принципы гуманистической психологии, согласно которым воздействие занятий можно понимать в связи с самой сущностью искусства. В каждом человеке предполагается существование творческих сил, которые можно “разбудить”, освободить для самореализации личностного потенциала.
Средствами искусства: мелодией, звуком, линией, цветом человек может не только выразить себя, но и больше узнать о других людях. Важно создать определенную атмосферу, безопасную для обращения к сокровенным переживаниям и чувствам. Не интерпретировать рисунки детей и не оценивать их поступки, а принимать их “плачущими” или агрессивными, предоставлять им право выбора, т.е. сопровождать их в этом трудном путешествии к истокам самого себя – это необходимое условие для арт-терапевтического процесса как пути к установлению отношений.
Для успешной творческой деятельности в условиях художественной мастерской педагогу необходимо создать такую обстановку, в которой детям было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить. Хорошо, если интерьер мастерской напоминает не учебное помещение, а большую художественную галерею с лучшими работами воспитанников.
В психологических целях мы рекомендуем использовать широкий спектр музыкальных произведений: аудиокассеты и компакт-диски от классики прошлых лет до современных направлений. Продумать музыкальное сопровождение каждого занятия, чтобы дети еще больше почувствовали очарование фантастического вымысла.
Один из элементов лечебной педагогики в художественной мастерской – аромалампы. Ароматерапия позволяет достичь гармонии и равновесия на физическом, психическом и духовном уровне. Обстановка должна создавать настроение, настроение пробуждать фантазию и творчество, свободу самовыражения. Позволить детям быть свободными и не думать о том, насколько умело они рисуют. Бережно относиться к каждой идее ребенка. Выражать заинтересованность, с пониманием относиться к ответам детей. Предоставить ребятам свободу выбора изо-техники на карточке, разнообразие материалов.
Усвоение любого из приемов начинается с объяснения способа выполнения, показа, демонстрации иллюстративного материала, вводной беседы. Необходима эмоциональная поддержка. Далеко не у всех детей есть возможность видеть “невиданное”, быстро включить “рычажок” фантазии. Им надо помочь. Используя многообразие художественных приемов методики “Мотивы абстракции или путешествия в страну фантазии”, педагог развивает в детях активное творческое воображение, образное мышление, учит их ставить перед собой определенную задачу, думать и искать, черпая объекты красоты в формах природы, внутренних переживаниях.
Среди них следующие изобразительные технологии:
монотипия, коллаж, пальцевая живопись, выпуклый рисунок, мокрая бумага, ниткография, рисунок густой краской, рисунок свечой, рисунок через копировку, точечный рисунок, кляксография, китайский рисунок, мятый рисунок, напыление, мраморный рисунок, рисунок углем, пастелью, рисунок гелевой ручкой, тушью, граффити.
Предлагаю методические рекомендации к наиболее популярным у детей изобразительным техникам.
Пальцевая живопись
Живопись с помощью пальцев вызывает тактильные и кинестетические ощущения. Оказывает большой арт-терапевтический эффект: снижает тревожность, повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.
Материалы:
Технология:
Сделать эскиз. Подушечками пальцев свободно брать краску из баночки или палитры. Краску накладывать плотными, густыми цветными пятнами для нанесения рельефных слоев, как в масляной живописи. Простым наложением красок одна поверх другой можно добиться довольно реалистичного, живописного исполнения.
Приемы:
Варианты:
Контроль:
Не перегружать изображения красочными слоями. Индивидуальные пояснения. Эмоциональная поддержка. Показ способов выполнения. Вопросы-уточнения.
Итог:
Предложить подписать работу: поставить автограф, дату изготовления. Зафиксировать название, дополнительные комментарии. Отмечать наиболее живописные работы. Акцент на “заполненность” изображения эмоциями, чувствами. Выставки.
Монотипия “Эмоции на плоскости”
Довольно редкая в наше время, но очень интересная техника живописной графики ( monos – по-гречески – “один”, typos – “отпечаток”).
Материалы:
Технология:
Любые цвета краски густыми пятнами наносятся на поверхность: стекло или бумагу. Сверху очень аккуратно наложить лист бумаги. Тщательно прогладить рукой и через 2-3 секунды снять с готовым отпечатком.
Варианты:
Внимание: Техника “монотипии” требует быстрой работы, иначе краски засохнут и можно не успеть сделать качественный оттиск.
