Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Педагогика, Методики > Вовлечение учащихся и учителей в процессы демократизации школы Вовлечение учащихся и учителей в процессы демократизации школы30 мая 2008. Разместил: lessons |
Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека, имеет
существенное значение не только для развития школы, но и для
становления в России гражданского общества. Решить эти проблемы только
путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием
является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и
свободы наряду с обязанностями. Мы рассматриваем школу в более широком социальном контексте как особую организацию, в которой должно осуществляться образование человека как гражданина, способного жить в демократическом обществе. Мы осознаем, что сегодняшняя жизнь во многом противоречит не только большинству демократических принципов, но и даже элементарным нравственным нормам. Тем не менее, в подобных условиях единственным путем приобретения опыта демократического поведения остается организация всех сторон школьной жизни на демократических ценностях и в демократических формах настолько, насколько это возможно в данных условиях. Демократия – это комплекс идеей и принципов, практические нормы и процедуры. Вовлечение учащихся и учителей в управление школой может проявляться в различных формах, например, в выдвижении своей кандидатуры на выборах, в информированности, обсуждении проблем, волнующих школу, посещении собраний и даже в выражении протеста, а также в создании норм и правил коллективной жизни. Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции. В 2000 г. в нашей школе был создан Конституционный Совет, как орган добровольного объединения учащихся и учителей, который ставил цель – создать условия для формирования и развития системы школьного демократического пространства. В Конституционный Совет выбирают по два представителя от 6-11-х классов, на заседания Совета приглашаются классные руководители. Все заседания, а они проводятся не реже 1 раза в четверть являются открытыми: любой желающий может прийти и внести свои предложения, дополнения в разрабатываемые законопроекты. Действует принцип гласности: граждане школы всегда знают какие решения, кем и почему были приняты. Основная задача первого этапа (2000-2001г.) закрепить и гарантировать права и обязанности граждан школы. И здесь была проделана огромная работа по разработке, обсуждению и принятию Конституции школы. 10 декабря 2001 г. Конституция была принята на референдуме школы. Сама процедура проведения референдума обсуждалась и принималась на совместном заседании учителей и учащихся. Задача Второго этапа (2002 г.) – обозначить круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы. Чтобы реализовать эту задачу мы создали диагностическую службу школы, куда вошли 7 человек. Этот коллектив ребят, в основном это старшеклассники, регулярно проводят анкетирование, опросы на выявление проблем школы. Это дало основание внести поправки и дополнения в действующее школьное законодательство относительно прав и обязанностей учителей и учащихся. Третий этап 2003 г. – деятельность Конституционного Совета – формирование навыков правозащитной деятельности. В связи с этим на Конституционном Собрании мы приняли решение создать Правозащитный Комитет “Честь и достоинство”, разработали и утвердили Положение о выборах в данным Комитет, об организации работы. ПОЛОЖЕНИЕ О ПРАВОЗАЩИТНОМ КОМИТЕТЕ “ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО” 1. Общие положения.
1.1.Основные цели.
1.1.1.Организация работы.
ПОРЯДОК РАБОТЫ 3. Правозащитный комитет:
В этот Комитет вошли 18 человек: по 2 представителя 6-11-х классов и 6 учителей. По всем кандидатурам шло отдельное голосование и если кто-то был против, то кандидатура исключалась из списка. Мы приняли решение рассматривать прежде всего те проступки, которые нарушают права другого человека и законы, принятые всеми. Пока у Комитета нет опыта, он будет рассматривать только личные обращения граждан, впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе. Пересмотр Конституции школы, критический анализ ряда положений осуществлялся на Педагогическом Совете с участием учителей и учащихся. Так появились дополнения к Конституции. Некоторые из них:
и ряд других пунктов. В процессе приобретения опыта законодательства мы все больше стали понимать необходимость расширения знаний в области прав человека. Возникла идея создания Школьной юридической консультации на базе факультатива “Основы правоведения” в 10-11-х классах. В этом году мы усложнили, но сделали белее четкой структуру Конституционного Совета. ПОЛОЖЕНИЕ О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ 1. Общие положения.
1.1.Основные цели:
1.1.1.Основные задачи:
1.1.1.1. Организация работы. 1.Состав Конституционного Совета:
2. Руководит работой – организационный Совет:
Мы можем подвести некоторые итоги своей деятельности:
Таким образом, через свою практическую деятельность граждане школы должны усвоить, что демократия – это не застывшая форма, она требует совместных усилий. Взрослые должны увидеть в своих учениках союзников, с которыми можно и нужно обсуждать все происходящее в школе. Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека, имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления в России гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями. Рощина Ирина Алексеевна, учитель истории и обществознания, МОУ "СОШ № 8 с углублённым изучением английского языка", г. Мончегорск Вернуться назад |