mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    16
    сен
    Причастие
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Открытый урок
    Цели урока: повторить орфограммы и пунктограммы, связанные с причастием; познакомить ребят с написанием трудных слов иноязычного происхождения; закрепить навыки работы со словарем; развитие письменной речи. Урок проводится в конце второй четверти, перед новогодними праздниками, поэтому содержит элементы игры, лексику и задания по теме "Новый год".

    - Ребята, запишите число, классная работа.

    - Посмотрите на число. Остается немного времени до праздника, который мы все ожидаем с нетерпением. Что это за праздник? (Новый год).

    - За что вам нравится этот праздник?

    - Об этом празднике, о подарках мы и будем сегодня говорить, а помогут нам знания по русскому языку.

    - Запишите тему урока “Причастный оборот. Повторение”.

    - Начнем наш необычный урок. Посмотрите, что у меня есть. (Достаю коробку с гостинцами.) Тот, до которого я дотронусь волшебной палочкой, достает предмет из этой коробочки и записывает его название в столбик. (Слова диктую по слогам).

    1. Зефир
    2. Мармелад
    3. Конфета
    4. Шоколад
    5. Гирлянда
    6. Мишура
    7. Хлопушка
    8. Конфетти

    - Какое слово для вас показалось самым легким в написании и почему? (Хлопушка, т. к. проверяется ударением).

    - Что оно обозначает?

    - Как оно образовалось? Сделайте словообразовательный разбор этого слова. (Звукоподражательная основа).

    - Приведите примеры слов подобного образования и запишите их. (Болтушка, хохотушка). Это слово исконно русское.

    - Остальные слова пришли к нам из других языков. Как можно узнать, из каких? (По словарю иностранных слов). Как называются такие слова? (Заимствованные). Да и обычай отмечать Новый Год с елкой и подарками пришел к нам из Европы, из Германии. Его учредил Петр I.

    - Прочитайте об этих словах в словаре (или заранее приготовленных карточках, см. ниже, после статьи по уроку). Что нового вы узнали?

    - Теперь запишите под мою диктовку словосочетания с нашими “новогодними” словами, объясняя известные орфограммы и пунктограммы: (3 человека по очереди выходят к доске, им достается по 2 словосочетания):

    • Воздушный зефир, политый шоколадом;
    • Лимонный мармелад, обсыпанный сахаром;
    • Шоколадные конфеты с хрустящими вафлями внутри;
    • Тающий во рту молочный шоколад;
    • Сверкающая разноцветными блестками гирлянда, сплетенная из мишуры;
    • Большая хлопушка, взрывающаяся разноцветными конфетти.

    - Красивые словосочетания мы записали? (Можно попросить ребят еще раз прочитать словосочетания, поработать над чтением).   Какие же части речи нам помогли? Назовите их. (Прилагательные и причастия).

    - Мы задавали к ним вопрос какой ->  И прилагательные, и причастия обозначают признаки, но одинаковые ли?

    Причастие содержит действие ->  непостоянный признак, а прилагательные - признак по цвету, размеру, качеству, материалу, из которого предмет сделан.

    Но и прилагательные, и причастие помогли нам при описании, предметы становятся красочные, оживают.

    - Ребята, а пишите ли вы письма Деду Морозу? Как-то раз один ученик тоже решил написать письмо Деду Морозу. Дед Мороз это письмо прислал обратно. Мальчик не понял почему. А вы можете разобраться, в чем дело? Давайте мы его прочитаем.

    Привет Дед Мороз!
    Пришли мне к празднику подарок, обмотанный в красивую бумагу. Я хочу большую плитку шоколада, которая должна быть молочной, которая должна таять во рту. Конфеты, которые должны быть шоколадные, у которых внутри хрустят вафли. Зифира, обсыпавшигося сахарной пудрой. Для сестры пришли, сверкаящую блесками, герлянду, а для брата - хлопушку, взрывающую конфеттями, для родителей - сахарный желтый мармилад.
    Ну пока, Дед Мороз. Не заболей до праздника.

    - Вы смеетесь? Теперь вы понимаете, почему Дед Мороз так сделал?

    А за что можно мальчика похвалить? (Выдержан план письма, забота о родных, хотя сам - на первом месте).

    - Ребята, помогите мальчику написать письмо грамотно. Свои варианты запишите в тетради.

    Прочитайте, что у вас получилось. (2 человека).

    Итог урока.

    - Хорошие у вас вышли письма. А какие части речи вам помогли описать предметы подарка? (Прилагательные и причастия).

    - Что надо помнить о причастиях, когда мы имеем дело с письменной речью? (Правильно оформлять).

    Домашнее задание. (Можно распечатать на каждого ученика карточку, где уже будет записано домашнее задание).

    • Выучить словарные слова, графически обозначить причастные обороты в составленном письме.
    • Написать в тетради новые слова: с..рпантин, п..тарда, ж..ле, и(л,лл)юминация, фейерверк. Из каких языков пришли к нам эти слова? Проверьте по словарю. Составьте с ними словосочетания сущ + прил. или сущ + прич.

    ГИРЛЯНДА [ит. ghirlanda] - цветы и зелень, сплетенные в виде цепи, иногда с добавлением разноцветных электрических лампочек; тж. узор, орнамент такой формы.

    МИШУРА [возможно <ар. muzevvere подделка] - 1) позолоченные, посеребренные металлические нити, применяющиеся для изготовления парчовых тканей, галунов и т.д.; 2)* показной, обманчивый блеск, поддельная роскошь.

    ШОКОЛАД [нем. Schokolade < исп. chocolate <язык индейцев] - 1) кондитерское изделие, полученное переработкой бобов какао с сахаром; 2) напиток из шоколадного порошка.

    МАРМЕЛАД [фр. marmalade <исп., порт. marmelada повидло из айвы

    ЗЕФИР [<гр. zephyros] - 1) в древнегреческой мифологии - бог западного ветра; 2) в поэзии - теплый легкий ветер; 3) хлопчатобумажная ткань, применяемая для изготовления сорочек; 4) род пастилы.

    КОНФЕТЫ [<ит. confetto <лат. confectum приготовленное, выработанное] - сладкое кондитерское изделие в виде небольшого кусочка, плитки и т.п.

    КОНФЕТТИ [ит. confetti] - разноцветные бумажные кружочки, которыми участники балов и маскарадов осыпают друг друга; в Италии первонач. - различные изделия из сахара, которые жители бросали из окон, с балконов во время уличных шествий и карнавалов.


    Абрамова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы
    Средняя общеобразовательная школа № 1214 с углубленным изучением английского языка


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 4528
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.