Vlivkor.Com > Сценарии, Разное > Выбор за тобой! Выбор за тобой!15 сентября 2008. Разместил: lessons |
|||||||||||||||
Ролевая игра для учащихся 10–11-х классов Ролевая игра - эффективная форма организации активной самостоятельной работы старшеклассников. Особое значение она имеет в проведении профориентационной работы. Участие в деловой игре дает возможность ребятам "примерить" на себя ситуации выбора профессии и вуза, принятия ответственного решения. Игра "Выбор за тобой!" ориентирована на учащихся 10–11-х классов, определяющих траекторию послешкольного обучения.
Актуальность В настоящее время происходит стирание границ между техническими и гуманитарными вузами. Многие институты получили статус “университетов”, и теперь специалисты гуманитарного профиля (юристы, социологи, психологи, переводчики) готовятся в технических университетах, а технического (в области информационных технологий) – в гуманитарных. Поэтому перед будущими абитуриентами – нынешними старшеклассниками - встает не одна, а две задачи: выбрать профессию и выбрать вуз, в котором ее можно получить. А для решения этих задач молодым людям необходимо уметь:
Проведение деловой игры дает возможность “примерить” на себя ситуации выбора и принятия решений. Задачи игры:
Участники игры: 5-6 команд по 3-5 человек. Набор ролей: представители вузов (команда “ВУЗ”), учащиеся 11 классов (команда “Абитуриенты”) и их родители команда (“Родители”). В качестве участников и гостей могут быть приглашены представители вузов, преподаватели и др. Продолжительность игры 80 минут. I этап. Подготовительный. 1. Анкетирование учащихся. Цель: выявить, как учащиеся определились с выбором профессии и вуза. Анкетирование проводит психолог. Приложение 1 2. По итогам анкетирования формируются группы. Вариантов формирования может быть несколько. Формирование групп может происходить в рамках одного класса, в рамках параллели 11 классов, в параллелях 10-11 классов, т. е. разновозрастные. Возможен такие варианты: те учащиеся класса, которые при анкетировании показали, что они еще не определились с выбором профессии или вуза, включаются в группу “Родители” или “Абитуриенты” с учетом их личного выбора; либо команда “Абитуриентов” состоит из неопределившихся детей, а их родители включаются в состав команды “Родители”, таким образом формируются семейные пары, что может помочь в нахождении взаимоприемлемых решений; либо команда “Абитуриентов” формируется из заинтересованных учащихся 10 классов. Участие родителей старшеклассников в игре может иметь особое значение. Их вопросы, задаваемые с учётом жизненного, профессионального опыта, помогут учащимся сделать акценты, привлечь внимание к наиболее значимым моментам в выборе вуза и специальности. Команды вузов формируются из учащихся, сделавших твердый выбор профессии и высшего учебного заведения. 3. Для определения вузов формируется рабочая группа из 3-5 человек по желанию (вне зависимости от результатов анкетирования). Из всех анкет выписываются профессии названные учащимися класса. Определяется рейтинг профессий. Отбираются 3-5 наиболее популярных из них. Затем рабочая группа, используя справочники для поступающих, информацию Интернет, отбирает 3-4 вуза, где можно получить все эти профессии. Например, Иркутский технический университет производит набор на факультеты иностранных языков (английский, восточные языки), менеджмент, психологии, юридический, информационные технологий и коммуникаций. Обучение на таких же факультетах осуществляют Байкальский институт экономики и права, Иркутский государственный университет. Вузы могут быть выбраны как по региональному признаку (Иркутская область, Республика Бурятия), так и по Сибири, и в целом по России. Естественно, ведущие вузы страны (Новосибирск, Томск, Москва, Санкт-Петербург) заведомо имеют ряд преимуществ, но при этом усложняется выбор, принимаемое решение становится более взвешенным (увеличивается количество учитываемых условий). 4. Командам вузов необходимо подготовить информацию по следующим моментам:
5. Внутри группы роли между ее членами могут распределяться по разному:
6. Командам родителей и детей необходимо также познакомиться с общей информацией по вузам и сформировать соответственно “Запрос родителей к вузу” и “Запрос абитуриента к вузу”. В запросе могут быть представлены вопросы, направленные на выявление преимуществ одного вуза перед другим в подготовке специалистов по тому или иному профилю. Для вопросов могут быть использованы следующие клише: Чем обеспечивается … Что подтверждает … Каким образом регулируется … Чем объясняется тот факт, что … Можно ли считать, что … Свидетельствует ли … о … Можно ли говорить . . . Хорошо, если при составлении вопросов будет использована информация с чатов Интернет-сайтов вузов, или информация, полученная непосредственно от выпускников данных факультетов, нынешних студентов и их родителей. 7. Во время игры работает группа “Наблюдателей”. В неё могут входить учащиеся других классов, преподаватели, психолог. Их задача вести наблюдение за игроками, делая в таблице необходимые пометки. Приложение 2 II этап. Вводный. Учитель объявляет начало игры. Ещё раз уже всему классу объясняются задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дается общее направление игры. Задача данного этапа создать эмоциональный настрой, ввести участников в игровое состояние. III этап. Игровой. Учитель исполняет роль координатора игры, направляя разворачивающееся действие, регулируя переход от одного этапа к другому, организует совместно с психологом рефлексию по итогам игры. Игра проводится по следующей схеме: 1. Команды вузов тянут жребий, определяется очередность выступления. 2. Каждая команда представляет возможности обучения по заранее определенным профессиям. Выступление может сопровождаться компьютерной презентацией, раздачей буклетов и др. Задача команды вуза заинтересовать “абитуриентов”, “родителей” профессиями, убедить в преимуществах своего вуза перед другими, т. е. провести рекламу. Время выступления команды до 10 минут. 3. Команда “Абитуриентов” задает свои вопросы каждому из вузов. Число вопросов ограничивается здравым смыслом и мастерством учащихся четко, содержательно их формулировать. 4. Вопросы задает команда “Родителей”. Продолжительность данного этапа, вопросно-ответной формы общения, 15-20 минут. 5. Координатором игры поощряются ситуации спора, дискуссии, диспута, как между представителями вузов, так и между вузами и “абитуриентами” и их “родителями”. В случае возникновения затруднений у участников, координатор может сам задавать уточняющие, “провокационные” вопросы, высказывать свое мнение, но не навязывать его участникам игры. 6. Проводится голосование среди “Абитуриентов” и “Родителей”, участники команд заполняют анкеты. Анкета 1. В каком вузе, по вашему мнению, стоит получить данную профессию: Укажите 2-3 веские причины, почему нужно выбрать именно этот вуз.
2. Презентацию какого вуза вы считаете наиболее удачной (информативной, привлекательной и т. д.). Подсчитываются результаты. Определяется рейтинг специальностей по вузам. IV этап. Рефлексивно-оценочный. Координатор предлагает высказаться участникам игры по следующим моментам: 1. Считаете ли вы тему игры актуальной? 2. Как вы оцениваете работу вашей команды? (Слаженность, содержательность, продуктивность и др.). 3. Что вам понравилось в игре соперников, других команд? 4. Что вы считаете недостатком в игре команд? 5. Каких навыков и умений не хватало вам и вашим соперникам для эффективной игры? 6. . . . . . . . . . . . . . . . Обсуждение проходит в форме свободного диалога. Предоставляется слово наблюдателям, которые отмечают наиболее отличившихся игроков. Критерии отбора могут быть разнообразными: умение задавать корректные, содержательные вопросы, умение вести спор, тактичность и др. Награждаются команды вузов по итогам анкетирования. Использованная литература.
Дополнительный материал. Варианты эпиграфов
Аблогина Светлана Леонидовна, классный воспитатель
МОУ "Лицей № 2", г. Братск
Вернуться назад |