mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    30
    мая
    Вовлечение учащихся и учителей в процессы демократизации школы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека, имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления в России гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.

    Мы рассматриваем школу в более широком социальном контексте как особую организацию, в которой должно осуществляться образование человека как гражданина, способного жить в демократическом обществе.

    Мы осознаем, что сегодняшняя жизнь во многом противоречит не только большинству демократических принципов, но и даже элементарным нравственным нормам. Тем не менее, в подобных условиях единственным путем приобретения опыта демократического поведения остается организация всех сторон школьной жизни на демократических ценностях и в демократических формах настолько, насколько это возможно в данных условиях.

    Демократия – это комплекс идеей и принципов, практические нормы и процедуры.

    Вовлечение учащихся и учителей в управление школой может проявляться в различных формах, например, в выдвижении своей кандидатуры на выборах, в информированности, обсуждении проблем, волнующих школу, посещении собраний и даже в выражении протеста, а также в создании норм и правил коллективной жизни.

    Практика показывает, что ребенок, являющийся творцом норм, законов и правил общей жизни чаще становится их носителем и защитником, чем те, кто вынужден исполнять нормы, установленные другими, или нормы, существующие как традиции.

    В 2000 г. в нашей школе был создан Конституционный Совет, как орган добровольного объединения учащихся и учителей, который ставил цель – создать условия для формирования и развития системы школьного демократического пространства.

    В Конституционный Совет выбирают по два представителя от 6-11-х классов, на заседания Совета приглашаются классные руководители. Все заседания, а они проводятся не реже 1 раза в четверть являются открытыми: любой желающий может прийти и внести свои предложения, дополнения в разрабатываемые законопроекты. Действует принцип гласности: граждане школы всегда знают какие решения, кем и почему были приняты.

    Основная задача первого этапа (2000-2001г.) закрепить и гарантировать права и обязанности граждан школы.

    И здесь была проделана огромная работа по разработке, обсуждению и принятию Конституции школы.

    10 декабря 2001 г. Конституция была принята на референдуме школы.

    Сама процедура проведения референдума обсуждалась и принималась на совместном заседании учителей и учащихся.

    Задача Второго этапа (2002 г.) – обозначить круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы.

    Чтобы реализовать эту задачу мы создали диагностическую службу школы, куда вошли 7 человек.

    Этот коллектив ребят, в основном это старшеклассники, регулярно проводят анкетирование, опросы на выявление проблем школы.

    Это дало основание внести поправки и дополнения в действующее школьное законодательство относительно прав и обязанностей учителей и учащихся.

    Третий этап 2003 г. – деятельность Конституционного Совета – формирование навыков правозащитной деятельности. В связи с этим на Конституционном Собрании мы приняли решение создать Правозащитный Комитет “Честь и достоинство”, разработали и утвердили Положение о выборах в данным Комитет, об организации работы.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О ПРАВОЗАЩИТНОМ КОМИТЕТЕ “ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО”

    1. Общие положения.

    Правозащитный комитет “Честь и достоинство” - орган добровольного объединения учащихся и учителей.

    Состав – 18 человек: по 2 человека выбранных от каждой параллели 6-11-х классов и 6 учителей.

    1.1.Основные цели.

    Главная цель – не наказание виновного, а разрешение конфликта, примирение, компромисс.

    Формирование высокого уровня правовой культуры.

    Толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, готовность к сотрудничеству.

    Приобретение опыта законотворчества и формирование понимания достоинства и чести.

    1.1.1.Организация работы.

    1. Правозащитный комитет рассматривает не преступления, а проступки и прежде всего те из них, которые нарушают права другого человека, а также законы, принятые всеми.

    2. Оскорблением чести и достоинства можно считать:

    Моральное издевательство:

    а) нецензурная брань;

    б) подчёркивание физических недостатков;

    в) употребление оскорбительных кличек;

    г) дискриминация по национальным, половым, социальным признакам;

    д) умышленное доведение другого человека до стресса, срыва;

    е) сплетни и клевета.

    Применение физической силы:

    а) вымогательство;

    б) порча имущества;

    в) угроза, запугивание, шантаж;

    г) рукоприкладство – нанесение побоев, избиение;

    д) плохое отношение к животным и др.

