Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110
Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Русский язык > Сложные слова Сложные слова17 ноября 2010. Разместил: lessons |
Урок русского языка в начальной школеУрок русского языка «Сложные слова» проводится в 3-м классе. Для развития связной устной и письменной речи учащихся используется лексическая тема «Благотворительность». Урок призван сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания. Данный урок воспитывает доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу, знакомит с общечеловеческими ценностями. Цель:
Ход урока.I. Организационный момент. Землю обогнули тоненькие нити, - Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно). - Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость). - Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества. II. Актуализация опорных знаний. 1. Отгадайте загадку: Через реки, через горы - Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ). 2. Чтение рассказа. - Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем. «Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял: - Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: - Что же вы на самокате- то не катаетесь…» - Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат). - Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность). - Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно). - Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой). - Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат. - Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень). III. Наблюдение над особенностями сложных слов. 1. Подбор однокоренных слов. - А как вы понимаете слово «доброта»? - В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». - Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый). - Поработаем в группах. Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый». - Давайте проверим слова каждой группы. - Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский. - Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень. - Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»). 2. Подбор синонимов. - С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь». - Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах. - Проверка слов каждой группы. - Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор. - Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ). - Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия). - Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ). 3. Беседа по тексту. - Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»? «Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой. Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему. И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук». - А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»? IV. Разбор проблемных ситуаций в группах. Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.
- Как поступить милосердному человеку? V. Упражнение в написании сложных слов. 1. Работа над лексическим значением слов. - Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами? Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный. - Что заметили? (Одинаковая первая основа). - Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности). - Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности). - Как вы понимаете, что означает это слово? «Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу». 2. Разноуровневая работа. - Выберите одно из заданий по своим силам. I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный. II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ. III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный. - Послушаем, что у вас получилось. VI. Творческая работа. Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек». VII. Итог урока. 1. Рефлексия.
2. Домашнее задание. - Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь. Варешкина Елена Юрьевна, учитель начальных классов МОУ Гимназия № 122 г. Казани Вернуться назад |