для 3-го класса (1—4)
Цель игры - обогащение читательского опыта детей, развитие у них
интереса к чтению, книге, литературе.
В игре участвуют учащиеся 3-го (1 - 4) класса, обучающиеся по комплекту
учебников "Школа XXI века". Вопросы составлены по учебникам Л.А.
Ефросининой и М.И. Омороковой "Литературное чтение. 4 класс" и
"Хрестоматия. 4 класс".
I тур (отборочный)
Первая игра.
– У Сергея Михалкова есть слова:
Прочти гайдаровский рассказ и
оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас Тимур, и Гек, и Чук.
– Из каких произведений взяты имена
детей? ( “Тимур и его команда”, “Чук и Гек”.)
– Сколько весил колпак у Добрыни Никитича из
былины “Добрыня и Змей”? (3 пуда.)
– Назовите известного вам зарубежного
баснописца. (Эзоп.)
Вторая игра.
– Назовите автора произведения, в
котором одним из героев является собака Джек.
(А.И. Куприн. “Собачье сердце”.)
– Какие смысловые значения содержит пословица? (Учит,
поощряет, одобряет, наставляет, порицает,
заставляет задуматься.)
– В рассказе “Зайцы” Л.Н. Толстой сообщает о том,
какие бывают зайцы. О каких зайцах он рассказал? (Лесные,
полевые, гуменники.)
Третья игра.
– Назовите писательский псевдоним
Алексея Ивановича Еремеева. (Леонид Пантелеев.)
– Продолжи пословицы:
Что людям желаешь, … (то и сам
получаешь).
Чему Ваня не научился, … (того Иван не выучит).
Не надобен клад, … ( коли в семье лад).
– О стихах какого поэта К.И.Чуковский
сказал так: “Стихи… написаны прекрасным,
певучим, замечательно богатым и в то же время
очень простым языком” (Николай Алексеевич
Некрасов.)
Четвёртая игра.
– О каком животном Куприн говорил так:
“И умирают иногда… в тоске по хозяину и плачут
настоящими слезами…” (О лошади. “Ю–ю”.)
– Кто писал и басни, и былины, и сказки, и
художественные произведения, и научно-популярные
рассказы? (Лев Николаевич Толстой.)
– Назовите 2 былины, которые “спрятались” в
тексте. “Спасибо тебе, Добрынюшка, один ты из
всех богатырей сослужил нам службу важную.
Оставайся в моей дружине, будешь старшим
богатырём, над другими богатырями начальником. И
живи ты у нас в Киеве, век живи, отныне и до
смерти” (1. “Добрыня и Змей” 2. “Илья Муромец и
Соловей-разбойник”.)
Пятая игра.
Найди ошибку:
“Джек Лондон – известный английский
писатель. Он писал о суровой природе Аляски, о
тяжёлом труде людей, осваивающих этот северный
край, о дружбе, о жизни животных”. (Джек Лондон
– американский писатель.)
– На какие группы делятся загадки? (Описание
свойств, признаков предметов; описание действий
предмета; противопоставления; сравнения;
вопросы.)
– Как звали по отчеству героев из сказки “Дрозд
Еремеевич”? (Лиса Романовна, Дрозд Еремеевич,
Сорока Филипповна.)
Шестая игра.
– Назовите автора, создавшего этих
литературных героев: Игнат, Арапка, Белолобый. (Антон
Павлович Чехов. “Белолобый”.)
– Как должна была явиться к царю дочь бедняка из
сказки “Дочь-семилетка”? (Ни пешком, ни на
лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без
подарочка.)
– В одном известном вам произведении писатель
описывает, как отец целился из ружья в сына. Как
называется это произведение? Кто виновник
события, описанного в произведении? (“Прыжок”.
Виновник событий – обезьяна.)
Седьмая игра.
– Назовите фамилию и псевдоним
русского писателя, автора произведений
“Приёмыш”, “Постойко” (Фамилия – Мамин,
псевдоним – Сибиряк. Дмитрий Наркисович
Мамин–Сибиряк.)
– Назовите кличку коня Ильи Муромца. (Бурушка–Косматушка.)
– Назовите пять пословиц о труде.
(Пример: –Что можно сделать сегодня, не
откладывай на завтра.
– Не даром говорят, что дело мастера боится.
– Не игла шьёт, а руки.
– Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– Терпенье и труд всё перетрут).
II тур (финальный)
Первая игра.
– Закончите предложение “Басня – это
…” (Это короткий рассказ, в котором действуют
животные, растения, вещи, а подразумеваются люди,
их поступки, поведение. Басня – это
иносказательное произведение. Она содержит иной,
скрытый смысл.)
– Назовите малые формы фольклора. (Загадка,
пословица, скороговорка, потешка, считалка,
песенка, шутка.)
– Какие 3 загадки царь – судья загадал богатому и
бедному из сказки “Умная внучка”? (Что всего
на свете сильней и быстрей? – Ветер. А что всего
на свете жирней? – Земля. А что всего мягче и что
всего милее? – Руки и сон.)
Вторая игра.
– Закончи предложение “Сказка – это
…” (Это устный рассказ о чём–то необычном, во
что трудно поверить, о невероятном,
фантастическом.)
– Какая басня лишняя. “Лебедь, Рак и Щука”, Волк
и Ягнёнок”, “Ворон и Лисица” (“Ворон и
Лисица” – автор басни Эзоп, а автором остальных
басен является – Крылов.)
Блиц – задание.
Назовите известные вам скороговорки. (Команды
называют скороговорки по очереди.)
Третья игра.
– Закончите предложение “ Присказка
– это …” (Это шутливое вступление или концовка
сказки.)
– Назовите известных вам баснописцев. (Эзоп,
И.А. Крылов. А.Е. Измайлов. Л.Н. Толстой. С.В.
Михалков. И.И. Хемницер, И.И. Дмитриев.)
– Джон Чиарди в своём произведении рассказал о
ящике, в котором находились две птицы. Какие это
были птицы? (Рифмы.)
Четвёртая игра.
– Закончи предложение “Мораль – это
…” (Это нравоучение в басне.)
– Отгадай загадку. К какой группе загадок она
относится? Какая обувь в огне изготовляется и с
ног не снимается? (Подкова. Загадка – вопрос.)
– Каких животных Эрнест Сетон-Томпсон описывал
так: “Эти маленькие животные имеют обыкновение
усаживаться на задние лапы, выпрямившись и
плотно сложив передние лапы на груди, благодаря
чему издали их можно принять за торчащие из земли
колышки.” ( Сумчатые крысы. Рассказ “Чинк”.)
Панченко Ольга Николаевна, учитель начальных классов,
МОУ "СОШ № 8", г. Новокузнецк
{SL_links}
Вернуться назад
|