    ПОРЯДОК РАБОТЫ

    3. Правозащитный комитет:

    • Выслушивает стороны, обеспечивает их равноправие в процессе заседания, задает вопросы, каждый член комитета имеет право высказать свое мнение;
    • Школьный орган правосудия работает открыто, если только потерпевшая сторона не попросит закрытого разбирательства;
    • Решение заседания Правозащитного комитета доводится до сведения всех членов школьного сообщества;
    • Состав комитета избирается путём прямого, равного, и тайного голосования; избираются те, за кого проголосовало большинство;
    • В состав Правозащитного комитета входят и взрослые, но детей должно быть больше (хотя бы на одного человека);
    • Деятельность комитета начинается с рассмотрения какого-либо одного вида проступка. По мере обретения опыта ему может предоставляться право рассматривать дела о нарушении школьных законов и Конституции;
    • Вначале комитет рассматривает только личные обращения граждан школы; впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе.

    В этот Комитет вошли 18 человек: по 2 представителя 6-11-х классов и 6 учителей. По всем кандидатурам шло отдельное голосование и если кто-то был против, то кандидатура исключалась из списка.

    Мы приняли решение рассматривать прежде всего те проступки, которые нарушают права другого человека и законы, принятые всеми.

    Пока у Комитета нет опыта, он будет рассматривать только личные обращения граждан, впоследствии может рассматривать проступки по собственной инициативе.

    Пересмотр Конституции школы, критический анализ ряда положений осуществлялся на Педагогическом Совете с участием учителей и учащихся.

    Так появились дополнения к Конституции. Некоторые из них:

    1. Сделать открытым образовательный процесс: обязательное объяснение учителем выставляемой оценки.
    2. Внести в раздел “Обязанности учащихся” пункт, обязывающий учащихся приходить в школу без опозданий.
    3. В раздел “Права учащихся” внести пункт: “ученик имеет право до начала ведения учебного курса знать критерии оценки и стандарты образования.
    4. Внести пункт в раздел “Права граждан школы”: “незнание школьных законов не освобождает от ответственности”.

    и ряд других пунктов.

    В процессе приобретения опыта законодательства мы все больше стали понимать необходимость расширения знаний в области прав человека. Возникла идея создания Школьной юридической консультации на базе факультатива “Основы правоведения” в 10-11-х классах.

    В этом году мы усложнили, но сделали белее четкой структуру Конституционного Совета.

    ПОЛОЖЕНИЕ

    О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ

    1. Общие положения.

    Конституционнй Совет – это орган добровольного объединения учеников и учителей.

    1.1.Основные цели:

    Создать условия для формирования и развития системы школьного демократического пространства.

    Формирование активной гражданской позиции.

    Овладение знаниями в области прав человека.

    Формирование навыков правозащитной деятельности.

    1.1.1.Основные задачи:

    Закрепить и гарантировать права, свободы и обязанности граждан школы.

    Обозначить круг проблем, связанных с реализацией прав и свобод граждан школы.

    Вносить поправки, дополнения в действующее школьное законодательство, осуществлять пересмотр Конституции школы и Положений, регулирующих образовательное и воспитательное пространство школы.

    1.1.1.1. Организация работы.

    1.Состав Конституционного Совета:

    Диагностическая служба школы – 7 человек.

    Школьная юридическая консультация (на базе факультатива “Основы правоведения”).

    Правозащитный комитет “Честь и достоинство 2 – 18 человек (по 2 представителя от каждой параллели 6-11-х классов и 6 учителей).

    Конституционное Собрание по 2 человека от каждого класса с 6-й по 11-й класс и классные руководители.

    2. Руководит работой – организационный Совет:

    Председатель Конституционного Собрания;

    Секретарь Конституционного Собрания;

    Руководитель проекта.

    Мы можем подвести некоторые итоги своей деятельности:

    Принятие Конституции школы.

    Разработка и успешное внедрение в школьную жизнь конкурса “Классный класс”.

    Проведение конкурса “Символы школы” и утверждение Герба школы.

    Создание диагностической службы.

    Разработка положения о конкурсе “Лидер школы”.

    Создание правозащитного Комитета “Честь и достоинство”.

    Таким образом, через свою практическую деятельность граждане школы должны усвоить, что демократия – это не застывшая форма, она требует совместных усилий. Взрослые должны увидеть в своих учениках союзников, с которыми можно и нужно обсуждать все происходящее в школе.

     Успешное решение проблем, связанных с соблюдением прав человека, имеет существенное значение не только для развития школы, но и для становления в России гражданского общества. Решить эти проблемы только путём принятия правозащитных законов невозможно. Необходимым условием является признание ребёнка самоценной личностью, имеющей права и свободы наряду с обязанностями.


    Рощина Ирина Алексеевна, учитель истории и обществознания,
    МОУ "СОШ № 8 с углублённым изучением английского языка", г. Мончегорск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4920
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.