Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Ролевая игра для учащихся 10–11-х классов
Ролевая игра - эффективная форма организации активной самостоятельной работы старшеклассников. Особое значение она имеет в проведении профориентационной работы. Участие в деловой игре дает возможность ребятам "примерить" на себя ситуации выбора профессии и вуза, принятия ответственного решения. Игра "Выбор за тобой!" ориентирована на учащихся 10–11-х классов, определяющих траекторию послешкольного обучения.
Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.
Геродот
Актуальность
В настоящее время происходит стирание границ между техническими и гуманитарными вузами. Многие институты получили статус “университетов”, и теперь специалисты гуманитарного профиля (юристы, социологи, психологи, переводчики) готовятся в технических университетах, а технического (в области информационных технологий) – в гуманитарных.
Поэтому перед будущими абитуриентами – нынешними старшеклассниками - встает не одна, а две задачи: выбрать профессию и выбрать вуз, в котором ее можно получить. А для решения этих задач молодым людям необходимо уметь:
Проведение деловой игры дает возможность “примерить” на себя ситуации выбора и принятия решений.
Задачи игры:
Участники игры: 5-6 команд по 3-5 человек.
Набор ролей: представители вузов (команда “ВУЗ”), учащиеся 11 классов (команда “Абитуриенты”) и их родители команда (“Родители”).
В качестве участников и гостей могут быть приглашены представители вузов, преподаватели и др.
Продолжительность игры 80 минут.
I этап. Подготовительный.
1. Анкетирование учащихся. Цель: выявить, как учащиеся определились с выбором профессии и вуза. Анкетирование проводит психолог. Приложение 1
2. По итогам анкетирования формируются группы. Вариантов формирования может быть несколько. Формирование групп может происходить в рамках одного класса, в рамках параллели 11 классов, в параллелях 10-11 классов, т. е. разновозрастные. Возможен такие варианты: те учащиеся класса, которые при анкетировании показали, что они еще не определились с выбором профессии или вуза, включаются в группу “Родители” или “Абитуриенты” с учетом их личного выбора; либо команда “Абитуриентов” состоит из неопределившихся детей, а их родители включаются в состав команды “Родители”, таким образом формируются семейные пары, что может помочь в нахождении взаимоприемлемых решений; либо команда “Абитуриентов” формируется из заинтересованных учащихся 10 классов. Участие родителей старшеклассников в игре может иметь особое значение. Их вопросы, задаваемые с учётом жизненного, профессионального опыта, помогут учащимся сделать акценты, привлечь внимание к наиболее значимым моментам в выборе вуза и специальности. Команды вузов формируются из учащихся, сделавших твердый выбор профессии и высшего учебного заведения.
3. Для определения вузов формируется рабочая группа из 3-5 человек по желанию (вне зависимости от результатов анкетирования). Из всех анкет выписываются профессии названные учащимися класса. Определяется рейтинг профессий. Отбираются 3-5 наиболее популярных из них. Затем рабочая группа, используя справочники для поступающих, информацию Интернет, отбирает 3-4 вуза, где можно получить все эти профессии. Например, Иркутский технический университет производит набор на факультеты иностранных языков (английский, восточные языки), менеджмент, психологии, юридический, информационные технологий и коммуникаций. Обучение на таких же факультетах осуществляют Байкальский институт экономики и права, Иркутский государственный университет.
Вузы могут быть выбраны как по региональному признаку (Иркутская область, Республика Бурятия), так и по Сибири, и в целом по России. Естественно, ведущие вузы страны (Новосибирск, Томск, Москва, Санкт-Петербург) заведомо имеют ряд преимуществ, но при этом усложняется выбор, принимаемое решение становится более взвешенным (увеличивается количество учитываемых условий).
