Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия
Организация систематической работы по обучению учащихся вдумчивому чтению - сопереживанию произведения и пониманию его основной идеи через язык и эмоциональное восприятие содержания, остаётся одной из сложнейших задач в курсе начальной школы. А анализ авторских приёмов и средств выразительности и изобразительности языка произведения, является непосильной задачей не только для молодых педагогов, но и для учителей со стажем. Данный урок построен в свете вышеуказанной проблемы.Цели:
Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного-прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения.
План урока.
I. Орг. класса.
II. Изучение нового материала.
1. Проверка домашнего задания.
Цель: выявить уровень понимания сюжета произведения после первичного прочтения.
Игра “Блиц-турнир”.
(Учитель вызывает 5 – 10 человек к доске, задаёт вопросы детям, по-порядку. Не ответивший, выбывает из игры, а вопрос переходит следующему игроку.)
- С творчеством, какого писателя мы знакомимся?
- Какое произведение изучаем?
- Какое значение имеет автор и его произведение для нас с вами?
- Где происходят события?
- Если смотреть с вершины горы, чем казались крестьянские избы?
- Кто главный герой произведения?
- Любимое занятие деревенских мужиков?
- Верный помощник деда на охоте и дома?
- Почему собаку не кормят перед охотой?
- Какой работой был занят Емеля зимой?
- Почему Емеля в последнее время охотился редко?
- Какое оружие было у деда для охоты?
- Хорошо ли знал Емеля окрестные леса?
- Какую просьбу внука непременно должен был выполнить старый Емеля?
- Почему в еловом лесу не растёт трава, а землю устилает только мох, да папоротник?
- С чём сравнил автор бег оленя?
- Сколько дней бродил по лесу Емеля в поисках оленёнка?
- Что делала олениха, почувствовав охотника?
- Почему Емеля не убил оленёнка?
- Как выглядел оленёнок?
- Что вместо оленёнка добыл старый охотник?
- Почему рассказ деда развеселил Гришутку?
Итог.
2. Актуализация знаний.
*Повторение изученного материала.
- С помощью чего автор создает художественный образ действительности в произведении, образ главных героев, как ему удаётся пробудить в воображении читателя картины описываемых событий, получить эмоциональный отклик на происходящее?
- Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?
(В арсенале писателя и поэта имеются особенные способы и средства художественной выразительности и изобразительности и тонкое восприятие окружающего мира, данное как талант, от природы.)
- Давайте вспомним, что это за способы и приемы, зная которые и обыкновенный человек, не обладающий особым талантом к искусству слова, может создать художественный образ увиденного?
(На доску вывешиваются таблички со скрытыми определениями.)
Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы заглянем между строк, написанных автором. Попробуем найти те приёмы и средства, которые использовал Д. Н. Мамин – Сибиряк для построения художественного текста. Цель нашего исследования – особый язык автора, его художественный “почерк”.
Работа с текстом.
(Дети разделены на группы. Каждой группе предложено задание.)
1 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается пейзаж месторасположения деревни Тычки.
Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие природу перевести в образ – переживание, соотнести её с переживаниями главного героя. Составьте картинный план.
2 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается образ главных героев. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять, как выглядят дед Емеля, Гришутка, Лыско; каков их внутренний мир, какие ценности имеются в их характерах. Составьте картинный план.
Почему, рассказывая об Емеле, писатель всё время вводит картины природы?
3 группа.
Перечитайте абзацы, в которых описывается момент выслеживания оленёнка. Какие чувства побуждают в вас слова автора. Составьте партитуру чувств. Как удаётся автору передать кульминацию событий.
4 группа.
Перечитайте абзацы в заключительной части.
Какие чувства в вас пробуждает этот отрывок? Составьте партитуру чувств. Как автору удалось достичь пробуждения в вас этих чувств?
Почему автор, завершая рассказ, не сообщает читателю судьбу мальчика и деда. Но, что в его словах даёт надежду на благополучный исход?
Итог.
(Выступление детей + комментарии учителя.)
III. Итог урока.
1. Обобщение по уроку.
- Какие особенности языка автора мы могли бы выделить после проведённого нами исследования произведения?
- автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности и выразительности;
- произведение наполнено эмоциональной окрашенностью; добротой, нежностью, чувством прекрасного, живописно и лирично по содержанию;
- через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность, хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.
- манера повествования и структура произведения (зачин или завязка, кульминация, развязка) похожи на сказку: “далеко-далеко… у самого леса…”, “…одиннадцатая избушка…”, “три дня ходил…, три ночи ночевал…”, “олень десятирогий, сказочный…”.
- прослеживается глубоко философский смысл произведения; добро побеждает…;
2. Дом. задание.
Написать мини-сочинение-рассуждение: “Какое значение имеет для деда Емели и Гришутки природа?”.
,