Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие статьи чаще добавлять? |
В современном обществе все больше растет интерес к дворянской культуре, дворянскому воспитанию. Дворянское воспитание приносило удивительные плоды. Русский аристократ – это совершенно особый тип личности, человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств.
Пушкин рассуждал: “Чему учится дворянство? Независимости, храбрости, благородству. Не суть ли сии качества природные? Так, но образ жизни может их развить, усилить – или задушить. Нужны ли они в народе, так же как, например, трудолюбие? Нужны, ибо они охрана трудолюбивого класса, которому некогда развивать сии качества”.
Использование традиций дворянского воспитания, знакомство с образом жизни дворянства может быть очень полезным в духовном, нравственном воспитании современной молодежи.
Богатый материал для этой работы дает русская литература конца XVIII века и XIX века.
Спецкурс “Как воспитывали русского дворянина” рассчитан на учащихся страших классов гуманитарных, педагогических классов, а также может использоваться в пед.коллективах. Он рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цели спецкурса:
Задачи:
Участниками спецкурса могут быть учащиеся разновозрастного уровня (в одной группе – 9-11-е классы).
На занятиях предполагается использование деятельностного подхода в учебном процессе.
Учащиеся организовывают и участвуют в дискуссиях, в вечерах, в спектаклях дидактического театра, в составлении буклетов, сценариев, в издании альманахов, журналов и т. д.
Дидактическое пространство спецкурса – произведения русской литературы, начиная с Ломоносова до Л.Толстого, а также литература культорологического, исторического характера.
Содержание, тематическое планирование программы.
№ | Содержание | Формы деятельности учащихся | Развитие интерпретаторских и творческих умений. |
1 | Введение в спецкурс. Предмет, задачи. | ||
2, 3 |
Педагогические идеи М.В.Ломоносова.
“Ода на день восшествия на Всероссийский
престол ее величества государыни императрицы
Елисаветы Петровны 1747 года;
“Утренние размышления о Божием Величестве”; “Вечернее размышление о Божием Величестве при случае северного великого сияния”. |
Доклад о биографии Ломоносова. Анализ текстов. Работа в группах. | Трактат “Каким представляет М.В.Ломоносов идеального гражданина и человека”. |
4, 5, 6 | Русское просвещение о воспитании (Радищев Н., Карамзин, Фонвизин Д., Державин Г.) | Указ о наказании Простаковых за нарушение “Показаний к житейскому обхождению”. | |
7 | Пушкин А.С. о воспитании и образовании. | Изучение статей. Конспект | Аннотация. |
8 | Пушкин А.С. “Евгений Онегин”. Тема воспитания на страницах романа. | Выразительное чтение. Выявление авт.позиции | Сочинение “Мы все учились понемногу”. |
9, 10, 11, 12 | Бал. А.Пушкин “Евгений Онегин”, А.Грибоедов “Горе от ума”, М.Лермонтов “Герой нашего времени”, Е.Баратынский “Бал”, Н.Гоголь “Мертвые души”, Л.Толстой “Война и мир”. | Работа в группах. Выявление правил проведения балов, поведения на бале. Анализ роли эпизода “Бал” в художественных произведениях. | Сценарий “Литературный бал”. |
13-16 | Женский мир. Женское воспитание. (Те же произведения (см.выше), а также романы И.А.Гончарова “Обломов” и “Обрыв”, И.С.Тургенева “Дворянское гнездо”, “Накануне”, “Рудин”. | Анализ эпизодов. | Сочинение “Мой любимый женский образ в русской литературе”. |
17 |
“Береги честь смолоду”. Воспитание в
семье.
А.Пушкин. “Капитанская дочка” (Гринев). |
Обсуждение вопроса “Что сделало П. Гринева достойным человеком” | Мои наставления детям. |
18-19 |
Л.Толстой “Война и мир” (Болконские и Ростовы) |
Дискуссия. “В какой семье ты хотел бы воспитываться: Балконских или Ростовых” | Протокол дискуссии. |
20-21 |
И.С.Тургенев “Отцы и дети”.
Взаимоотношения отцов и детей в семьях Кирсановых, Базаровых |
Обсуждение | Сочинение “Что формирует человека?” |
22-23 |
И.А.Гончаров. “Обломов” (“Сон Обломова”). Каков идеал воспитания автора? В чем современность романа? |
Анализ эпизодов | Сценарий кинофильма “Сон Обломова”. |
24-30 |
“Жизнь человека в дитяти”.
Тема детства, воспитания в романах С.Аксакова “Детские годы Багрова-внука”; Н.Гарина – Михайловского “Детство Темы”, Л.Толстой “Детство”. “Отрочество”. “Юность” |
Работа в группах. Доклады о детстве писателей, о формировании характера главных героев. | Библиографический буклет. “Тема детства в русской литературе”. Эссе “Детство”. |
31-32 | Читательская конференция по книге Ю.Лотмана. “Беседы о русской культуре” | Доклады по главам книги. Инсценировки фрагментов художественных произведений. | Аннотация книги |
33-34 | Заключение. Научно-практическая конференция. “Как воспитывали русского дворянина”. | Защита рефератов. | Литературный альманах. |
Список литературы.
,