{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Система счисления. Сложение и умножение в двоичной системе счисления
{LF_links}

Система счисления. Сложение и умножение в двоичной системе счисления


8 сентября 2008. Разместил: lessons

Урок информатики в 11-м классе

Урок информатики в 11-м классе на повторение и закрепление полученных знаний с целью развития вычислительных навыков, расширения кругозора учащихся, а также воспитания ответственного отношения к труду, внимательности, аккуратности, самостоятельности.


Цели:

  • повторить навыки перехода из одной системы счисления в другую; изучить правила сложения и умножения в двоичной системе счисления;
  • развивать вычислительные навыки;
  • расширять кругозор учащихся;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду, внимательность, аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, таблицы для фокуса, таблицы с типами систем счисления, рисунки к докладу.

План урока.

  1. Организационный момент
  2. Повторение
  3. Изучение новой темы
  4. Закрепление
  5. Подведение итогов
  6. Постановка домашнего задания

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

  1. Проверить готовность класса к уроку.
  2. Сообщить тему, цели и ход урока.

II. Повторение.

1) Ответить на вопросы:

  • Что такое системы счисления?
  • Какие системы счисления мы изучили.
  • Как переходить из одной системы счисления в другую?

2) Фокусы (на повторение способа перехода из 2-ой системы в 10-ю систему счисления):

Фокус 1. (у доски два ученика: один загадывает число, другой отгадывает) Загадать число от 1 до 1000. Задавая 10 вопросов отгадать это число.

  • Вопрос 1: Раздели задуманное число на 2. Сообщи получившийся остаток.
  • Вопрос 2: Раздели неполное частное на 2. Сообщи получившийся остаток.
  • Вопрос 3 – 10: Раздели неполное частное на 2. Сообщи получившийся остаток. Получиться 10 цифр, каждая из которых 0 или 1. Поучили 2-ую запись задуманного числа. Теперь остается только его перевести в 10-ую систему.

Фокус 2. На семи карточках записаны числа от 1 до 127 в таблицы 8 х 8. Один ученик загадывает какое-либо число, и сообщает в каких таблицах это число находиться находится. Начинаем с таблицы 7. Если оно есть в таблице, то ставиться 1, если нет – то ставиться 0. Таким образом, получается двоичное число, которое нужно перевести в 10 систему.

У доски работают три ученика по карточкам:

  • Карточка № 1: Перевести число 167 в 2-ую, 8-ую, 16-ую систему счисления.
  • Карточка № 2: Перевести числа из одной системы в 10-ую: 111001102, 10648, А5С16.
  • Карточка № 3:
    • Перевести из 8-ой системы в 2-ую: 504
    • Перевести из 16-ой в 2-ую: D55C
    • Перевести из 2-ой в 8-ую: 1101011110000
    • Перевести из 2-ой в 16-ую: 11100011101

III. Объяснение новой темы:

Историческая справка (доклад по теме “Возникновение различных систем счисления”)

По ходу доклада демонстрируются рисунки, связанные с возникновением 5-ой, 10-ой, 12-ой, алфавитной систем счисления и схема классификации систем счисления.

Тема объясняется с помощью презентации Power Point.

1. Сложение. В основе сложения чисел в двоичной системе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел.

0 + 0 = 0
0 + 1 = 1
1 + 0 = 1
1 + 1 = 10
Сложение многоразрядных двоичных чисел осуществляется в
соответствии с этой таблицей с учетом возможных переносов
из младшего разряда в старшие.

№ 1.

2. Умножение. В основе умножения чисел в двоичной системе лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.

0 · 0 = 0
0 · 1 = 0
1 · 0 = 0
1 · 1 = 1
Умножение многоразрядных двоичных чисел осуществляется в
соответствии с этой таблицей по обычной схеме,
которую вы применяете в десятичной системе.

№ 2.

IV. Закрепление

№ 3.

101 + 11 [1000]
10110 + 101 [11011]
10101 + 1011 [100000]

№ 4

101 . 11 [1111]
1001 . 11 [11011]
101,01 . 101,1 [11100,111]

V. Подведение итогов:

  1. Повторить типы систем счисления;
  2. Правила сложения и умножения в двоичной системе счисления

VI. Постановка домашнего задания: дома повторить правила перехода из одной системы счисления в другую, правила сложения и умножения двоичных чисел; подготовиться к самостоятельной работе; выполнить № 1 (индивидуальные карточки)

Карточка для домашнего задания

Вариант 1

Вычислить:

10101 + 1101 =
110111 + 1011 =
10001 . 101 =
1010,1 . 11,1 =

Вариант 2

Вычислить:

10111 + 1011 =
110101 + 1110 =
100,01 . 11,1 =
10101 . 101,1 =


Абдуллина Лилия Фаритовна




{SL_links}

Вернуться назад