Контроль:
Индивидуальная оценка каждого рисунка. Эмоциональная поддержка. Показ. Свобода самовыражения.
Итог:
Изготовить паспорту. Подписать. Выразить и обсудить впечатления. Рассмотреть сочетания красок. Заметить рисунки с контрастными или родственными цветами, теплыми, холодными гаммами. Предложить сделать серию работ в одном “цветовом” настроении, в сотворчестве с психологом. Выставки: “Подводные фантазии”, “Грустные животные”, “Картинки хорошего настроения”.
Ниткография “Виртуальная реальность”
Материалы:
Технология:
Лист бумаги сложить пополам. Тонкую нить опустить в розетку с тушью. Пропитанную тушью нить произвольно разложить на 2 части листа бумаги. Закрыть второй половиной листа, оставив кончик нити. Плотно прижав заготовку ладонью, провести нить сверху вниз одновременно вытягивая ее.
Контроль:
Не делать узлов на нити – “кляксы”. Индивидуальные вопросы, пояснения. Эмоциональная поддержка.
Итог:
Рассматривая абстрактное изображение в разных плоскостях постараться увидеть конкретный рисунок. Увидев образ, можно подчеркнуть его, дорисовав лишь детали (глаз, реснички, клюв, если это птица и т.д.).
Игровой момент:
– Я уже вижу, что здесь изображено. В каждом рисунке таится что-то интересное, но наши глаза еще не видят это. Всмотритесь внимательнее.
Итог:
Каждому рисунку придумать название. Подписать. Авторские выставки. “Издание книжек”: рисунки одного формата с двух сторон листа. Пронумеровать страницы. Придумать название книжки.
Граффити, как форма самовыражения
“Переходы метро подмигивают Пикассо”
Катрин Лара
Данная техника поможет педагогу ближе познакомиться с ребятами, понять их доминирующие переживания, интересы, стоящие за ними потребности и проблемы.
Материалы:
Технология:
Варианты:
Усложнения:
Работа аэрозольными красками в индивидуальном авторском стиле на большой поверхности.
Внимание: техника безопасности работы с аэрозольными красками.
Контроль:
Свобода самовыражения. Спонтанность. Импровизация. Созидательная, чистая энергия.
Итог:
Участие всех рисунков в акции “Зона граффити. Новый мир”. Совместное обсуждение.
Рисунок пастелью
Материалы:
Технология:
Пастель – это мелок, состоящий из порошкообразного пигмента и смолы. Подобно волшебнику она помогает соединить рисунок с цветовым разнообразием живописи. Познакомить с понятиями: сухая, жирная пастель и их “двоюродными братьями”: восковой карандаш и цветной мелок. Показать приемы растушевки. Опираясь на образец-схему, выполнить предварительный набросок. Не сильно нажимая на пастель наносить первые, живописно сочетающиеся слои-пигменты.
Варианты:
Внимание: Не “перегружать” рисунок цветом. Не “зализывать” растушевкой изображение.
Контроль:
Работа над техникой. Аккуратность. Свобода самовыражения. Эмоциональная поддержка.
Итог:
Подписать название, автора, дату изготовления рисунка. Выразить и обсудить впечатления. Акцент на рисунках с наиболее удачными, живописными сочетаниями цветов, мягкой растушевке.
Рисунок углем
Материалы:
Технология:
– Если не любишь работать в большом формате и хорошо чувствуешь контраст и оттенки тона, то тебе непременно понравиться работать углем.
Дать понятие: графика, рашкуль, свет, тень, полутень, блик. Показать, как держать уголь. Выбрать композицию из тематических альбомов: “Рисуем собак”, “Рисуем кошек, …лошадей, …здания” и т.д. Выполнить предварительный набросок. Показать приемы растушевки угля пальцем, ладонью или листом бумаги.
Варианты:
Внимание: Смахивать угольную пыль и следы от ластика можно птичьим пером, мягкой большой кистью. Заострять уголек напильником или куском наждака.
Контроль:
Поэтапный показ. Работа над техникой штриховки. Аккуратность. Свобода самовыражения.
Итог:
На правах автора своей работы предложить поставить дату изготовления рисунка, автограф. Зафиксировать название, дополнительные реплики. Выразить и обсудить впечатления. Акцент на сходствах изображения с реальным образом, фотографией. Стихи. Участие в выставках.
,