{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание, Методики > Нетрадиционные формы проведения уроков информатики
{LF_links}

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики


21 мая 2008. Разместил: lessons
Нетрадиционные формы проведения уроков информатики могут быть эффективным инструментом повышения интереса учащихся к предмету. Очевидно, что знания и умения, полученные на уроках информатики, не должны быть "вещью в себе", и чем раньше учащиеся увидят, какую практическую пользу могут принести уроки информатики, тем лучше. Поэтому весьма полезным является проведение интегрированных и нетрадиционных уроков, на которых компьютер выступает как инструмент, а не как средство изучения.

Для проведения данного урока учащиеся должны уметь создавать рисунки в графическом редакторе Paint, выполнять с ними действия выделения, перемещения, копирования, деформации; владеть навыками изготовления деталей в стиле бумагопластики. Нами такой урок проводится в 3 классе. Для оформления кабинета используются ранее выполненные работы учащихся. В ходе выполнения заданий урока рекомендуется включать музыкальные произведения. За урок учащиеся получают две оценки: по информатике и по трудовому обучению.

Тема урока: Моделирование изделия с помощью компьютера. Изготовление макета “Лесной полянки”.

Цели:

I. Образовательные:

По трудовому обучению:

    1. Создать условия для повторения и обобщения знаний и умений по технологии бумагопластики.
    2. Создать условия для закрепления приемов соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея.
    3. Способствовать развитию элементарных конструкторских умений.

По информатике:

    1. Создать условия для повторения технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint:
    • перемещение (движение);
    • копирование;
    • деформация;
    • отражение (поворот);
    1. Создать условия для применения практических навыков выполнения действий с графическими фрагментами при моделировании эскиза “Лесной полянки”.

II. Развивающие:

    1. Способствовать развитию активного внимания, наблюдательности, творческого воображения, самостоятельности.
    2. Создать условия для динамики творческого роста.
    3. Создать условия для развития логического мышления учащихся, формирования его неординарности.
    4. Способствовать развитию пространственного воображения учащихся; расширению кругозора при правильном восприятии мира.

III. Воспитательные:

    1. Способствовать воспитанию любви к родной природе.
    2. Способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся.

Структура урока: интегрированный урок по комплексному применению знаний.

Объект труда: Моделирование и оформление макета “Лесной полянки”.

Оборудование:

    1. IBM-совместимые компьютеры (графический редактор “Paint”)
    2. Бумажные объемные детали, картон, клей.
    3. Магнитная доска с магнитами.
    4. Выставка работ учащихся в стиле бумагопластики

План

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:
  1. Сообщение темы и целей урока.
  2. Повторение основных понятий бумагопластики
  3. Повторение технологий выполнения действий с графическими фрагментами в графическом редакторе Paint.
  1. Практическая отработка навыков:
  1. Моделирование эскиза изделия с помощью компьютера.
  2. Изготовление макета “Лесной полянки”.
  1. Рефлексия
  1. Подведение итогов урока.
  1. Информация о домашнем задании.

Ход урока

  1. Учитель трудового обучения: Здравствуйте, садитесь.
  2.  
  1. “Опять смеется лето
    В открытое окно
    И солнышка, и света
    Полным – полным – полно!”

Так уж повелось, что холодной, лютой зимой мы мечтаем о теплом знойном лете, а солнечным летом мы думаем о белоснежной зиме.

Сегодня мы с вами вспомним лето и изготовим макет “Летней лесной полянки”.

Звучит “Песенка о лете” Т. Белозерова.

  • На уроке труда мы выполнили объемные детали одним из видов художественного конструирования – бумагопластикой. Что такое бумагопластика?
  • Учащиеся формулируют определение бумагопластики.

    К концу урока у каждого из вас будет макет “Лесной полянки”. Давайте вспомним, какие детали у вас для этого приготовлены?

    Учащиеся перечисляют изготовленные детали:

    • солнышко;
    • 3 облака;
    • березка;
    • елка;
    • 2 полянки с цветами разных размеров.

    Учитель демонстрирует на доске необходимые детали, выполненные в стиле бумагопластики (каждая деталь приклеена к листу картона и крепится к доске с помощью магнитов).

    1. Учитель информатики и информационных технологий:

    У вас приготовлены необходимые детали для изготовления макета “Лесной полянки”. Можно сразу приклеивать их. Но ведь не всегда сразу получается удачно, так, как вам хочется. А исправить уже будет трудно, так как все приклеено. И чтобы сегодня полянки у вас получились сразу красивые, оригинальные, вы сначала составите их с помощью компьютера.

