mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    01
    сен
    Художественный текст, его образная природа
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Способы художественного изображения, особенности читательского восприятия

    Организация систематической работы по обучению учащихся вдумчивому чтению - сопереживанию произведения и пониманию его основной идеи через язык и эмоциональное восприятие содержания, остаётся одной из сложнейших задач в курсе начальной школы. А анализ авторских приёмов и средств выразительности и изобразительности языка произведения, является непосильной задачей не только для молодых педагогов, но и для учителей со стажем. Данный урок построен в свете вышеуказанной проблемы.

    Цели:

    • донести идею произведения до каждого ребёнка через глубокий поэтапный разбор произведения и эмоциональное восприятие его содержания;
    • показать мастерство писателя в передаче эмоционального состояния главных героев через средства выразительности и изобразительности художественного слова;
    • учить выразительному чтению прозаического произведения;
    • развивать монологическую речь учащихся;
    • воспитывать любовь к ближнему;
    • воспитывать любовь к чтению – сопереживанию прочитанного.

    Планируемый результат: достигнуть максимально чувственного восприятия услышанного-прочитанного; пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения.

    План урока.

    I. Орг. класса.

    II. Изучение нового материала.

    1. Проверка домашнего задания.

    Цель: выявить уровень понимания сюжета произведения после первичного прочтения.

    Игра “Блиц-турнир”.

    (Учитель вызывает 5 – 10 человек к доске, задаёт вопросы детям, по-порядку. Не ответивший, выбывает из игры, а вопрос переходит следующему игроку.)

    - С творчеством, какого писателя мы знакомимся?

    - Какое произведение изучаем?

    - Какое значение имеет автор и его произведение для нас с вами?

    - Где происходят события?

    - Если смотреть с вершины горы, чем казались крестьянские избы?

    - Кто главный герой произведения?

    - Любимое занятие деревенских мужиков?

    - Верный помощник деда на охоте и дома?

    - Почему собаку не кормят перед охотой?

    - Какой работой был занят Емеля зимой?

    - Почему Емеля в последнее время охотился редко?

    - Какое оружие было у деда для охоты?

    - Хорошо ли знал Емеля окрестные леса?

    - Какую просьбу внука непременно должен был выполнить старый Емеля?

    - Почему в еловом лесу не растёт трава, а землю устилает только мох, да папоротник?

    - С чём сравнил автор бег оленя?

    - Сколько дней бродил по лесу Емеля в поисках оленёнка?

    - Что делала олениха, почувствовав охотника?

    - Почему Емеля не убил оленёнка?

    - Как выглядел оленёнок?

    - Что вместо оленёнка добыл старый охотник?

    - Почему рассказ деда развеселил Гришутку?

    Итог.

    2. Актуализация знаний.

    *Повторение изученного материала.

    - С помощью чего автор создает художественный образ действительности в произведении, образ главных героев, как ему удаётся пробудить в воображении читателя картины описываемых событий, получить эмоциональный отклик на происходящее?

    - Как самое обыкновенное слово становится особенным, превращаясь в искусство?

    (В арсенале писателя и поэта имеются особенные способы и средства художественной выразительности и изобразительности и тонкое восприятие окружающего мира, данное как талант, от природы.)

    - Давайте вспомним, что это за способы и приемы, зная которые и обыкновенный человек, не обладающий особым талантом к искусству слова, может создать художественный образ увиденного?

    (На доску вывешиваются таблички со скрытыми определениями.)

    Художественный текст, его образная природа

    Сообщение темы и цели урока.

    - Сегодня на уроке мы заглянем между строк, написанных автором. Попробуем найти те приёмы и средства, которые использовал Д. Н. Мамин – Сибиряк для построения художественного текста. Цель нашего исследования – особый язык автора, его художественный “почерк”.

    Работа с текстом.

    (Дети разделены на группы. Каждой группе предложено задание.)

    1 группа.

    Перечитайте абзацы, в которых описывается пейзаж месторасположения деревни Тычки.

    Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие природу перевести в образ – переживание, соотнести её с переживаниями главного героя. Составьте картинный план.

    2 группа.

    Перечитайте абзацы, в которых описывается образ главных героев. Найдите приёмы, используемые автором, позволяющие понять, как выглядят дед Емеля, Гришутка, Лыско; каков их внутренний мир, какие ценности имеются в их характерах. Составьте картинный план.

    Почему, рассказывая об Емеле, писатель всё время вводит картины природы?

    3 группа.

    Перечитайте абзацы, в которых описывается момент выслеживания оленёнка. Какие чувства побуждают в вас слова автора. Составьте партитуру чувств. Как удаётся автору передать кульминацию событий.

    4 группа.

    Перечитайте абзацы в заключительной части.

    Какие чувства в вас пробуждает этот отрывок? Составьте партитуру чувств. Как автору удалось достичь пробуждения в вас этих чувств?

    Почему автор, завершая рассказ, не сообщает читателю судьбу мальчика и деда. Но, что в его словах даёт надежду на благополучный исход?

    Итог.

    (Выступление детей + комментарии учителя.)

    III. Итог урока.

    1. Обобщение по уроку.

    - Какие особенности языка автора мы могли бы выделить после проведённого нами исследования произведения?

    - автор использует всю совокупность средств художественной изобразительности и выразительности;

    - произведение наполнено эмоциональной окрашенностью; добротой, нежностью, чувством прекрасного, живописно и лирично по содержанию;

    - через авторский язык чувствуются его корни: описывается местность, хорошо знакомая автору; образ жизни в глухой удалённой деревне; поведение местных жителей, особенности их восприятия окружающего мира; особенности уральского языка.

    - манера повествования и структура произведения (зачин или завязка, кульминация, развязка) похожи на сказку: “далеко-далеко… у самого леса…”, “…одиннадцатая избушка…”, “три дня ходил…, три ночи ночевал…”, “олень десятирогий, сказочный…”.

    - прослеживается глубоко философский смысл произведения; добро побеждает…;

    2. Дом. задание.

    Написать мини-сочинение-рассуждение: “Какое значение имеет для деда Емели и Гришутки природа?”.


    Абаимова Ольга Владимировна, учитель начальных классов
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа №69" г. Нижний Тагил, Свердловская обл


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9844
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.