mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    10
    фев
    Конспекты занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    В статье раскрыты пути активизации творческого процесса, в основе которых лежат приемы ТРИЗ - теории решения изобретательных задач. С наиболее интересными из них вы можете познакомиться в конспектах занятий для детей подготовительной к школе группы.

    Потенциал творческих возможностей, заложенных в человеке, не имеет границ. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы с раннего детства человек имел возможность воспользоваться своим богатством, мог свободно ориентироваться в любой ситуации. Чтобы он стал находчивым и изобретательным. Именно такой человек способен легко перенести все невзгоды, трудности и не будет зависеть от обстоятельств. Дети-дошкольники еще не знают, на что они способны. Вот почему наш долг – максимально использовать их эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному, их тягу к открытиям для развития их творческих способностей во всех видах деятельности. А в изобразительной – особенно, так как это самый доступный и любимый вид занятий у детей. Вся моя работа, связанная с изобразительным искусством, посвящена достижению этой цели и основана на глубоком изучении психологии. Использование приемов “Теории решения изобретательных задач” – ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов. С некоторыми, на мой взгляд, самыми интересными из них, я хочу поделиться с вами на страницах этого пособия.

    Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход.
    Ценность этих рисунков не в формах и цветовых сочетаниях, не в техническом качестве, а в движении мысли.

    • Ситуации, основанные на выкачивании свойств предметов. Что делать, если:
      • нет кисточки? Чем заменить? – Пальцем, ладонью, голыми ногами на песке, поролоном, палочкой, спичкой, зубной щеткой, аппликацией, мылом, воском, парафином и т. д.
      • нет красок? Чем заменить? – Любой жидкостью, которая оставляет след: зубной порошок, тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т. д.
      • нет воды, нечем размочить краски? – Можно использовать клей и любой материал для аппликации.
    • Использование игры внутреннего воображения (открытие живого в неживом).
      • Превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы. Дети рисуют пальцем круг, выбирают подходящие его замыслу пуговицы и объясняют, что получилось: яички в гнездышке, птички большие и маленькие в гнездышке, рыбки в озере, ягодки на тарелочке, печенье, конфеты, снежинки или капельки дождя на тучке, камушки на дне, рябинки на дереве (кроне дерева), следы мишки и мишутки на полянке, глаза, рот и нос на круглом лице и т. д.
      • Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).
    • Преобразование (умение перевоплощаться в кого-то или во что-то):
      • Африка. Ребенок должен представить себя в образе животного, растения, жителя этой страны, (в виде обезьяны, сидящей на дереве; пальмы; яркого попугая или негритенка). Для этого нужны и соответствующие знания, впечатления, что необходимо дать ему в других видах деятельности.
      • Сказка. Бой с драконом (в образе рыцаря или кого-то еще).
      • Зимнее (летнее) утро (в образе рассвета).
      • Моя семья (в образе любимых животных или птиц).
      • Инопланетяне. На другой планете или на Земле.
    • Объединение. Цель – соединить два предмета в один. Такой способ развития творчества особенно труден, т.к. порой невозможно соединить два предмета или понятия. И все-таки надо использовать все возможное и невозможное. Результаты бывают самые неожиданные:
      • машины плюс животные, птицы, насекомые, люди или их части тела. Получаются: летающие автобусы, шагающие или прыгающие вездеходы, подводные батискафы с присосками, ползающие миноискатели и т. д.
      • дома плюс машины, животные, растения. В городах будущего вполне могут быть летающие дома, дома-аквариумы, шагающие, плавающие, передвигающиеся на колесах, в виде огромного льва или рыбы и т. д.
      • необыкновенные животные (фантастический зоопарк). Рисуют вдвоем одно животное, не видя изображения другого. В результате – необычное чудище, которому придумывается название.
    • Метод временных изменений (из настоящего в будущее или прошлое). Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать. Так появляются:
      • города будущего (наш город через 100 лет);
      • дом, в котором я буду жить (как правило – это сказочные терема);
      • что было на Земле до появления людей (животный и растительный мир в далеком прошлом).
    • Наконец, самое абстрактное, что нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни услышать, а можно только почувствовать – свое настроение. Как это изобразить? В этом случае невозможно управлять детским творчеством. Только сам ребенок может поделиться своими ощущениями с помощью цвета, движений и музыки. Это его мир.