    На предыдущих уроках информатики мы научились выполнять различные действия с фрагментами рисунков в графическом редакторе Paint. Давайте вспомним, что вы умеете делать.

    Учащиеся говорят, какие действия с фрагментами рисунков умеют выполнять. В результате должно прозвучать:

    • выделение,
    • движение,
    • копирование,
    • деформация,
    • отражение,
    • повороты.

    В графическом редакторе Paint я приготовила рисунки таких же деталей, как у вас. Используя различные действия с фрагментами рисунков, вы должны составить из них “Лесную полянку”.

    Учащиеся смотрят открытый файл с рисунками в графическом редакторе Paint.

    Нетрадиционные формы проведения уроков информатики

    Но, нарисовано одно облачко, а приготовлено у вас сколько?

    Отвечают, что приготовлено три облака.

    Как получить еще два недостающих облака?

    Отвечают, что скопировать имеющееся облако и вставить два раза.

    Нарисована одна полянка с цветком, а как получить две, да еще разных размеров?

    Отвечают, что скопировать полянку с цветком, вставить один раз и деформировать.

    Учитель демонстрирует на магнитной доске соответствующие детали.

    1. Мы обсудили, как получить недостающие детали на рисунке, а полянку вы составите сами.
    2. Не забывайте, что вы владеете почти всеми возможностями графического редактора. Будьте внимательны и аккуратны, и тогда у вас получатся замечательные рисунки, по которым затем вы составите макеты полянок из реальных деталей.

      Учащиеся садятся за компьютеры. Загружают графический редактор Paint и моделируют эскизы полянок. У каждого в результате получается своя модель “Лесной полянки”. Графический редактор Paint.

    3. Учитель трудового обучения:

    Какие правила мы должны помнить при работе с клеем?

    Вспоминают необходимые правила.

    Приступаем к “посадке деревьев на полянку и оживлению неба”.

    Приклеивают детали на картон.

    Если вам урок понравился, приклейте птичку с помощью одной капельки клея около “облаков или солнышка”. Каждому ученику выдаётся объёмная бумажная деталь птицы.

    Учащиеся выполняют соответствующие действия.

    Учитель трудового обучения и учитель информатики и информационных технологий:

      Оценивают словесно работы учеников, высказывают каждому свои замечания и поощрения.

      Все работы учащихся прикрепляют к доске.

      Все принимают участие в оценивании работ.

      Записывают домашнее задание - в зависимости от темы следующего урока.

    Урок – игра “Слабое звено”

    Эта игра похожа на популярную телевизионную игру. На первом этапе из команды последовательно исключаются “слабые звенья”, а на втором два оставшихся участника определяют победителя в очном поединке. Проводится как заключительный урок при изучении тем “Системы счисления. Электронная таблица Excel”.

    Цели:

    1. Образовательные:

    • повторить основные понятия и определения по темам: “Системы счисления. Электронные таблицы Excel”.
    • повторить основные правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
    • повторить функциональную организацию компьютера;
    • стимулировать познавательную деятельность учащихся
    • содействие успешному усвоению учащимися учебного материала по курсу информатики.

    2. Воспитательные:

    • воспитывать внимательность, стремление довести дело до намеченного результата;
    • воспитывать умение работать командой;
    • установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем.

    3. Развивающие:

    • развитие логического мышления, умение взглянуть на привычное с неожиданной стороны.
    • выявление одаренных, творчески мыслящих учащихся.
    • стимулирование познавательной деятельности учащихся

    Ход игры:

    1. Первый этап: отбор участников

    Требуется сформировать команду из 6 – 8 человек. Для этого используется следующий прием: задается вопрос, ответом на который является некоторое число, и формируется команда из тех, кто дал ответы, наиболее близкие к правильному.

    Варианты вопросов:

          1. В каком году появилась первая счетная машина Блеза Паскаля Паскалина? (1642 год)
          2. Сколько разрядов (цифр) содержит 1 Террабайт? (12)
          3. Из скольких процессоров состоит суперкомпьютер Blue Gene/L фирмы IBM ? (65000 процессоров)

    2. Второй этап: основной тур

    На начальную серию вопросов отводится 2,5 минуты. Для каждой следующей серии время уменьшается на 10 секунд. После каждой серии вопросов команда выбирает одного участника, который оказался “слабым звеном”. В финал выходят 2 игрока. Приведем примеры вопросов основного тура. Отметим, что в ряде случаев имеется несколько правильных вариантов ответа на вопрос. Учитель и жюри, состоящее из учеников, не принимающих непосредственного участия в игре, должны принимать правильные ответы, даже если они не совпадают с эталонными.

