{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Воспитание, Методики > Как воспитывали русского дворянина
{LF_links}

Как воспитывали русского дворянина


8 мая 2008. Разместил: lessons
Программа спецкурса для учащихся 10—11-х классов
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
Введение.

В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому воспитанию. Дворянское воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ – это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств.

Пушкин рассуждал: “Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить – или задушить. Нужны ли они в народе, так же как, например, трудолюбие? Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества”.

Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.

Богатый материал для этой работы дает русская литература конца XVIII века и XIX века.

Спецкурс “Как воспитывали русского дворянина” рассчитан на учащихся страших классов гуманитарных, педагогических классов, а также может использоваться в пед.коллективах. Он рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Цели спецкурса:

  • нравственное, духовное воспитание учащихся – социализация личности;
  • углубленное изучение литературы с точки зрения одной темы.

Задачи:

  • обучение анализу художественного произведения;
  • формирование навыков самостоятельной работы с книгой;
  • развитие коммуникативных, речеведческих навыков;
  • формирование духовно-нравственных понятий.

Участниками спецкурса могут быть учащиеся разновозрастного уровня (в одной группе – 9-11-е классы).

На занятиях предполагается использование деятельностного подхода в учебном процессе.

Учащиеся организовывают и участвуют в дискуссиях, в вечерах, в спектаклях дидактического театра, в составлении буклетов, сценариев, в издании альманахов, журналов и т. д.

Дидактическое пространство спецкурса – произведения русской литературы, начиная с Ломоносова до Л.Толстого, а также литература культорологического, исторического характера.

Содержание, тематическое планирование программы.

Содержание Формы деятельности учащихся Развитие интерпретаторских и творческих умений.
1 Введение в спецкурс. Предмет, задачи.    
2, 3 Педагогические идеи М.В.Ломоносова. “Ода на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года;

“Утренние размышления о Божием Величестве”; “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае северного великого сияния”.

Доклад о биографии Ломоносова. Анализ текстов. Работа в группах. Трактат “Каким представляет М.В.Ломоносов идеального гражданина и человека”.
4, 5, 6 Русское просвещение о воспитании (Радищев Н., Карамзин, Фонвизин Д., Державин Г.)   Указ о наказании Простаковых за нарушение “Показаний к житейскому обхождению”.
7 Пушкин А.С. о воспитании и образовании. Изучение статей. Конспект Аннотация.
8 Пушкин А.С. “Евгений Онегин”. Тема воспитания на страницах романа. Выразительное чтение. Выявление авт.позиции Сочинение “Мы все учились понемногу”.
9, 10, 11, 12 Бал. А.Пушкин “Евгений Онегин”, А.Грибоедов “Горе от ума”, М.Лермонтов “Герой нашего времени”, Е.Баратынский “Бал”, Н.Гоголь “Мертвые души”, Л.Толстой “Война и мир”. Работа в группах. Выявление правил проведения балов, поведения на бале. Анализ роли эпизода “Бал” в художественных произведениях. Сценарий “Литературный бал”.
13-16 Женский мир. Женское воспитание. (Те же произведения (см.выше), а также романы И.А.Гончарова “Обломов” и “Обрыв”, И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Рудин”. Анализ эпизодов. Сочинение “Мой любимый женский образ в русской литературе”.
17 “Береги честь смолоду”. Воспитание в семье.

А.Пушкин. “Капитанская дочка” (Гринев).

Обсуждение вопроса “Что сделало П. Гринева достойным человеком” Мои наставления детям.
18-19 Л.Толстой “Война и мир”
(Болконские и Ростовы)
Дискуссия. “В какой семье ты хотел бы воспитываться: Балконских или Ростовых” Протокол дискуссии.
20-21 И.С.Тургенев “Отцы и дети”.

Взаимоотношения отцов и детей в семьях Кирсановых, Базаровых

Обсуждение Сочинение “Что формирует человека?”
22-23 И.А.Гончаров. “Обломов”
(“Сон Обломова”).

Каков идеал воспитания автора? В чем современность романа?

Анализ эпизодов Сценарий кинофильма “Сон Обломова”.
24-30 “Жизнь человека в дитяти”.

Тема детства, воспитания в романах С.Аксакова “Детские годы Багрова-внука”;

Н.Гарина – Михайловского “Детство Темы”,

Л.Толстой “Детство”. “Отрочество”. “Юность”

Работа в группах. Доклады о детстве писателей, о формировании характера главных героев. Библиографический буклет. “Тема детства в русской литературе”. Эссе “Детство”.
31-32 Читательская конференция по книге Ю.Лотмана. “Беседы о русской культуре” Доклады по главам книги. Инсценировки фрагментов художественных произведений. Аннотация книги
33-34 Заключение. Научно-практическая конференция. “Как воспитывали русского дворянина”. Защита рефератов. Литературный альманах.

Список литературы.

  1. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х г.г.) / П.А. Лебедев М.: Педагогика, 1987. – 560 с.
  2. Ломоносов М.В. о воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. – М.: Педагогика, 1991. – 344 с. (педагогическая б-ка).
  3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начала XIX века). – СПб.: Искусство, 1994 – 399 с.
  4. Муравьева О.С. Как воспитывали русского дворянина. – М.: Linka-PRESS, 1995.- 27 с.

Маракаева Розалья Габдуловна, учитель,
лицей № 9 им. А.С. Пушкина, г. Зеленодольск



{SL_links}

Вернуться назад