mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    15
    сен
    Выбор за тобой!
    Рейтинг:
    Категория: Сценарии, Разное
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Ролевая игра для учащихся 10–11-х классов

    Ролевая игра - эффективная форма организации активной самостоятельной работы старшеклассников. Особое значение она имеет в проведении профориентационной работы. Участие в деловой игре дает возможность ребятам "примерить" на себя ситуации выбора профессии и вуза, принятия ответственного решения. Игра "Выбор за тобой!" ориентирована на учащихся 10–11-х классов, определяющих траекторию послешкольного обучения.


    Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

    Геродот

    Актуальность

    В настоящее время происходит стирание границ между техническими и гуманитарными вузами. Многие институты получили статус “университетов”, и теперь специалисты гуманитарного профиля (юристы, социологи, психологи, переводчики) готовятся в технических университетах, а технического (в области информационных технологий) – в гуманитарных.

    Поэтому перед будущими абитуриентами – нынешними старшеклассниками - встает не одна, а две задачи: выбрать профессию и выбрать вуз, в котором ее можно получить. А для решения этих задач молодым людям необходимо уметь:

    • выстраивать собственную траекторию послешкольного образования, выбирать профессию с учетом интересов, склонностей, возможностей;
    • оценивать условия, предоставляемые вузами для получения специальности, выделять преимущества и недостатки каждого из вузов;
    • определять перспективы профессионального роста, карьеры с учетом полученной специальности;
    • оценивать востребованность той или иной специальности на рынке труда.

    Проведение деловой игры дает возможность “примерить” на себя ситуации выбора и принятия решений.

    Задачи игры:

    1. Способствовать профессиональному самоопределению.
    2. Развивать у учащихся навыки продуктивного участия в дискуссии.
    3. Развивать навыки межличностных коммуникаций и коллективного взаимодействия.

    Участники игры: 5-6 команд по 3-5 человек.

    Набор ролей: представители вузов (команда “ВУЗ”), учащиеся 11 классов (команда “Абитуриенты”) и их родители команда (“Родители”).

    В качестве участников и гостей могут быть приглашены представители вузов, преподаватели и др.

    Продолжительность игры 80 минут.

    I этап. Подготовительный.

    1. Анкетирование учащихся. Цель: выявить, как учащиеся определились с выбором профессии и вуза. Анкетирование проводит психолог. Приложение 1

    2. По итогам анкетирования формируются группы. Вариантов формирования может быть несколько. Формирование групп может происходить в рамках одного класса, в рамках параллели 11 классов, в параллелях 10-11 классов, т. е. разновозрастные. Возможен такие варианты: те учащиеся класса, которые при анкетировании показали, что они еще не определились с выбором профессии или вуза, включаются в группу “Родители” или “Абитуриенты” с учетом их личного выбора; либо команда “Абитуриентов” состоит из неопределившихся детей, а их родители включаются в состав команды “Родители”, таким образом формируются семейные пары, что может помочь в нахождении взаимоприемлемых решений; либо команда “Абитуриентов” формируется из заинтересованных учащихся 10 классов. Участие родителей старшеклассников в игре может иметь особое значение. Их вопросы, задаваемые с учётом жизненного, профессионального опыта, помогут учащимся сделать акценты, привлечь внимание к наиболее значимым моментам в выборе вуза и специальности. Команды вузов формируются из учащихся, сделавших твердый выбор профессии и высшего учебного заведения.

    3. Для определения вузов формируется рабочая группа из 3-5 человек по желанию (вне зависимости от результатов анкетирования). Из всех анкет выписываются профессии названные учащимися класса. Определяется рейтинг профессий. Отбираются 3-5 наиболее популярных из них. Затем рабочая группа, используя справочники для поступающих, информацию Интернет, отбирает 3-4 вуза, где можно получить все эти профессии. Например, Иркутский технический университет производит набор на факультеты иностранных языков (английский, восточные языки), менеджмент, психологии, юридический, информационные технологий и коммуникаций. Обучение на таких же факультетах осуществляют Байкальский институт экономики и права, Иркутский государственный университет.

    Вузы могут быть выбраны как по региональному признаку (Иркутская область, Республика Бурятия), так и по Сибири, и в целом по России. Естественно, ведущие вузы страны (Новосибирск, Томск, Москва, Санкт-Петербург) заведомо имеют ряд преимуществ, но при этом усложняется выбор, принимаемое решение становится более взвешенным (увеличивается количество учитываемых условий).

    4. Командам вузов необходимо подготовить информацию по следующим моментам:

    1. Кадры, обеспечивающие обучение на данных факультетах.
    2. Учебный план, в т. ч. объем практики.
    3. База для прохождения практики (сотрудничество с предприятиями).
    4. Требования, предъявляемые к личностным качествам, и их соответствие особенностям профессии.
    5. Возможность послевузовского обучения.
    6. Трудоустройство.
    7. Возможность получения второй профессии (параллельно).
    8. Возможности для занятия научной работой.
    9. Обеспеченность библиотечным фондом, доступ к Интернету.
    10. Возможности для занятий по интересам (спорт, культура и др.).
    11. Бытовые условия жизни время студентов. Социальная поддержка.