    Вопросы основного тура:

    1. Какая цифра обозначается в 16-ой системе счисления латинской буквой В? (11)
    2. К какому классу: позиционных или непозиционных систем счисления относится римская? (непозиционная)
    3. Как называется небольшой чёрный квадрат, расположенный в нижнем правом углу выделенной ячейки в электронных таблицах? (Маркер запоминания)
    4. Какая буква обозначает римскую цифру 100? (С)
    5. Как называются группы, состоящие из трёх двоичных цифр? (триады)
    6. Как называется устройство для вывода информации на бумагу? (принтер)
    7. Что является минимальной единицей измерения информации? (1 бит)
    8. Какое устройство позволяет производить обмен информацией между компьютерами? (модем, факс-модем)
    9. Сколько по умолчанию листов содержат электронные таблицы Excel 97? (3)
    10. Сколько бод составляет 1 Кбод? (1024)
    11. Джойстик – это устройство ввода или вывода информации? (ввода)
    12. Как называется место для цифры в числе? (разряд)
    13. В каких единицах измеряется скорость передачи информации? (в бодах)
    14. Как называется ячейка в электронных таблицах, с которой производят какие-либо действия? ( активной)
    15. Данные из какой памяти компьютера уничтожаются при выключении питания? (оперативной)
    16. Чему равна сумма 7 и 3 в восьмеричной системе счисления? (12)
    17. Есть ли фотоплёнка в цифровом фотоаппарате? (нет)
    18. В какой стране возникла 60-я система счисления? (в Вавилоне)
    19. Сколько байт составляет 1 Кбайт? (1024)
    20. Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к тексту в электронных таблицах? (по левому краю)
    21. Как называется количество цифр в системе счисления? (основанием)
    22. Как называется набор условных обозначений для представления информации? (код)
    23. Назовите какой-либо из внешних носителей информации?
    24. Назовите основные типы данных в электронных таблицах? (число, текст, формула)
    25. Куда выкидывают мусор в операционной системе Windows? (В папку Корзина)
    26. В римской системе счисления если меньшая цифра стоит слева от большой то она прибавляется или вычитается? (вычитается)
    27. Какое выравнивание в ячейке применяется по умолчанию к числу в электронных таблицах? (по правому краю)
    28. Может ли работать компьютер без монитора? (да)
    29. Как называются группы, состоящие из четырёх двоичных цифр? (тетрады)
    30. Что означают обозначения: А1, F123, R7…? ( адреса ячеек)
    31. Как называются символы 0 и 1? (биты)
    32. Как называется количество цифр в числе? (разрядностью)
    33. Трекбол – это устройство ввода или вывода информации? (ввода)
    34. В каком направлении выписываются целые части при переводе десятичной дроби в двоичную систему счисления? (с начала, сверху вниз )
    35. С чего должна начинаться формула в электронных таблицах? (со знака “=”)
    36. Сканер – это устройство для ввода или вывода информации? (ввода)
    37. В каком направлении нужно выписывать остатки от деления при переводе десятичных чисел в 2,8,16 систему счисления? (с конца, снизу вверх)
    38. Какое минимальное основание может иметь система счисления, если в ней можно записать числа 23 и 67? (8)
    39. Как называется устройство для вывода информации на экран? (монитор)
    40. Какое устройство отвечает за выполнение всех арифметических операции в компьютере? (процессор)
    41. Как называется место пересечения столбца и строки в электронных таблицах? (ячейка)
    42. Каков информационный объем 3-х дюймовой дискеты? (1,44 Мб)
    43. Как называется самая верхняя строка окна любой прикладной программы? (строка заголовка)
    44. Какие виды ссылок применяют в электронных таблицах Excel? (абсолютные, относительные, смешанные)
    45. Как происходит сортировка текста в электронных таблицах Excel: по алфавиту или по количеству символов? (по алфавиту)

    3. Третий этап: финал

    Участникам финала задаются по очереди несколько пар вопросов, затем определяется победитель. В случае одинакового результата задаются дополнительные вопросы.

    Вопросы для финала:

    1. Какое устройство в компьютере сохраняет информацию при выключении питания? (винчестер)
    2. В чём измеряется размер символов в текстовом редакторе Word? (в пунктах)
    3. Сколько столбцов в электронных таблицах Excel? (256)
    4. Как иначе называют жёсткий диск: винчестер или браунинг? (винчестер)
    5. Можно ли работать на компьютере без оперативной памяти? ( нет)
    6. Какое число следует за числом 1Е16? (1F16)

    Пахомова Ирина Валентиновна, учитель информатики,
    МОУ "СОШ № 1" с углубленным изучением отдельных предметов, г. Омутнинск




    {SL_links}

    Вернуться назад