{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Причастие
{LF_links}

Причастие


16 сентября 2008. Разместил: lessons
Открытый урок
Цели урока: повторить орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием; познакомить ребят с написанием трудных слов иноязычного происхождения; закрепить навыки работы со словарем; развитие письменной речи. Урок проводится в конце второй четверти, перед новогодними праздниками, поэтому содержит элементы игры, лексику и задания по теме "Новый год".

- Ребята, запишите число, классная работа.

- Посмотрите на число. Остается немного времени до праздника, который мы все ожидаем с нетерпением. Что это за праздник? (Новый год).

- За что вам нравится этот праздник?

- Об этом празднике, о подарках мы и будем сегодня говорить, а помогут нам знания по русскому языку.

- Запишите тему урока “Причастный оборот. Повторение”.

- Начнем наш необычный урок. Посмотрите, что у меня есть. (Достаю коробку с гостинцами.) Тот, до которого я дотронусь волшебной палочкой, достает предмет из этой коробочки и записывает его название в столбик. (Слова диктую по слогам).

  1. Зефир
  2. Мармелад
  3. Конфета
  4. Шоколад
  5. Гирлянда
  6. Мишура
  7. Хлопушка
  8. Конфетти

- Какое слово для вас показалось самым легким в написании и почему? (Хлопушка, т. к. проверяется ударением).

- Что оно обозначает?

- Как оно образовалось? Сделайте словообразовательный разбор этого слова. (Звукоподражательная основа).

- Приведите примеры слов подобного образования и запишите их. (Болтушка, хохотушка). Это слово исконно русское.

- Остальные слова пришли к нам из других языков. Как можно узнать, из каких? (По словарю иностранных слов). Как называются такие слова? (Заимствованные). Да и обычай отмечать Новый Год с елкой и подарками пришел к нам из Европы, из Германии. Его учредил Петр I.

- Прочитайте об этих словах в словаре (или заранее приготовленных карточках, см. ниже, после статьи по уроку). Что нового вы узнали?

- Теперь запишите под мою диктовку словосочетания с нашими “новогодними” словами, объясняя известные орфограммы и пунктограммы: (3 человека по очереди выходят к доске, им достается по 2 словосочетания):

  • Воздушный зефир, политый шоколадом;
  • Лимонный мармелад, обсыпанный сахаром;
  • Шоколадные конфеты с хрустящими вафлями внутри;
  • Тающий во рту молочный шоколад;
  • Сверкающая разноцветными блестками гирлянда, сплетенная из мишуры;
  • Большая хлопушка, взрывающаяся разноцветными конфетти.

- Красивые словосочетания мы записали? (Можно попросить ребят еще раз прочитать словосочетания, поработать над чтением).   Какие же части речи нам помогли? Назовите их. (Прилагательные и причастия).

- Мы задавали к ним вопрос какой ->  И прилагательные, и причастия обозначают признаки, но одинаковые ли?

Причастие содержит действие ->  непостоянный признак, а прилагательные - признак по цвету, размеру, качеству, материалу, из которого предмет сделан.

Но и прилагательные, и причастие помогли нам при описании, предметы становятся красочные, оживают.

- Ребята, а пишите ли вы письма Деду Морозу? Как-то раз один ученик тоже решил написать письмо Деду Морозу. Дед Мороз это письмо прислал обратно. Мальчик не понял почему. А вы можете разобраться, в чем дело? Давайте мы его прочитаем.

Привет Дед Мороз!
Пришли мне к празднику подарок, обмотанный в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада, которая должна быть молочной, которая должна таять во рту. Конфеты, которые должны быть шоколадные, у которых внутри хрустят вафли. Зифира, обсыпавшигося сахарной пудрой. Для сестры пришли, сверкаящую блесками, герлянду, а для брата - хлопушку, взрывающую конфеттями, для родителей - сахарный желтый мармилад.
Ну пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.

- Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему Дед Мороз так сделал?

А за что можно мальчика похвалить? (Выдержан план письма, забота о родных, хотя сам - на первом месте).

- Ребята, помогите мальчику написать письмо грамотно. Свои варианты запишите в тетради.

Прочитайте, что у вас получилось. (2 человека).

Итог урока.

- Хорошие у вас вышли письма. А какие части речи вам помогли описать предметы подарка? (Прилагательные и причастия).

- Что надо помнить о причастиях, когда мы имеем дело с письменной речью? (Правильно оформлять).

Домашнее задание. (Можно распечатать на каждого ученика карточку, где уже будет записано домашнее задание).

  • Выучить словарные слова, графически обозначить причастные обороты в составленном письме.
  • Написать в тетради новые слова: с..рпантин, п..тарда, ж..ле, и(л,лл)юминация, фейерверк. Из каких языков пришли к нам эти слова? Проверьте по словарю. Составьте с ними словосочетания сущ + прил. или сущ + прич.

ГИРЛЯНДА [ит. ghirlanda] - цветы и зелень, сплетенные в виде цепи, иногда с добавлением разноцветных электрических лампочек; тж. узор, орнамент такой формы.

МИШУРА [возможно <ар. muzevvere подделка] - 1) позолоченные, посеребренные металлические нити, применяющиеся для изготовления парчовых тканей, галунов и т.д.; 2)* показной, обманчивый блеск, поддельная роскошь.

ШОКОЛАД [нем. Schokolade < исп. chocolate <язык индейцев] - 1) кондитерское изделие, полученное переработкой бобов какао с сахаром; 2) напиток из шоколадного порошка.

МАРМЕЛАД [фр. marmalade <исп., порт. marmelada повидло из айвы

ЗЕФИР [<гр. zephyros] - 1) в древнегреческой мифологии - бог западного ветра; 2) в поэзии - теплый легкий ветер; 3) хлопчатобумажная ткань, применяемая для изготовления сорочек; 4) род пастилы.

КОНФЕТЫ [<ит. confetto <лат. confectum приготовленное, выработанное] - сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плитки и т.п.

КОНФЕТТИ [ит. confetti] - разноцветные бумажные кружочки, которыми участники балов и маскарадов осыпают друг друга; в Италии первонач. - различные изделия из сахара, которые жители бросали из окон, с балконов во время уличных шествий и карнавалов.


Абрамова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы
Средняя общеобразовательная школа № 1214 с углубленным изучением английского языка



{SL_links}

Вернуться назад