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе “Город будущего”

    Цели:

    • воспитывать любовь к родному городу, привлекать детей к активному участию в создании его нового облика;
    • помочь создать интересные архитектурные сооружения, дома-символы, дома-образы;
    • поддерживать интерес к изобретательству;
    • обеспечить личностное ориентирование в творческом процессе, поощрять оригинальные находки.

    Мотивация: мы принимаем участие в создании проекта будущего города, самого красивого и необычного.

    Предварительная работа: чтение книги “Незнайка в солнечном городе”, конструирование из бросового материала и картона домов, замков для “сказочного города”, занятия на тему “Дом моей мечты”, “Волшебный замок”, “Теремок”.

    Материалы: полный набор изобразительного материала по выбору детей, техника выполнения свободная.

    Содержание занятия: дети вместе с воспитателем вспоминают, как было интересно в солнечном городе. Какие удивительные дома увидел там Незнайка. А давайте представим, что через много-много лет наш город станет таким же необычным. Какими вы представляете себе его улицы, дома. Может быть, они будут похожи на знакомые предметы – гриб, елку, аквариум, настольную лампу, животных – лягушку, кота, черепаху, улитку. Может быть, они будут летающими, плавающими, или передвигающимися на колесах. Дома-вертолеты, дома-батискафы, дома-яхты, дома-автобусы. Дома могут быть небольшими для одной семьи. Можно, не выходя из дома, слетать в гости в другой город, к морю в выходные дни. Не надо тратить силы на тяжелые чемоданы и утомительные перевозки. Дома могут меняться местами в черте города. На специально отведенных площадках – кварталах отмечены места для стоянки домов.

    Задание: нарисовать дом будущего города. Придумать способ передвижения, технические находки в конструкции дверей, окон, балконов, крыш. Придумать название своему дому, которое в будущем, возможно, заменит номера

    Итог занятия: рисунки вывешиваются на стене рядами – “улицами”. Дети сами выбирают себе соседей по улице, придумывают ей название. Нарисованный город можно обыграть.

     Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе “Мои сновидения”

    Цели:

    • эмоционально откликаться на явления окружающей жизни, видеть красоту природы в разное время года;
    • будить воображение, развивать фантазию, чувство цвета;
    • учить изображать свои переживания, настроения цветовыми композиционными решениями;
    • помочь выразить свою индивидуальность.

    Мотивация: предложить издать книгу сновидений, по которой можно будет прочесть сон каждого из нас.

    Предварительная работа: беседы на тему “Цветные сны”, наблюдения за осенними явлениями в природе, рисование на тему “Краски осени”.

    Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки, фломастеры, пастель.

    Содержание занятия: под спокойную убаюкивающую музыку поговорить о снах. Что может присниться человеку? Кто помнит свой самый необычный сон? Отметить, что сны бывают цветные и черно-белые. Цветные сны особенно интересные и запоминающиеся. А какого цвета может быть сон осенью? Осенние сны тоже особенные – теплые и холодные. Теплые, потому что краски осени солнечные, яркие, а холодные от того, что жаркие летние дни сменились прохладными. Так какого же цвета осень? (вопрос к размышлению). Предложить детям прилечь на коврик, подложив под голову маленькие подушечки (2-3 мин.) и под звуки спокойной музыки попытаться увидеть картину будущего рисунка.

    Задание: нарисовать свой “сон” используя технику живописи. Во время занятия может звучать музыка разная по характеру, соответствующая разному состоянию человека во сне.

    Итог занятия: в заранее приготовленную книгу-ширму вставляются рисунки и предлагается прочесть ее содержание. Выбрать самый необычный сон, самый страшный, самый непонятный и т. д. Подобные занятия – хороший тест для работы психолога.

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе “Человек – символ”

    Цели:

    • учить видеть характерные особенности человека в поведении, во внешнем облике, в отношении к людям;
    • находить сходство человека с чем-то или с кем-то;
    • воспитывать доброжелательное отношение к людям, умение делать комплименты;
    • развивать чувство юмора.

