Система валеологического воспитания ведется по двум направлениям: факультативный курс по валеологии для учащихся и родительский лекторий. Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, групповые дискуссии, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия и т.д.
Цели:
- Дать учащимся объективные, соответствующие
возрасту, знания о здоровом, правильном образе
жизни.
- Формировать здоровые установки и навыки
ответственного поведения, снижающие вероятность
приобщения к вредным привычкам.
- Воспитывать бережное отношение к своему
здоровью.
- Познакомить родителей с валеологическим курсом
и научить сохранять своё здоровье, здоровье
школьника и его учителя.
Методы:
Валеологическая работа ведётся по двум
направлениям:
- Факультативный курс по валеологии для учащихся
“Уроки здоровья”.
- Родительский лекторий “Как сохранить своё
здоровье, здоровье школьника и его учителя”.
Факультативный курс по валеологии разработан
для каждой возрастной ступени, с увеличением
количества занятий в последующих классах:
- I класс – 8 занятий, по два занятия в четверть.
- II класс – 12 занятий, по три занятия в четверть.
- III класс – 16 занятий, по четыре занятия в
четверть.
- IV класс – 20 занятий, по пять занятий в четверть.
Это сделано для того, чтобы по мере развития
учащихся каждая тема рассматривалась всё более
полно, что соответствует возрастающему объёму их
знаний.
Для реализации программы используются разные
формы и методы работы: познавательные и
занимательные занятия, групповая и
индивидуальная работа, групповые дискуссии,
ролевое моделирование, игровая деятельность, практические
занятия и т.д.
В реализации данной программы учителю
соответствующую помощь оказывают преподаватель
физкультуры, детский врач, медсестра школы,
работники столовой и родители.
Курс родительского лектория разработан также
для каждой возрастной категории учащихся по
четыре занятия в учебный год.
Формы и методы используются различные: лекции,
дискуссии, заседания “круглого стола”,
практические занятия для родителей, встречи с
интересными, нужными людьми.
Результаты работы.
Дети должны знать:
- Устройство своего организма.
- Полезные и вредные для здоровья поступки и
привычки.
- Знать самого себя и свои возможности.
- О пользе и вреде продуктов питания.
- О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ.
- О правильном использовании физических
упражнений.
- Черты характера людей, виды давления на
человека, формы отказа от него, последствия
вредных привычек.
Дети должны уметь:
- Слышать и чувствовать состояние своего
организма.
- Принимать правильные решения в опасных
ситуациях.
- Находить друзей по интересам.
- Распределять физические нагрузки правильно,
соблюдать личную гигиену.
- Организовывать правильное питание.
- Проявлять дружбу, сопротивляться давлению,
говорить “нет” в опасных ситуациях.
Программа валеологического курса для
младших школьников “Уроки здоровья”
(I-IV классы).
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал:
“Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя.”
От здоровья и жизнерадостности детей зависит
их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
Важную роль в сохранении здоровья имеет
здоровый образ жизни, основанный на достаточной
двигательной активности, рациональном питании,
правильном режиме дня, отсутствии вредных
привычек.
Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к
обучающим воздействиям. Поэтому целесообразно
использовать школу для обучения детей основам
здорового образа жизни.
Цели:
- Закладывать навыки правильного режима дня,
рационального питания, негативного отношения к
вредным привычкам, гигиенические навыки.
- Научить детей ответственно относиться к своему
здоровью.
Тематическое планирование
факультативного валеологического курса.
I класс (8 занятий)
- Твоё здоровье – что это?
- Я – неповторимый человек.
- Твой новый режим дня.
- О чём говорят чувства? Твоё настроение.
- Кем работает сердечко?
- Ешь полезную для здоровья пищу.
- Мыло и мыльные пузыри.
- Сигнал тревоги (первая помощь).
II класс (12 занятий)
- Вкусы и увлечения.
- Твоё здоровье и учебная нагрузка.
- Как сохранить зрение.
- Вредные привычки.
- Учусь понимать людей.
- Здоровье и питание.
- Учусь принимать решение в опасных ситуациях.
- Движение – путь к совершенству.
- Правда об алкоголе.
- Инфекции и их предупреждение.
- Как сделать сон полезным. Сон – лучшее
лекарство.
- Сколько времени можно проводить у телевизора в
день?
III класс (16 занятий)
- Можешь ли ты уже сам заботиться о своём
здоровье?
- Мой характер.
- Влияет ли воздух на моё здоровье?
- Курение или здоровье - выбирай сам.
- Когда лень – всё идет через пень.
- Чистота и здоровье. Чистота в твоём доме, на
твоём рабочем месте.
- Чихали мы на простуду. Народные рецепты.
- Дружба с природой.
- Худощавые дети, избыточный вес.
- Умывание и купание.
- Почему нельзя пить воду сразу из - под крана?
- Здоровье и цветущие растения (аллергия).
- Весёлые физминутки.
- Ритмическая гимнастика.
- Подвижные речевые игры.
- Лето красное! Физкульт – привет!
IV класс (20 занятий)
- Осанка. Следишь ли ты за своей осанкой?
- Хорошее настроение и здоровье.
- Улыбка – залог успеха и здоровья.
- Беседа о зубах.
- Хорошее самочувствие: слушаю свой организм.
- Цвет и настроение.
- Самоуважение.
- Учись сопротивляться давлению
- Учись говорить “нет”.
- Народные традиции и здоровье.
- Что нужно знать о лекарствах.
- Аптека на подоконнике.
- Остановись – подумай (безопасность).
- Знай и будь осторожным.
- Витамины рядом с нами.
- Почему нельзя ходить без зонта в дождь?
- Как правильно загорать?
- Экстремальные ситуации. Учусь выбирать
правильное решение.
- Движение – это жизнь. Учусь распределять
физические нагрузки.
- Сохраним природу – сохраним здоровье.
Программа родительского лектория
“Как сохранить своё здоровье, здоровье
школьника и его учителя.”
Обучение учащихся может идти в отрыве от
обучения их родителей. Поэтому целесообразно
разработать и ввести систему знаний и для
учащихся, и для родителей.
В результате проведения родительского
лектория родители должны узнать, что
формирование здорового образа жизни включает в
себя: физическое совершенствование, психическое
здоровье, социальную безопасность, основы
экономических знаний, правила гигиены и др.
Занятия разрабатываются по возрастным
категориям учащихся, по четыре занятия в год для
каждого класса.
Тематическое планирование
родительского лектория.
I класс
- Что такое валеология?
- Ответственность за своё здоровье и здоровье
ребёнка, учителя.
- Режим дня школьника в школе и дома.
- Как регулировать настроение ребенка? Мотивация
учения.
II класс
- Здоровье ребёнка – ребенок со здоровой
психикой.
- Курение и здоровье. Пассивное курение.
- Осознанный подход к питанию. Экология и питание.
- Семья – отдых, движение, телевизор, труд,
природа. Выбирайте!
III класс
- Экология: воздух, вода, жилище. Здоровье и наша
квартира.
- Труд и здоровье.
- Охрана природы – залог здоровья.
- Аллергия и цветущие растения. Как себя вести?
IV класс
- Особенности возраста. Учиться у ребенка.
- Психологический климат в семье. Влияет ли
настроение родителей на здоровье детей?
- Вредные привычки и семья. Пример родителей.
- Воспитываем личность. Культура моей семьи и Я.
Крупа Галина Васильевна, учитель начальных классов,
Кавказская СОШ № 14 им. А.И. Покрышкина, ст. Кавказская
{SL_links}
Вернуться назад
|