4. Командам вузов необходимо подготовить информацию по следующим моментам:
5. Внутри группы роли между ее членами могут распределяться по разному:
6. Командам родителей и детей необходимо также познакомиться с общей информацией по вузам и сформировать соответственно “Запрос родителей к вузу” и “Запрос абитуриента к вузу”. В запросе могут быть представлены вопросы, направленные на выявление преимуществ одного вуза перед другим в подготовке специалистов по тому или иному профилю. Для вопросов могут быть использованы следующие клише:
Чем обеспечивается …
Что подтверждает …
Каким образом регулируется …
Чем объясняется тот факт, что …
Можно ли считать, что …
Свидетельствует ли … о …
Можно ли говорить . . .
Хорошо, если при составлении вопросов будет использована информация с чатов Интернет-сайтов вузов, или информация, полученная непосредственно от выпускников данных факультетов, нынешних студентов и их родителей.
7. Во время игры работает группа “Наблюдателей”. В неё могут входить учащиеся других классов, преподаватели, психолог. Их задача вести наблюдение за игроками, делая в таблице необходимые пометки. Приложение 2
II этап. Вводный.
Учитель объявляет начало игры. Ещё раз уже всему классу объясняются задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дается общее направление игры.
Задача данного этапа создать эмоциональный настрой, ввести участников в игровое состояние.
III этап. Игровой.
Учитель исполняет роль координатора игры, направляя разворачивающееся действие, регулируя переход от одного этапа к другому, организует совместно с психологом рефлексию по итогам игры.
Игра проводится по следующей схеме:
1. Команды вузов тянут жребий, определяется очередность выступления.
2. Каждая команда представляет возможности обучения по заранее определенным профессиям. Выступление может сопровождаться компьютерной презентацией, раздачей буклетов и др. Задача команды вуза заинтересовать “абитуриентов”, “родителей” профессиями, убедить в преимуществах своего вуза перед другими, т. е. провести рекламу. Время выступления команды до 10 минут.
3. Команда “Абитуриентов” задает свои вопросы каждому из вузов. Число вопросов ограничивается здравым смыслом и мастерством учащихся четко, содержательно их формулировать.
4. Вопросы задает команда “Родителей”. Продолжительность данного этапа, вопросно-ответной формы общения, 15-20 минут.
5. Координатором игры поощряются ситуации спора, дискуссии, диспута, как между представителями вузов, так и между вузами и “абитуриентами” и их “родителями”.
В случае возникновения затруднений у участников, координатор может сам задавать уточняющие, “провокационные” вопросы, высказывать свое мнение, но не навязывать его участникам игры.
6. Проводится голосование среди “Абитуриентов” и “Родителей”, участники команд заполняют анкеты.
Анкета
1. В каком вузе, по вашему мнению, стоит получить данную профессию: Укажите 2-3 веские причины, почему нужно выбрать именно этот вуз.
Профессия | Выбираемый вуз | Причины |
юрист | ||
психолог | ||
переводчик | ||
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
2. Презентацию какого вуза вы считаете наиболее удачной (информативной, привлекательной и т. д.).
Подсчитываются результаты. Определяется рейтинг специальностей по вузам.
IV этап. Рефлексивно-оценочный.
Координатор предлагает высказаться участникам игры по следующим моментам:
1. Считаете ли вы тему игры актуальной?
2. Как вы оцениваете работу вашей команды? (Слаженность, содержательность, продуктивность и др.).
3. Что вам понравилось в игре соперников, других команд?
4. Что вы считаете недостатком в игре команд?
5. Каких навыков и умений не хватало вам и вашим соперникам для эффективной игры?
6. . . . . . . . . . . . . . . .
Обсуждение проходит в форме свободного диалога.
Предоставляется слово наблюдателям, которые отмечают наиболее отличившихся игроков. Критерии отбора могут быть разнообразными: умение задавать корректные, содержательные вопросы, умение вести спор, тактичность и др. Награждаются команды вузов по итогам анкетирования.
Использованная литература.
Дополнительный материал.
Варианты эпиграфов
Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.
Я. Корчак
Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.
Лао-Цзы
,