mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    03
    сен
    Раннее изучение физики в 5–8-х классах
    Рейтинг:
    Категория: Статьи, Методики
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Эта программа была апробирована в МОУ "СОШ № 184 г. Новосибирска" с 2003 по 2006 гг. Данный курс включает в себя четыре раздела: "Человек и природа", "Физические величины и их измерение", "Физические исследования", "Физика в природе". Стоит отметить, что курс насыщен действием, отвечает возрастным особенностям детей 10–14 лет и в результате реализации доказал, что учащиеся, прошедшие данный курс хорошо воспринимают и усваивают дальнейший курс, физики в 9-м классе. В качестве приложения предлагаю презентацию, в которой собран более полный материал по данной программе.

    Данный курс включает в себя четыре раздела: “Человек и природа”, “Физические величины и их измерение”, “Физические исследования”, “Физика в природе”.

    При изучении раздела “Человек и природа” обсуждается проблема “Человек и окружающий мир” (способы получения информации с помощью органов чувств, возникновение представлений о телах и явлениях, ограниченность обыденных представлений и необходимость познания). Учащиеся приходят к выводу о необходимости измерений в повседневной практике и научной деятельности.

    В ходе знакомства с разделом “Физические величины и их измерение” на примере физических величин, часто встречающихся в повседневной практике (длина, объем, площадь, масса, сила, время, температура, плотность, давление), отрабатываются приемы прямого измерения, выражение свойств природы числами; нарабатываются навыки считывания результата со шкалы прибора с учетом погрешности (половинка цены деления прибора); проводятся систематические наблюдения за изменением соответствующих величин в повседневной жизни, происходит формирование представлений об измерении как части физического исследования природы.

    В ходе изучения раздела “Физические исследования” учащимися проводятся индивидуально ряд вполне закономерных исследований.

    Полноценное физическое исследование “от и до” (на доступном уровне) чрезвычайно важно. Выполняя самостоятельные исследования, учащиеся осваивают приемы получения и обработки результатов. В некоторых исследованиях (калориметрия, оптика) возникает вопрос о модели тел и явлений, приобретаются первые навыки осознанного построения физической модели.

    Предлагаемые исследования в 5–8-х классах могут быть проведены вполне исчерпывающе. Существенно, что исторически на предлагаемых сюжетах были проведены первые физические исследования, которые стали основой последующих обобщений.

    В разделе “Физика в природе” знакомимся с элементами астрономии. Заканчивается этот раздел защитой рефератов по темам:

    • Радуга
    • Мираж
    • Снег и лед
    • Туман и другие.

    Стоит отметить, что курс насыщен действием, отвечает возрастным особенностям детей 10 – 14 лет.

    Программа

    Человек и природа

    1. Что есть в природе? (тела и явления, понятие о процессе, разнообразие тел и явлений);
    2. Как получает человек сведения о телах и явлениях (органы чувств, наблюдения и опыты);
    3. Как люди выражают свои представления о природе (знакомство с учеными древности);
    4. Почему и как науки поделили мир? (семейство естественных наук). Что “выбрала” физика?
    5. Как физика исследует мир?
    6. Физические величины;
    7. Измерительные приборы.

    Физические величины и их измерение

    1. Измерение длины (дюйм, пядь, сажень и т.д.);
    2. Измерение площади (по формуле и палеткой);
    3. Измерение объема (тела правильной геометрической формы и незнакомой);
    4. Измерение температуры (знакомство с различными шкалами);
    5. Измерение углов;
    6. Измерение времени (история возникновения современных часов).

    Производные величины и их измерение.

    1. Что тяжелее? (какое тело тяжелее и какое вещество тяжелее, как сравнить; представление об удельных величинах; понятие о плотности);
    2. Измерение плотности (определение плотности путем измерения массы и объема; определение вещества с помощью таблицы);
    3. Решение задач на расчет плотности;
    4. Что быстрее? (понятие скорости)
    5. Решение задач на движение;
    6. Давление.

    Физические исследования.

    1. Можно ли сделать человека сильнее? (исследование рычага, наклонной плоскости; понятие плеча, момента; практические задачи с применением рычага, блока, ворота);
    2. Выигрываем или проигрываем? (смог бы Архимед сдвинуть Землю? Рычаги наоборот – проигрываем в силе, выигрываем в скорости; наклонная плоскость, клин, винт);
    3. Архимедова сила (вытеснение жидкости; связь величины силы Архимеда с объемом вытесненной жидкости; связь архимедовой силы и плотности, плавание тел, решение задач);
    4. Изучение давления жидкости с помощью манометра, закон Паскаля;
    5. Атмосферное давление;
    6. Архимедова сила в воздухе (воздухоплавание);
    7. Количество теплоты;
    8. Намагничивание и размагничивание (виды магнитов, взаимодействие магнитов);
    9. Лучи света (законы распространения света);
    10. Зеркало, линзы, призма;
    11. Затмения, тени;
    12. Глаз, фотоаппарат;
    13. Состав белого света;
    14. Электрические явления.

