Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Раннее изучение физики в 5–8-х классах Раннее изучение физики в 5–8-х классах3 сентября 2008. Разместил: lessons |
Эта программа была апробирована в МОУ "СОШ № 184 г. Новосибирска" с 2003 по 2006 гг. Данный курс включает в себя четыре раздела: "Человек и природа", "Физические величины и их измерение", "Физические исследования", "Физика в природе". Стоит отметить, что курс насыщен действием, отвечает возрастным особенностям детей 10–14 лет и в результате реализации доказал, что учащиеся, прошедшие данный курс хорошо воспринимают и усваивают дальнейший курс, физики в 9-м классе. В качестве приложения предлагаю презентацию, в которой собран более полный материал по данной программе.
Данный курс включает в себя четыре раздела: “Человек и природа”, “Физические величины и их измерение”, “Физические исследования”, “Физика в природе”. При изучении раздела “Человек и природа” обсуждается проблема “Человек и окружающий мир” (способы получения информации с помощью органов чувств, возникновение представлений о телах и явлениях, ограниченность обыденных представлений и необходимость познания). Учащиеся приходят к выводу о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности. В ходе знакомства с разделом “Физические величины и их измерение” на примере физических величин, часто встречающихся в повседневной практике (длина, объем, площадь, масса, сила, время, температура, плотность, давление), отрабатываются приемы прямого измерения, выражение свойств природы числами; нарабатываются навыки считывания результата со шкалы прибора с учетом погрешности (половинка цены деления прибора); проводятся систематические наблюдения за изменением соответствующих величин в повседневной жизни, происходит формирование представлений об измерении как части физического исследования природы. В ходе изучения раздела “Физические исследования” учащимися проводятся индивидуально ряд вполне закономерных исследований. Полноценное физическое исследование “от и до” (на доступном уровне) чрезвычайно важно. Выполняя самостоятельные исследования, учащиеся осваивают приемы получения и обработки результатов. В некоторых исследованиях (калориметрия, оптика) возникает вопрос о модели тел и явлений, приобретаются первые навыки осознанного построения физической модели. Предлагаемые исследования в 5–8-х классах могут быть проведены вполне исчерпывающе. Существенно, что исторически на предлагаемых сюжетах были проведены первые физические исследования, которые стали основой последующих обобщений. В разделе “Физика в природе” знакомимся с элементами астрономии. Заканчивается этот раздел защитой рефератов по темам:
Физические величины и их измерение
Производные величины и их измерение.
Физические исследования.
Физика в природе
5 класс (68 часов)
Резерв 13 часов Фронтальные лабораторные работы:
Демонстрации:
Учащиеся должны знать: ПОНЯТИЯ: инерция, масса, плотность, сила тяжести, вес. ФОРМУЛЫ связи силы тяжести и массы. Практическое применение названных понятий. Учащиеся должны уметь:
= m/v; F = mg; R = F1 + F2; v = S/t; R = F1 +F2 6 класс (68 часов)
Резерв 13 часов Фронтальные лабораторные работы:
Демонстрации:
Учащиеся должны знать: Положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в постоянном беспорядочном движении и взаимодействуют друг с другом. ПОНЯТИЯ: давление, архимедова сила, работа и мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага. ФОРМУЛЫ: давления жидкости. Закон Паскаля. Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах. Учащиеся должны уметь:
7 класс (68 часов)
Резерв 12 часов Фронтальные лабораторные работы:
Демонстрации:
Учащиеся должны знать: Практическое применение закона в электрических приборах. ПОНЯТИЯ: внутренней энергии, работа, как способ изменения внутренней энергии; теплопередача; количество теплоты; удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания. Плавления, парообразования. ФОРМУЛЫ: для вычисления количеств теплоты, применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах. ПОНЯТИЯ: электрический ток, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи. ФОРМУЛЫ: для вычисления сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемое электрическим током. Практическое применение названных понятий. Учащиеся должны уметь: Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергии, конвекции, теплопроводности, процессов плавления, испарения, охлаждения жидкости при испарении. Пользоваться термометром и калориметром. Читать графики изменения температуры тел. Решать задачи с применением формул: Q = mc (t2 – t1), Q = qm, Q = m, Q = Lm Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причин электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током. Чертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрические цепи по схеме, измерять силу тока, напряжение, сопротивление, пользоваться реостатом. Решать задачи с применением формул: R = l/s; Iпс = I1 = I2; Uпс = U1 + U2; Rпс = R1 + R2 ; Iпр = I1 + I2; Uпр = U1 = U2; A = IUR; P = IU; Q = I 2Rt 8 класс (68 часов)
Резерв 13 часов Фронтальные лабораторные работы:
Демонстрации:
Защита рефератов по темам:
Учащиеся должны знать: ПОНЯТИЯ: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения света. Практическое применение основных понятий и законов в оптических приборах. Строение Вселенной, Солнечной системы, картины звездного небе. Учащиеся должны уметь: Получать изображения предмета с помощью линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения. Находить созвездия по карте звездного неба. Объяснять на основе, полученных знаний явления природы. Абашкина Ирина Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики
МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 207", г. Новосибирск
Вернуться назад |