    5. Внутри группы роли между ее членами могут распределяться по разному:

    • по функциональному принципу. В этом случае могут быть предложены следующие роли:
      • координатор (координирует работу членов группы)
      • оформитель (оформить стенд, информационные буклеты и др.)
      • выступающий (делает выступление о вузе)
      • библиограф (собирает информацию)
      • специалист по технической поддержке (готовит компьютерную презентацию)
      • или другие.
    • по содержательному принципу. В этом случае каждый из членов отвечает за какую-то часть содержания общего выступления (педагогические кадры, учебный план и т. д.). Тогда он сам собирает материал, оформляет его, выступает, отвечает на вопросы аудитории. Но и при этом варианте координатор в группе все-таки необходим.

    6. Командам родителей и детей необходимо также познакомиться с общей информацией по вузам и сформировать соответственно “Запрос родителей к вузу” и “Запрос абитуриента к вузу”. В запросе могут быть представлены вопросы, направленные на выявление преимуществ одного вуза перед другим в подготовке специалистов по тому или иному профилю. Для вопросов могут быть использованы следующие клише:

    Чем обеспечивается …

    Что подтверждает …

    Каким образом регулируется …

    Чем объясняется тот факт, что …

    Можно ли считать, что …

    Свидетельствует ли … о …

    Можно ли говорить . . .

    Хорошо, если при составлении вопросов будет использована информация с чатов Интернет-сайтов вузов, или информация, полученная непосредственно от выпускников данных факультетов, нынешних студентов и их родителей.

    7. Во время игры работает группа “Наблюдателей”. В неё могут входить учащиеся других классов, преподаватели, психолог. Их задача вести наблюдение за игроками, делая в таблице необходимые пометки. Приложение 2

    II этап. Вводный.

    Учитель объявляет начало игры. Ещё раз уже всему классу объясняются задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дается общее направление игры.

    Задача данного этапа создать эмоциональный настрой, ввести участников в игровое состояние.

    III этап. Игровой.

    Учитель исполняет роль координатора игры, направляя разворачивающееся действие, регулируя переход от одного этапа к другому, организует совместно с психологом рефлексию по итогам игры.

    Игра проводится по следующей схеме:

    1. Команды вузов тянут жребий, определяется очередность выступления.

    2. Каждая команда представляет возможности обучения по заранее определенным профессиям. Выступление может сопровождаться компьютерной презентацией, раздачей буклетов и др. Задача команды вуза заинтересовать “абитуриентов”, “родителей” профессиями, убедить в преимуществах своего вуза перед другими, т. е. провести рекламу. Время выступления команды до 10 минут.

    3. Команда “Абитуриентов” задает свои вопросы каждому из вузов. Число вопросов ограничивается здравым смыслом и мастерством учащихся четко, содержательно их формулировать.

    4. Вопросы задает команда “Родителей”. Продолжительность данного этапа, вопросно-ответной формы общения, 15-20 минут.

    5. Координатором игры поощряются ситуации спора, дискуссии, диспута, как между представителями вузов, так и между вузами и “абитуриентами” и их “родителями”.

    В случае возникновения затруднений у участников, координатор может сам задавать уточняющие, “провокационные” вопросы, высказывать свое мнение, но не навязывать его участникам игры.

    6. Проводится голосование среди “Абитуриентов” и “Родителей”, участники команд заполняют анкеты.

    Анкета

    1. В каком вузе, по вашему мнению, стоит получить данную профессию: Укажите 2-3 веские причины, почему нужно выбрать именно этот вуз.

    Профессия Выбираемый вуз Причины
    юрист    
    психолог    
    переводчик    
    . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    

    2. Презентацию какого вуза вы считаете наиболее удачной (информативной, привлекательной и т. д.).

    Подсчитываются результаты. Определяется рейтинг специальностей по вузам.

    IV этап. Рефлексивно-оценочный.

    Координатор предлагает высказаться участникам игры по следующим моментам:

    1. Считаете ли вы тему игры актуальной?

    2. Как вы оцениваете работу вашей команды? (Слаженность, содержательность, продуктивность и др.).

    3. Что вам понравилось в игре соперников, других команд?

    4. Что вы считаете недостатком в игре команд?

    5. Каких навыков и умений не хватало вам и вашим соперникам для эффективной игры?

    6. . . . . . . . . . . . . . . .

    Обсуждение проходит в форме свободного диалога.

    Предоставляется слово наблюдателям, которые отмечают наиболее отличившихся игроков. Критерии отбора могут быть разнообразными: умение задавать корректные, содержательные вопросы, умение вести спор, тактичность и др. Награждаются команды вузов по итогам анкетирования.

    Использованная литература.

    1. Оценка без отметки. Сборник //Сост. О. Варшавер. – М. : ЦГЛ, 2005.

    Дополнительный материал.

    Варианты эпиграфов

    Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

    Я. Корчак

    Кто делает вид, что много знает и ко всему способен, тот ничего не знает и ни к чему не способен.

    Лао-Цзы


    Аблогина Светлана Леонидовна, классный воспитатель
    МОУ "Лицей № 2", г. Братск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4518
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.