mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2010
    17
    ноя
    Сложные слова
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок русского языка в начальной школе

    Урок русского языка «Сложные слова» проводится в 3-м классе. Для развития связной устной и письменной речи учащихся используется лексическая тема «Благотворительность». Урок призван сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания. Данный урок воспитывает доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу, знакомит с общечеловеческими ценностями.


    Цель:

    • сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
    • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
    • знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Землю обогнули тоненькие нити,
    Нити параллелей и зеленых рек,
    Протяните руку, руку протяните,
    Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
    Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
    Ведь от слова доброго тает даже снег.
    Это так чудесно, если с вами рядом
    Станет добрым и веселым хмурый человек.

    - Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).

    - Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).

    - Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.

    II. Актуализация опорных знаний.

    1. Отгадайте загадку:

    Через реки, через горы
    Слышим музыку и говор.
    Нам услышать их помог
    Этот чудо-сундучок.

    - Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).

    2. Чтение рассказа.

    - Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.

    «Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

    «Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

    Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

    - Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

    - Что же вы на самокате- то не катаетесь…»

    - Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).

    - Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).

    - Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).

    - Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).

    - Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.

    - Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).

    III. Наблюдение над особенностями сложных слов.

    1. Подбор однокоренных слов.

    - А как вы понимаете слово «доброта»?

    - В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

    - Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).

    - Поработаем в группах. Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».

    - Давайте проверим слова каждой группы.

    - Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.

    - Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.

    - Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).

    2. Подбор синонимов.

    - С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».

    - Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.

    - Проверка слов каждой группы.

    - Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.

    - Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).

    - Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).

    - Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).

    3. Беседа по тексту.

    - Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?

    «Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

    Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

    И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

    С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

    - А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?

    IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.

    Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.

    • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
    • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
    • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
    • Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
    • Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.

    - Как поступить милосердному человеку?

    V. Упражнение в написании сложных слов.

    1. Работа над лексическим значением слов.

    - Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?

    Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

    - Что заметили? (Одинаковая первая основа).

    - Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).

    - Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).

    - Как вы понимаете, что означает это слово?

    «Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».

    2. Разноуровневая работа.

    - Выберите одно из заданий по своим силам.

    I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

    II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.

    III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

    - Послушаем, что у вас получилось.

    VI. Творческая работа.

    Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».

    VII. Итог урока.

    1. Рефлексия.

    • Чему учились на уроке?
    • Какие слова называются сложными?
    • Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
    • С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
    • Приведите примеры сложных слов.
    • Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
    • Какие выводы для себя сделали?

    2. Домашнее задание.

    - Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.


    Варешкина Елена Юрьевна, учитель начальных классов

    МОУ Гимназия № 122 г. Казани



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 9818
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.