{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика > Тематическое планирование краеведческого кружка
{LF_links}

Тематическое планирование краеведческого кружка


2 апреля 2008. Разместил: lessons
Конспект урока географии для 8-го класса
Краеведение в школе имеет большое значение. Краеведческий принцип преподавания - один из определяющих в процессе обучения географии. Школьная программа при изучении своей области требует от учителя организации и проведения различных форм учебной работы при использовании различных методов обучения. Хочу поделиться своими наработками по развитию интереса и любви к родному краю у своих учеников. Опыт работы представлен на материале Челябинской области, но на мой взгляд, будет интересен и другим учителям географии.
Цели:

Образовательные

Определить географическое положение Урала.
Определить географическое положение Челябинской области на Урале.

Развивающие

Продолжить формирование навыков определения географического положения территории.
Развитие навыков работы с картами атласа и контурными картами.

Воспитательные

Воспитывать любовь к родному краю, через расширение знаний о нем.
Воспитывать самостоятельность на уроке.

Оборудование: физические карты России, Урала, Челябинской области, атласы, контурные карты России и Челябинской области.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
    А) цели урока, план урока;
    Б) домашнее задание п.33, индивидуальные сообщения
      “Ильменский заповедник”
      “Ледниковые формы рельефа на Урале (кары, цирки)
  2. Изучение нового материала:

Демонстрируется фрагмент кинофильма “Урал” 2-3 минуты.

Беседа: – О каком крупном природном районе мы будем говорить сегодня?

– По какому плану мы изучаем крупные природные районы?
– С чего начинаем изучение Урала?
– Чем примечателен Урал?

Значит параллельно с изучением Урала, мы будем знакомиться с нашей областью.

– Давайте вспомним, как мы определяем географическое положение?

Работа с картой атласа.

  • Где на территории России находится Урал?
  • В каком направлении он протянулся?
  • На сколько километров?
  • Какие объекты находятся к северу и югу от него?
  • Какой меридиан ближайший?
  • Какие объекты расположены к востоку и к западу от Урала?
  • Какая граница проходит по территории Урала?
  • В чем особенность географического положения Урала?

Работа с контурными картами (5-6 минут).

Обозначаем в контурных картах Урала его физико-географическую границу, границу между Европой и Азией, соседние крупные природные районы.

Задание на сравнение (5минут).

Сравните географическое положение Урала и Кавказа.

Работа выполняется по вариантам: первый вариант выделяет только черты сходства, второй вариант выделяет черты различия.

Затем ученики делают вывод об особенностях географического положения Урала.

Уральские горы протягиваются в меридиональном направлении, следовательно, они пересекают несколько климатических поясов и природных зон, также по особенностям рельефа Урал делится на 6 частей.

Задание: найдите на карте эти 6 частей и определите их самые высокие точки ( рис.78 стр.160)

Один ученик показывает части Урала на демонстрационной карте. Класс его проверяет.

Затем в течение 6 минут учащиеся выполняют задание в контурной карте.

Беседа:

– В какой из этих частей мы живем?
– Какие области граничат с Челябинской?

Задание: в контурной карте Челябинской области обозначить границы области и соседние области (5 минут).

Беседа:

– Чему ровна площадь нашей области?
– Определите ее протяженность с севера на юг и с запада на восток.
– Где проходит граница между Европой и Азией?
– Какие города расположены на этой границе?

В современных границах Челябинская область была выделена только в 1943 году. Подробнее об истории области мы узнаем на следующем уроке.

3. Закрепление:

  • В чем особенности географического положения Урала?
  • На какие части по особенностям природы делится Урал?
  • В какой из этих частей расположена Челябинская область?
  • В чем особенности географического положения нашей области?

Большое спасибо за плодотворную работу.

Тематическое планирование краеведческого кружка.

Пояснительная записка.

Учебная работа в классе не может в должной мере удовлетворить познавательные интересы учащихся по изучению своего края. На уроках географии и истории, в силу ограниченного времени на изучение природы малой Родины, ребята получают лишь основные знания по широкому кругу наук. Удовлетворяя познавательные интересы школьников, углубляя и конкретизируя программные географические знания наиболее любознательных учащихся, я вовлекаю их во внеклассную работу в кружке.

Главными целями работы кружка являются:

  • углубить знания о своем крае, его природе, культуре;
  • формировать интерес к изучению малой Родины;
  • способствовать развитию патриотизма школьников;
  • формировать эстетические взгляды, гуманное отношение к природе и культуре своего края, желание жить в единстве с природой;
  • помощь в осуществлении профессиональной и трудовой подготовке школьников, приобщая их к самостоятельной деятельности.

В целом работа в кружке способствует развитию кругозора учащихся и повышает их культурный уровень, расширяет возможности найти себе дело по душе, развивает творческие способности ребят.

Работа в кружке осуществляется на базе школьного музея.

Тематическое планирование рассчитано на 34 занятия по 45 минут для учеников 7-8 классов. Завершающим мероприятием является праздник для учащихся школы.

Тематическая структура музейно-образовательной программы для учащихся 7-8 классов.

Тема Примерное содержание темы
I Введение Задачи кружка. Понятия: топонимика, топонимы, геральдика.

Урал – сокровищница природных памятников.

II Историко-краеведческие источники.

Науки их изучающие.

Вещь - время. Понятие о музейном предмете (уникальный – типичный).

Вещь – исторический источник. Основные виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, особые источники (фотографии, кинофильмы, звуко- видеозаписи и пр.).

Примерные темы зачетных работ, рефератов:

“Реликвии моей семьи”; “Из истории обыкновенных вещей”;

“Герб моего рода, школы, города…”; “Моя личная коллекция”;

“Рассказы моей бабушки”; “Школьный музей”; “Школьный фольклор”.

III Топонимика моего края. Основные источники информации: литература, свидетельства очевидцев, легенды, рассказы.

Методы и способы поиска информации.

Зачетные работы, рефераты: “Топонимы моего края”;

“Легенды и время”.

Проведение экскурсий по экспозициям школьного музея для учащихся начальной школы.

IV Практические работы. Музеи хранилища памятников материальной и духовной культуры народов Урала.
V Итог Праздник для учащихся школы “О, чем рассказал Родной край”.

Кочина Светлана Анатольевна, методист,
ИМЦ ГУО, г. Трехгорный



{SL_links}

Вернуться назад