    Мотивация: создание образов необычных героев мультфильма, где действующие лица не люди, а предметы на них похожие.

    Предварительная работа: дидактическая игра “Найди сходство”, где дети ищут сходство человека с предметом: добрый и нежный – цветок, злой и жадный – акула или чудовище, стройный и красивый – пальма или березка, толстый и прожорливый – бочка или мешок, веселый – колокольчик или соловей и т.д.

    Материалы: полный набор изобразительного материала, по выбору детей.

    Содержание занятия: поговорить о том, что все люди разные по своему поведению, по манере общаться друг с другом. У каждого человека свой характер не похожий на других.
    Как можно выразить характер людей в рисунке?! Можно нарисовать портрет, передав характерные особенности в выражении лица, усилить с помощью цвета. Можно нарисовать карикатуру – смешной портрет, выделив самое главное в облике человека, отличающее его от других. А можно не рисовать человека. Можно заменить облик человека на тот предмет или явление, которое ему больше всего подходит. Людям свойственно придумывать и использовать сравнения по отношению друг к другу. Бывают сравнения грубые с целью обидеть или оскорбить – это безнравственно. А есть приятные сравнения для того, чтобы подчеркнуть хорошие черты характера, манеры или приятную внешность. По-другому это называется – сделать комплемент.

    Задание: изобразить знакомого человека в виде какого-то предмета, явления, героя сказок или мультфильмов.

    Итог занятия: рисунки развешиваются в “портретной галерее” ИЗО студии. Дети пытаются отгадать в портретах характер и особенности внешнего облика человека. По портретам можно придумать историю, которая и станет сюжетом для мультфильма.

    Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе “Волшебники на улицах города”

    Цели:

    • создать атмосферу творчества, пробудить желание к изобретательству;
    • привлечь детей к поиску необычных конструктивных решений;
    • помочь применить знания о физических процессах происходящих в природе для создания полезных изобретений;
    • сохранить эмоционально-положительную атмосферу в течение всего занятия.

    Мотивация: помочь родному городу стать чистым, красивым, удобным для его жителей.

    Предварительная работа: чтение кн. “Незнайка в солнечном городе”; коллекционирование марок, наклеек, фотографий на тему “техника”; конструирование из бросового материала автомобилей будущего; наблюдение за зимними явлениями в природе; загадки про снег, воду и лед.

    Материалы: полный набор изобразительного материала по выбору детей.

    Содержание занятия: Разговор с детьми о том, зачем человек придумал машины специального назначения (бульдозеры, бурильные установки, батискафы, планетоходы, пожарные и снегоочистительные машины). Чтобы облегчить труд людей в опасных и труднодоступных местах. Чтобы сделать нашу жизнь удобной. Приятной и радостной. Например, снегоочистительная машина помогает очистить улицы города, обеспечить безопасное движение транспорта и пешеходов. Но снега бывает так много, что возникает проблема – куда его девать?! Огромные горы снега вырастают вдоль дорог, создавая новые проблемы. Во что можно превратить снег, чтобы он не мешал, а приносил пользу в новом качестве?! Какой должна быть чудо-машина, которая не только счистит снег, но и превратит его в воду и приготовит из нее горячий чай, кофе (можно напоить прохожих), мороженое, залить каток, заморозить воду в лед и смастерить цветные ледяные игрушки для украшения уличных елок, сформовать снежные фигурки и расставить их вдоль улицы или просто превратить снег в пар.

    Задание: придумать и нарисовать снегоочистительную машину со всеми необходимыми приспособлениями для переработки снега.

    Итог занятия: открытие автосалона “Волшебники на улицах города”. Законченные рисунки развешиваются на заранее приготовленные “подиумы” – планшеты. Авторы (демонстрируют) рассказывают о своем изобретении, дают название новой чудо-машине. Дети выбирают среди представленных моделей самый: мощный, миниатюрный, необычный, смешной или веселый, универсальный и т.д. Каждый участник автосалона получает грамоту (открытку) за идею.


    Васильева Галина Владимировна, культуролог

    ОДОУ ОАО АвтоВАЗ "ДОУ № 193", г. Тольятти



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 19089
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.