Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Художественный текст, его образная природа Художественный текст, его образная природа1 сентября 2008. Разместил: lessons |
Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия Организация систематической работы по обучению учащихся вдумчивому чтению - сопереживанию произведения и пониманию его основной идеи через язык и эмоциональное восприятие содержания, остаётся одной из сложнейших задач в курсе начальной школы. А анализ авторских приёмов и средств выразительности и изобразительности языка произведения, является непосильной задачей не только для молодых педагогов, но и для учителей со стажем. Данный урок построен в свете вышеуказанной проблемы.Цели:
Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного-прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения. План урока. I. Орг. класса. II. Изучение нового материала. 1. Проверка домашнего задания. Цель: выявить уровень понимания сюжета произведения после первичного прочтения. Игра “Блиц-турнир”. (Учитель вызывает 5 – 10 человек к доске, задаёт вопросы детям, по-порядку. Не ответивший, выбывает из игры, а вопрос переходит следующему игроку.) - С творчеством, какого писателя мы знакомимся? - Какое произведение изучаем? - Какое значение имеет автор и его произведение для нас с вами? - Где происходят события? - Если смотреть с вершины горы, чем казались крестьянские избы? - Кто главный герой произведения? - Любимое занятие деревенских мужиков? - Верный помощник деда на охоте и дома? - Почему собаку не кормят перед охотой? - Какой работой был занят Емеля зимой? - Почему Емеля в последнее время охотился редко? - Какое оружие было у деда для охоты? - Хорошо ли знал Емеля окрестные леса? - Какую просьбу внука непременно должен был выполнить старый Емеля? - Почему в еловом лесу не растёт трава, а землю устилает только мох, да папоротник? - С чём сравнил автор бег оленя? - Сколько дней бродил по лесу Емеля в поисках оленёнка? - Что делала олениха, почувствовав охотника? - Почему Емеля не убил оленёнка? - Как выглядел оленёнок? - Что вместо оленёнка добыл старый охотник? - Почему рассказ деда развеселил Гришутку? Итог. 2. Актуализация знаний. *Повторение изученного материала. - С помощью чего автор создает художественный образ действительности в произведении, образ главных героев, как ему удаётся пробудить в воображении читателя картины описываемых событий, получить эмоциональный отклик на происходящее? - Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство? (В арсенале писателя и поэта имеются особенные способы и средства художественной выразительности и изобразительности и тонкое восприятие окружающего мира, данное как талант, от природы.) - Давайте вспомним, что это за способы и приемы, зная которые и обыкновенный человек, не обладающий особым талантом к искусству слова, может создать художественный образ увиденного? (На доску вывешиваются таблички со скрытыми определениями.) Сообщение темы и цели урока. - Сегодня на уроке мы заглянем между строк, написанных автором. Попробуем найти те приёмы и средства, которые использовал Д. Н. Мамин – Сибиряк для построения художественного текста. Цель нашего исследования – особый язык автора, его художественный “почерк”. Работа с текстом. (Дети разделены на группы. Каждой группе предложено задание.) 1 группа. Перечитайте абзацы, в которых описывается пейзаж месторасположения деревни Тычки. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие природу перевести в образ – переживание, соотнести её с переживаниями главного героя. Составьте картинный план. 2 группа. Перечитайте абзацы, в которых описывается образ главных героев. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять, как выглядят дед Емеля, Гришутка, Лыско; каков их внутренний мир, какие ценности имеются в их характерах. Составьте картинный план. Почему, рассказывая об Емеле, писатель всё время вводит картины природы? 3 группа. Перечитайте абзацы, в которых описывается момент выслеживания оленёнка. Какие чувства побуждают в вас слова автора. Составьте партитуру чувств. Как удаётся автору передать кульминацию событий. 4 группа. Перечитайте абзацы в заключительной части. Какие чувства в вас пробуждает этот отрывок? Составьте партитуру чувств. Как автору удалось достичь пробуждения в вас этих чувств? Почему автор, завершая рассказ, не сообщает читателю судьбу мальчика и деда. Но, что в его словах даёт надежду на благополучный исход? Итог. (Выступление детей + комментарии учителя.) III. Итог урока. 1. Обобщение по уроку. - Какие особенности языка автора мы могли бы выделить после проведённого нами исследования произведения? - автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности и выразительности; - произведение наполнено эмоциональной окрашенностью; добротой, нежностью, чувством прекрасного, живописно и лирично по содержанию; - через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность, хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка. - манера повествования и структура произведения (зачин или завязка, кульминация, развязка) похожи на сказку: “далеко-далеко… у самого леса…”, “…одиннадцатая избушка…”, “три дня ходил…, три ночи ночевал…”, “олень десятирогий, сказочный…”. - прослеживается глубоко философский смысл произведения; добро побеждает…; 2. Дом. задание. Написать мини-сочинение-рассуждение: “Какое значение имеет для деда Емели и Гришутки природа?”. Абаимова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №69" г. Нижний Тагил, Свердловская обл
Вернуться назад |