Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Причастие Причастие16 сентября 2008. Разместил: lessons |
Открытый урок
Цели урока: повторить орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием; познакомить ребят с написанием трудных слов иноязычного происхождения; закрепить навыки работы со словарем; развитие письменной речи. Урок проводится в конце второй четверти, перед новогодними праздниками, поэтому содержит элементы игры, лексику и задания по теме "Новый год".
- Ребята, запишите число, классная работа. - Посмотрите на число. Остается немного времени до праздника, который мы все ожидаем с нетерпением. Что это за праздник? (Новый год). - За что вам нравится этот праздник? - Об этом празднике, о подарках мы и будем сегодня говорить, а помогут нам знания по русскому языку. - Запишите тему урока “Причастный оборот. Повторение”. - Начнем наш необычный урок. Посмотрите, что у меня есть. (Достаю коробку с гостинцами.) Тот, до которого я дотронусь волшебной палочкой, достает предмет из этой коробочки и записывает его название в столбик. (Слова диктую по слогам).
- Какое слово для вас показалось самым легким в написании и почему? (Хлопушка, т. к. проверяется ударением). - Что оно обозначает? - Как оно образовалось? Сделайте словообразовательный разбор этого слова. (Звукоподражательная основа). - Приведите примеры слов подобного образования и запишите их. (Болтушка, хохотушка). Это слово исконно русское. - Остальные слова пришли к нам из других языков. Как можно узнать, из каких? (По словарю иностранных слов). Как называются такие слова? (Заимствованные). Да и обычай отмечать Новый Год с елкой и подарками пришел к нам из Европы, из Германии. Его учредил Петр I. - Прочитайте об этих словах в словаре (или заранее приготовленных карточках, см. ниже, после статьи по уроку). Что нового вы узнали? - Теперь запишите под мою диктовку словосочетания с нашими “новогодними” словами, объясняя известные орфограммы и пунктограммы: (3 человека по очереди выходят к доске, им достается по 2 словосочетания):
- Красивые словосочетания мы записали? (Можно попросить ребят еще раз прочитать словосочетания, поработать над чтением). Какие же части речи нам помогли? Назовите их. (Прилагательные и причастия). - Мы задавали к ним вопрос какой -> И прилагательные, и причастия обозначают признаки, но одинаковые ли? Причастие содержит действие -> непостоянный признак, а прилагательные - признак по цвету, размеру, качеству, материалу, из которого предмет сделан. Но и прилагательные, и причастие помогли нам при описании, предметы становятся красочные, оживают. - Ребята, а пишите ли вы письма Деду Морозу? Как-то раз один ученик тоже решил написать письмо Деду Морозу. Дед Мороз это письмо прислал обратно. Мальчик не понял почему. А вы можете разобраться, в чем дело? Давайте мы его прочитаем. Привет Дед Мороз! - Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему Дед Мороз так сделал? А за что можно мальчика похвалить? (Выдержан план письма, забота о родных, хотя сам - на первом месте). - Ребята, помогите мальчику написать письмо грамотно. Свои варианты запишите в тетради. Прочитайте, что у вас получилось. (2 человека). Итог урока. - Хорошие у вас вышли письма. А какие части речи вам помогли описать предметы подарка? (Прилагательные и причастия). - Что надо помнить о причастиях, когда мы имеем дело с письменной речью? (Правильно оформлять). Домашнее задание. (Можно распечатать на каждого ученика карточку, где уже будет записано домашнее задание).
ГИРЛЯНДА [ит. ghirlanda] - цветы и зелень, сплетенные в виде цепи, иногда с добавлением разноцветных электрических лампочек; тж. узор, орнамент такой формы. МИШУРА [возможно <ар. muzevvere подделка] - 1) позолоченные, посеребренные металлические нити, применяющиеся для изготовления парчовых тканей, галунов и т.д.; 2)* показной, обманчивый блеск, поддельная роскошь. ШОКОЛАД [нем. Schokolade < исп. chocolate <язык индейцев] - 1) кондитерское изделие, полученное переработкой бобов какао с сахаром; 2) напиток из шоколадного порошка. МАРМЕЛАД [фр. marmalade <исп., порт. marmelada повидло из айвы ЗЕФИР [<гр. zephyros] - 1) в древнегреческой мифологии - бог западного ветра; 2) в поэзии - теплый легкий ветер; 3) хлопчатобумажная ткань, применяемая для изготовления сорочек; 4) род пастилы. КОНФЕТЫ [<ит. confetto <лат. confectum приготовленное, выработанное] - сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плитки и т.п. КОНФЕТТИ [ит. confetti] - разноцветные бумажные кружочки, которыми участники балов и маскарадов осыпают друг друга; в Италии первонач. - различные изделия из сахара, которые жители бросали из окон, с балконов во время уличных шествий и карнавалов. |