{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Система валеологического воспитания младших школьников
{LF_links}

Система валеологического воспитания младших школьников


3 апреля 2008. Разместил: lessons
Система валеологического воспитания ведется по двум направлениям: факультативный курс по валеологии для учащихся и родительский лекторий. Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, групповые дискуссии, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия и т.д.
Цели:
  1. Дать учащимся объективные, соответствующие возрасту, знания о здоровом, правильном образе жизни.
  2. Формировать здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к вредным привычкам.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
  4. Познакомить родителей с валеологическим курсом и научить сохранять своё здоровье, здоровье школьника и его учителя.

Методы:

Валеологическая работа ведётся по двум направлениям:

  1. Факультативный курс по валеологии для учащихся “Уроки здоровья”.
  2. Родительский лекторий “Как сохранить своё здоровье, здоровье школьника и его учителя”. Факультативный курс по валеологии разработан для каждой возрастной ступени, с увеличением количества занятий в последующих классах:
  • I класс – 8 занятий, по два занятия в четверть.
  • II класс – 12 занятий, по три занятия в четверть.
  • III класс – 16 занятий, по четыре занятия в четверть.
  • IV класс – 20 занятий, по пять занятий в четверть.

Это сделано для того, чтобы по мере развития учащихся каждая тема рассматривалась всё более полно, что соответствует возрастающему объёму их знаний.

Для реализации программы используются разные формы и методы работы: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, групповые дискуссии, ролевое моделирование, игровая деятельность, практические занятия и т.д.

В реализации данной программы учителю соответствующую помощь оказывают преподаватель физкультуры, детский врач, медсестра школы, работники столовой и родители.

Курс родительского лектория разработан также для каждой возрастной категории учащихся по четыре занятия в учебный год.

Формы и методы используются различные: лекции, дискуссии, заседания “круглого стола”, практические занятия для родителей, встречи с интересными, нужными людьми.

Результаты работы.

Дети должны знать:

  1. Устройство своего организма.
  2. Полезные и вредные для здоровья поступки и привычки.
  3. Знать самого себя и свои возможности.
  4. О пользе и вреде продуктов питания.
  5. О вреде табака, алкоголя, наркотических веществ.
  6. О правильном использовании физических упражнений.
  7. Черты характера людей, виды давления на человека, формы отказа от него, последствия вредных привычек.

Дети должны уметь:

  1. Слышать и чувствовать состояние своего организма.
  2. Принимать правильные решения в опасных ситуациях.
  3. Находить друзей по интересам.
  4. Распределять физические нагрузки правильно, соблюдать личную гигиену.
  5. Организовывать правильное питание.
  6. Проявлять дружбу, сопротивляться давлению, говорить “нет” в опасных ситуациях.

Программа валеологического курса для младших школьников “Уроки здоровья”
(I-IV классы).

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.”

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям. Поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Цели:

  • Закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.
  • Научить детей ответственно относиться к своему здоровью.

Тематическое планирование факультативного валеологического курса.

I класс (8 занятий)

  1. Твоё здоровье – что это?
  2. Я – неповторимый человек.
  3. Твой новый режим дня.
  4. О чём говорят чувства? Твоё настроение.
  5. Кем работает сердечко?
  6. Ешь полезную для здоровья пищу.
  7. Мыло и мыльные пузыри.
  8. Сигнал тревоги (первая помощь).

II класс (12 занятий)

  1. Вкусы и увлечения.
  2. Твоё здоровье и учебная нагрузка.
  3. Как сохранить зрение.
  4. Вредные привычки.
  5. Учусь понимать людей.
  6. Здоровье и питание.
  7. Учусь принимать решение в опасных ситуациях.
  8. Движение – путь к совершенству.
  9. Правда об алкоголе.
  10. Инфекции и их предупреждение.
  11. Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.
  12. Сколько времени можно проводить у телевизора в день?

III класс (16 занятий)

  1. Можешь ли ты уже сам заботиться о своём здоровье?
  2. Мой характер.
  3. Влияет ли воздух на моё здоровье?
  4. Курение или здоровье - выбирай сам.
  5. Когда лень – всё идет через пень.
  6. Чистота и здоровье. Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте.
  7. Чихали мы на простуду. Народные рецепты.
  8. Дружба с природой.
  9. Худощавые дети, избыточный вес.
  10. Умывание и купание.
  11. Почему нельзя пить воду сразу из - под крана?
  12. Здоровье и цветущие растения (аллергия).
  13. Весёлые физминутки.
  14. Ритмическая гимнастика.
  15. Подвижные речевые игры.
  16. Лето красное! Физкульт – привет!

IV класс (20 занятий)

  1. Осанка. Следишь ли ты за своей осанкой?
  2. Хорошее настроение и здоровье.
  3. Улыбка – залог успеха и здоровья.
  4. Беседа о зубах.
  5. Хорошее самочувствие: слушаю свой организм.
  6. Цвет и настроение.
  7. Самоуважение.
  8. Учись сопротивляться давлению
  9. Учись говорить “нет”.
  10. Народные традиции и здоровье.
  11. Что нужно знать о лекарствах.
  12. Аптека на подоконнике.
  13. Остановись – подумай (безопасность).
  14. Знай и будь осторожным.
  15. Витамины рядом с нами.
  16. Почему нельзя ходить без зонта в дождь?
  17. Как правильно загорать?
  18. Экстремальные ситуации. Учусь выбирать правильное решение.
  19. Движение – это жизнь. Учусь распределять физические нагрузки.
  20. Сохраним природу – сохраним здоровье.

Программа родительского лектория
“Как сохранить своё здоровье, здоровье школьника и его учителя.”

Обучение учащихся может идти в отрыве от обучения их родителей. Поэтому целесообразно разработать и ввести систему знаний и для учащихся, и для родителей.

В результате проведения родительского лектория родители должны узнать, что формирование здорового образа жизни включает в себя: физическое совершенствование, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.

Занятия разрабатываются по возрастным категориям учащихся, по четыре занятия в год для каждого класса.

Тематическое планирование родительского лектория.

I класс

  1. Что такое валеология?
  2. Ответственность за своё здоровье и здоровье ребёнка, учителя.
  3. Режим дня школьника в школе и дома.
  4. Как регулировать настроение ребенка? Мотивация учения.

II класс

  1. Здоровье ребёнка – ребенок со здоровой психикой.
  2. Курение и здоровье. Пассивное курение.
  3. Осознанный подход к питанию. Экология и питание.
  4. Семья – отдых, движение, телевизор, труд, природа. Выбирайте!

III класс

  1. Экология: воздух, вода, жилище. Здоровье и наша квартира.
  2. Труд и здоровье.
  3. Охрана природы – залог здоровья.
  4. Аллергия и цветущие растения. Как себя вести?

IV класс

  1. Особенности возраста. Учиться у ребенка.
  2. Психологический климат в семье. Влияет ли настроение родителей на здоровье детей?
  3. Вредные привычки и семья. Пример родителей.
  4. Воспитываем личность. Культура моей семьи и Я.

Крупа Галина Васильевна, учитель начальных классов,
Кавказская СОШ № 14 им. А.И. Покрышкина, ст. Кавказская



{SL_links}

Вернуться назад