Программа спецкурса для учащихся 10—11-х классов
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
Введение.
В современном обществе все больше растет
интерес к дворянской культуре, дворянскому
воспитанию. Дворянское воспитание приносило
удивительные плоды. Русский аристократ – это
совершенно особый тип личности, человек
необыкновенной честности, благородства и
тонкости чувств.
Пушкин рассуждал: “Чему учится дворянство?
Независимости, храбрости, благородству. Не суть
ли сии качества природные? Так, но образ жизни
может их развить, усилить – или задушить. Нужны
ли они в народе, так же как, например, трудолюбие?
Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса,
которому некогда развивать сии качества”.
Использование традиций дворянского
воспитания, знакомство с образом жизни
дворянства может быть очень полезным в духовном,
нравственном воспитании современной молодежи.
Богатый материал для этой работы дает русская
литература конца XVIII века и XIX века.
Спецкурс “Как воспитывали русского
дворянина” рассчитан на учащихся страших
классов гуманитарных, педагогических классов, а
также может использоваться в пед.коллективах. Он
рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цели спецкурса:
- нравственное, духовное воспитание учащихся –
социализация личности;
- углубленное изучение литературы с точки зрения
одной темы.
Задачи:
- обучение анализу художественного произведения;
- формирование навыков самостоятельной работы с
книгой;
- развитие коммуникативных, речеведческих
навыков;
- формирование духовно-нравственных понятий.
Участниками спецкурса могут быть учащиеся
разновозрастного уровня (в одной группе – 9-11-е
классы).
На занятиях предполагается использование
деятельностного подхода в учебном процессе.
Учащиеся организовывают и участвуют в
дискуссиях, в вечерах, в спектаклях дидактического
театра, в составлении буклетов, сценариев, в
издании альманахов, журналов и т. д.
Дидактическое пространство спецкурса –
произведения русской литературы, начиная с
Ломоносова до Л.Толстого, а также литература
культорологического, исторического характера.
Содержание, тематическое планирование
программы.
№ |
Содержание |
Формы деятельности
учащихся |
Развитие
интерпретаторских и творческих умений. |
1 |
Введение в спецкурс. Предмет, задачи. |
|
|
2, 3 |
Педагогические идеи М.В.Ломоносова.
“Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ее величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года;
“Утренние
размышления о Божием Величестве”; “Вечернее
размышление о Божием Величестве при случае
северного великого сияния”. |
Доклад о биографии Ломоносова. Анализ
текстов. Работа в группах. |
Трактат “Каким представляет
М.В.Ломоносов идеального гражданина и человека”. |
4, 5, 6 |
Русское просвещение о воспитании
(Радищев Н., Карамзин, Фонвизин Д., Державин Г.) |
|
Указ о наказании Простаковых за
нарушение “Показаний к житейскому обхождению”. |
7 |
Пушкин А.С. о воспитании и образовании. |
Изучение статей. Конспект |
Аннотация. |
8 |
Пушкин А.С. “Евгений Онегин”. Тема
воспитания на страницах романа. |
Выразительное чтение. Выявление
авт.позиции |
Сочинение “Мы все учились понемногу”. |
9, 10, 11, 12 |
Бал. А.Пушкин “Евгений Онегин”,
А.Грибоедов “Горе от ума”, М.Лермонтов “Герой
нашего времени”, Е.Баратынский “Бал”, Н.Гоголь
“Мертвые души”, Л.Толстой “Война и мир”. |
Работа в группах. Выявление правил
проведения балов, поведения на бале. Анализ роли
эпизода “Бал” в художественных произведениях. |
Сценарий “Литературный бал”. |
13-16 |
Женский мир. Женское воспитание. (Те же
произведения (см.выше), а также романы
И.А.Гончарова “Обломов” и “Обрыв”,
И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, “Накануне”,
“Рудин”. |
Анализ эпизодов. |
Сочинение “Мой любимый женский образ в
русской литературе”. |
17 |
“Береги честь смолоду”. Воспитание в
семье.
А.Пушкин. “Капитанская дочка” (Гринев). |
Обсуждение вопроса “Что сделало П.
Гринева достойным человеком” |
Мои наставления детям. |
18-19 |
Л.Толстой “Война и мир”
(Болконские и Ростовы) |
Дискуссия. “В какой семье ты хотел бы
воспитываться: Балконских или Ростовых” |
Протокол дискуссии. |
20-21 |
И.С.Тургенев “Отцы и дети”.
Взаимоотношения
отцов и детей в семьях Кирсановых, Базаровых |
Обсуждение |
Сочинение “Что формирует человека?” |
22-23 |
И.А.Гончаров. “Обломов”
(“Сон Обломова”).
Каков идеал воспитания
автора? В чем современность романа? |
Анализ эпизодов |
Сценарий кинофильма “Сон Обломова”. |
24-30 |
“Жизнь человека в дитяти”.
Тема
детства, воспитания в романах С.Аксакова
“Детские годы Багрова-внука”;
Н.Гарина – Михайловского “Детство Темы”,
Л.Толстой “Детство”. “Отрочество”. “Юность” |
Работа в группах. Доклады о детстве
писателей, о формировании характера главных
героев. |
Библиографический буклет. “Тема
детства в русской литературе”. Эссе “Детство”. |
31-32 |
Читательская конференция по книге
Ю.Лотмана. “Беседы о русской культуре” |
Доклады по главам книги. Инсценировки
фрагментов художественных произведений. |
Аннотация книги |
33-34 |
Заключение. Научно-практическая
конференция. “Как воспитывали русского
дворянина”. |
Защита рефератов. |
Литературный альманах. |
Список литературы.
- Антология педагогической мысли России первой
половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / П.А. Лебедев М.:
Педагогика, 1987. – 560 с.
- Ломоносов М.В. о воспитании и образовании / Сост.
Т.С. Буторина. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с.
(педагогическая б-ка).
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и
традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX
века). – СПб.: Искусство, 1994 – 399 с.
- Муравьева О.С. Как воспитывали русского
дворянина. – М.: Linka-PRESS, 1995.- 27 с.
Маракаева Розалья Габдуловна, учитель,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина, г. Зеленодольск
{SL_links}
Вернуться назад
|