    Физика в природе

    1. Земля. Вселенная. Звезды. Метеоры, метеориты, кометы.
    2. Миражи, туман, радуга, северное сияние, снег и лед и т.д.
    3. Защита рефератов.

    5 класс (68 часов)

    1. Введение (4 ч)
    2. Измерение физических величин (18 ч)
    3. Взаимодействие тел (33 ч)

    Резерв 13 часов

    Фронтальные лабораторные работы:

    • знакомство с физическим оборудованием
    • знакомство с измерительным оборудованием
    • измерение длины
    • измерение площади
    • измерение объема
    • измерение температуры
    • измерение времени
    • измерение углов
    • измерение массы
    • измерение плотности
    • градуирование пружины

    Демонстрации:

    • скатывание шарика с наклонной плоскости
    • электрическая искра
    • кипение воды
    • изображение, даваемое линзой
    • равномерное движений
    • опыты по инерции и взаимодействию тел
    • измерение массы
    • взвешивание воздуха
    • сравнение масс различных тел одинакового объема
    • сравнение объемов тел одинаковой массы
    • способы измерения плотности
    • измерение сил
    • сложение сил
    • уменьшение и увеличение силы трения
    • подшипники.

    Учащиеся должны знать:

    ПОНЯТИЯ: инерция, масса, плотность, сила тяжести, вес.

    ФОРМУЛЫ связи силы тяжести и массы. Практическое применение названных понятий.

    Учащиеся должны уметь:

    • определять цену деления прибора;
    • правило пользования измерительным цилиндром, весами, динамометром, таблицей физических величин;
    • решать расчетные задачи (в одно, два действия) с применением формул:
    • alt = m/v; F = mg; R = F1 + F2; v = S/t; R = F1 +F2

    • изображать силы на чертеже в заданном масштабе.

    6 класс (68 часов)

    1. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
    2. Давление (23 ч)
    3. Архимедова сила (9 ч)
    4. Работа и мощность (13 ч)

    Резерв 13 часов

    Фронтальные лабораторные работы:

    • измерение размеров малых тел
    • определение выталкивающей силы
    • выяснение условий плавания тел
    • равновесие рычага
    • определение КПД.

    Демонстрации:

    • сжимаемость газов
    • расширение тел при нагревании
    • растворение краски в воде
    • диффузия
    • модель хаотического движения молекул
    • сцепление свинцовых цилиндров
    • объем и форма твердого тела
    • свойства газа занимать весь предоставленный объем
    • зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры
    • раздувание воздушного шарика под колоколом
    • передача давления жидкостям и газам
    • давление жидкости на дно и стенки сосуда
    • изменение давления жидкости с глубиной
    • устройство манометра
    • сообщающиеся сосуды
    • атмосферное давление
    • измерение атмосферного давления
    • гидравлический пресс, насос
    • архимедова сила
    • плавание тел
    • измерение работы
    • устройство рычага, блока
    • момент силы. Правило моментов
    • равенство работ при использовании простых механизмов
    • потенциальная энергия
    • совершение работы за счет кинетической энергии тела
    • переход одного вида механической энергии в другой.

    Учащиеся должны знать:

    Положение о том, что все тела состоят из молекул, которые находятся в постоянном беспорядочном движении и взаимодействуют друг с другом.

    ПОНЯТИЯ: давление, архимедова сила, работа и мощность, потенциальная и кинетическая энергия, равновесие рычага.

    ФОРМУЛЫ: давления жидкости. Закон Паскаля. Практическое применение названных понятий и закона в простых механизмах, конструкциях машин, водном транспорте, гидравлических устройствах.

    Учащиеся должны уметь:

    • применять основные положения МКТ для обоснования диффузии, различия между агрегатными состояниями вещества, давления газа, закона Паскаля.
    • решать качественные задачи на применение закона Паскаля, на сравнение давлений внутри жидкости, зависимость архимедовой силы от объема погруженной в жидкость части тела, на применение условий плавания тел.
    • решать расчетные задачи с применением формул: p = F/S; p = pgh; FA = alt жgVт; A = FS; N = A/t; F 1l 1= F 2l 2

    7 класс (68 часов)

    1. Тепловые явления (26 ч).
    2. Электрические явления (30 ч)

    Резерв 12 часов

    Фронтальные лабораторные работы:

    • сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры;
    • измерение удельной теплоемкости твердого тела;
    • сборка электрической цепи и измерение силы тока;
    • измерение напряжения;
    • регулирование силы тока реостатом;
    • измерение сопротивления;
    • последовательное соединение проводников;
    • параллельное соединение проводников;
    • измерение мощности и работы электрического тока.

