Vlivkor.Com > Сценарии, Интеллектуальные > Формула успеха Формула успеха29 мая 2008. Разместил: lessons |
||||||
Игра Игра проводится для учащихся 8-х классов. Участники вовлечены в деловую дискуссию, которая способствует самоопределению подростков в процессе совместной деятельности воспитанника и педагога. За последние годы произошла резкая смена форм деятельности, предлагаемых детям в качестве способа организации их свободного времени. Известно, что молодежный досуг представляет собой не только одну из доминирующих, но и для ряда социальных групп молодежи приоритетную форму социализации личности, формирование культуры. В ней реализуются и девиантные установки субъекта, формируется особый субкультурный класс жизнедеятельности личности. “Ритм” – это клуб для подростков, созданный на базе закрытого учреждения внесемейного воспитания, где созданы условия для удовлетворения интересов ребенка, развития его способностей и талантов, раскрытия личностного и творческого потенциала, выбора деятельности. Целью работы клуба “Ритм” является создание условий для саморазвития, самоопределения, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков и взрослых на основе индивидуального и дифференцированного подходов. Задачи:
Ведущими идеями работы клуба являются:
Содержание работы клуба ориентировано на создание благоприятных условий для развития личности ребенка в практической, общественно значимой, коллективной деятельности; развития внутренней состоятельности и внешней культуры. Все используемые формы воспитательно-образовательной работы клуба делятся на 3 группы:
Условия реализации:
Разработку игры “Формула успеха” мы вам предлагаем из опыта работы нашего клуба. Тренинг “Формула успеха”Цель: создание условий для саморазвития, самоутверждения в процессе совместной деятельности подростков. Задачи:
I. Вводная частьЦель: создание благоприятных условий для работы группы, напомнить об основных принципах тренинга. Вместе придумать и принять правила именно этой группы. Любая группа людей, собирающихся начать большую работу, договаривается об основных правилах, соблюдение которых помогает получить максимально возможных результат. Правила записываются на плакат и в течение всего тренинга висят на видном месте:
Упражнение “Передай маску”Это упражнение взбадривает детей, делает их более внимательными, помогает настроиться на работу в группе. Каждый может избавиться от тех непродуктивных настроений, с которыми он пришел, и тем самым освободить голосу для работы. Инструкция: Посмотрите, пожалуйста, на меня, чтобы видеть, что я делаю. Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение. Например, вот такое (зафиксируйте на лице какое-то выражение, медленно поверните голову, чтобы у всех детей появилась возможность увидеть выражение вашего лица). А дальше я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получше разглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение на своем лице. Как только у него получится, он должен медленно повернуть голову влево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он “передает” своему соседу слева. И так все по очереди. II. Основная частьУпражнение “Ожидание” (что вы ожидаете от тренинга)У вас есть потребность в признании и самоутверждении. Личность стремится к самостоятельности. Образуется разрыв между “Я хочу” и “Я могу”, и это приводит к более активным поискам путей и средств самоутверждения. На плакате:
Если расположить все возможные формы самоутверждения личности по прямой, то на одном ее конце (+ положительном) оказался бы подвиг как внешний вид социального утверждения, а на другом (– минус) преступление как крайняя форма антисоциального утверждения.
Рис. 1 В повседневной жизни мы не можем совершать постоянно подвиги. Подвиг – это героический, самоотверженный поступок. Между черной и белой стороной медали существует и нечто среднее. Какими формами мы можем заполнить нашу прямую. Перечислите по кругу (поступок, достижение …) Каждый вправе выбрать свой путь, любую форму утверждения. Задача тренинга – вывести формулу успеха и определить, что для этого необходимо. У каждого из нас есть способности и возможности, и каждый может быть успешным. У одних это происходит путем признания их интеллектуальных способностей, у других – хороших физических данных, у третьих – активной общественной деятельности и т.д. Игра “Корзинка”Цель: с помощью игры выявить, какими способностями обладает каждый из учеников. Детям предлагаются прямоугольники из цветной бумаги и дается задание за 2-3 минуты написать то, где вы себя можете проявить. Корзина пускается по кругу и дети читая складывают свои листочки. РефлексияМы сейчас выясним, что у вас достаточно широкий круг интересов. Все вы творческие личности и многое умеете и можете. Первое звено нашей цепи: Я МОГУ. Я вам напомню произведение Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”:
Так у Чебурашки появилось имя. Упражнение “Имена”Имена есть у всех нас. У русских, кроме имени, есть еще и отчество. А у других народов детям дают двойные и тройные имена, считается, что так у ребенка будет больше ангелов-хранителей. Объединитесь в парах и дайте характеристику имени своего партнера. Например:
На работу в парах дается 1-2 минуты. Прочитайте характеристику имени по очереди друг другу и выскажите свое мнение, совпадает ли оно с тем, как вас описали. – Анализируя характеристики имен, которые вы дали, какой можно сделать вывод? – Вы описывали просто имя или имя конкретного человека и его качества, и какие черты характера отразили? – У многих характеристика имени совпала с мнением партнера, а у некоторых нет. Очень важно, чтобы ваше мнение и мнение окружающих о вас совпадало. Это и есть адекватная самооценка. Следующая составляющая нашей формулы: Я АДЕКВАТНОЕ. Упражнение “Копилка”Учащиеся пишут на листе, прикрепленном на спине у каждого из участников, положительные качества, присущие данному человеку. Задание: собрать больше положительных качеств за 3-4 минуты. Затем снимите листочки со спины и поставьте галочку против того качества, с которым вы согласны. Подсчитайте совпадения. Рефлексия: Тот, кто был активнее, тот и узнал о себе больше. Очень важно для успешности то, что оценка самого себя совпадает с оценкой окружающих. Следующая составляющая формулы успеха: Я ПЛЮС. Упражнение “Быстрые превращения”– Начните ходить по комнате. Сейчас мы с вами будем превращаться в различных людей, испытывающих разные чувства. Представьте, что вы сейчас – актер, стоящий на сцене после удачного выступления. Зал вам рукоплещет, слышны крики “Браво!” Превратитесь в этого актера. Что вы сейчас чувствуете? А теперь, представьте, что вы нечаянно разбили красивую вазу в гостях у друга. Что вы чувствуете сейчас? И т.д. Мини пауза. Деление на микрогруппы. Игра “Чемодан желаний”Задание: выберите из “чемодана” набор вещей, аксессуаров, и всего того, что вам необходимо для успеха в профессиональной деятельности, семейной жизни. Обозначьте это все на ватмане, если есть необходимость, дополните недостающие вещи рисунками. Выполнять работы мы будем в форме коллажа. III. ЗаключениеОбсуждение и защита. Последняя составляющая формулы: Я ХОЧУ. Что я хочу в своей жизни. Хороших друзей, благополучной семьи, удачной карьеры бизнесмена, великих научных открытий. Все это отразилось в ваших проектах будущего. Заключение (по кругу). – Что вы ожидали от этого тренинга сбылось? Вывод: От того, какие формы утверждения вы выберите и в какой среде вы окажетесь, зависит ваше успешное будущее. Формула не окончена и она будет изменяться и пополняться в зависимости от возраста и поставленной цели. Я МОГУ + Я АДЕКВАТНОЕ + Я+ + Я МОГУ ФОРМУА УСПЕХА Рефлексия. Что я получил от игры? Список литературы
Ракова Татьяна Владимировна, воспитатель, МОУ "Школа-интернат для детей-сирот им. Ф.Э. Дзержинского", г. Лесосибирск
Вернуться назад |