    Демонстрации:

    • модель теплового движения;
    • изменение внутренней энергии;
    • теплопроводность;
    • конвекция;
    • излучение;
    • сравнение теплоемкостей;
    • калориметр;
    • плавление и отвердевание;
    • кипение;
    • испарение;
    • охлаждение жидкости при испарении;
    • модель ДВС;
    • модель паровой турбины;
    • электризация;
    • устройство и действие электроскопа;
    • источники тока;
    • составление электрической цепи;
    • измерение силы тока№
    • измерение напряжения;
    • зависимость силы тока от напряжения;
    • измерение сопротивления;
    • устройство реостата;
    • соединение проводников;
    • действия тока;
    • применение электрического тока.

    Учащиеся должны знать:

    Практическое применение закона в электрических приборах.

    ПОНЯТИЯ: внутренней энергии, работа, как способ изменения внутренней энергии; теплопередача; количество теплоты; удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания. Плавления, парообразования.

    ФОРМУЛЫ: для вычисления количеств теплоты, применение изученных тепловых процессов в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

    ПОНЯТИЯ: электрический ток, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи.

    ФОРМУЛЫ: для вычисления сопротивления проводника, работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемое электрическим током.

    Практическое применение названных понятий.

    Учащиеся должны уметь:

    Применять основные положения МКТ для объяснения понятия внутренняя энергии, конвекции, теплопроводности, процессов плавления, испарения, охлаждения жидкости при испарении.

    Пользоваться термометром и калориметром. Читать графики изменения температуры тел. Решать задачи с применением формул:

    Q = mc (t2 – t1), Q = qm, Q = alt m, Q = Lm

    Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, существования проводников и диэлектриков, электрического тока в металлах, причин электрического сопротивления, нагревания проводника электрическим током.

    Чертить схемы простейших электрических цепей, собирать электрические цепи по схеме, измерять силу тока, напряжение, сопротивление, пользоваться реостатом.

    Решать задачи с применением формул:

    R =alt l/s; Iпс = I1 = I2; Uпс = U1 + U2; Rпс = R1 + R2 ; Iпр = I1 + I2; Uпр = U1 = U2;

    A = IUR; P = IU; Q = I 2Rt

    8 класс (68 часов)

    1. Электромагнитные явления (10 ч)
    2. Световые явления (21 ч)
    3. Земля и человек (15 ч)
    4. Физика в природе (7 ч)

    Резерв 13 часов

    Фронтальные лабораторные работы:

    • сборка электродвигателя;
    • изображения, даваемые линзой;
    • картина звездного неба.

    Демонстрации:

    • обнаружение магнитного поля;
    • расположение магнитных стрелок;
    • усиление магнитного поля катушки с током;
    • применение электромагнитов;
    • взаимодействие постоянных магнитов;
    • магнитное поле Земли;
    • движение рамки и прямого проводника в магнитном поле;
    • устройство электрического двигателя постоянного тока;
    • устройство электроизмерительных приборов;
    • прямолинейное распространение света;
    • отражение света;
    • законы отражения;
    • изображение в плоском зеркале;
    • преломление света;
    • ход лучей в линзах;
    • получение изображений с помощью линз;
    • измерение фокусного расстояния
    • устройство фотоаппарата;
    • модель газа;
    • форма Земли;
    • строение Солнечной системы;
    • карта звездного неба;

    Защита рефератов по темам:

    1. Мираж
    2. Туман
    3. Облака
    4. Грозовая туча
    5. Молния
    6. Шаровая молния
    7. Радуга
    8. Полярное сияние
    9. Живой свет
    10. Снег и лед
    11. Метель
    12. Калейдоскоп

    Учащиеся должны знать:

    ПОНЯТИЯ: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы. Законы отражения света. Практическое применение основных понятий и законов в оптических приборах.

    Строение Вселенной, Солнечной системы, картины звездного небе.

    Учащиеся должны уметь:

    Получать изображения предмета с помощью линзы. Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе. Решать качественные и расчетные задачи на законы отражения.

    Находить созвездия по карте звездного неба. Объяснять на основе, полученных знаний явления природы.


    Абашкина Ирина Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель информатики
    МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 207", г. Новосибирск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9066
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    arina




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 2 марта 2009 18:18

    как скачать реферат по теме воздухоплавание?
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.