mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    11
    июн
    Загадки числа имени существительного
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Открытый урок по русскому языку в 5-м классе

    Урок решения грамматических задач с элементами игры. Данный урок посвящен изучению имен существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе. Основным видом работы на уроке является исследование: анализ текстов заданий учащимися, систематизация полученной информации и самостоятельный логически выстроенный вывод по теме урока.


    1. Вступительное слово учителя

    – Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя.
    – Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах существительных, а точнее о числе имен существительных.

     2. Разминка

    – Подскажите мне, пожалуйста,  сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются?
    – Приведите пример имен существительных в единственном числе.
    – Приведите пример имен существительных во множественном числе
    – Спасибо, молодцы.

    3. Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач

    – Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Презентация. Слайд 1)

    Задание первое

    – Знаете ребята, я сегодня очень торопилась на урок и , конечно же, у меня случилась маленькая неприятность. В спешке я случайно перепутала все слова, а они должны быть записаны в отдельные столбики. Я бы и сама могла это сделать, да вот только не помню, что это за столбики, как они назывались.
    – Может, вы догадаетесь? Ведь не зря же говорят: «Ум хорошо, а два лучше. Сто голов – сто умов».
    – Слова перед вами. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 2)

    Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..

    – Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку.
    – Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики?
    – Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе.
    – Второй: санки, брюки, люди – слова, употребляемые только во множественном числе.
    – Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 3)
    – Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и  помогли мне навести порядок.

    Задание второе

    – А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Презентация. Слайд 4)
    – Внимательно посмотрите на слова:

    Работа, профессия, знание, трудолюбие.

    – Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку.
    – Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Презентация. Слайд 5)
    – Какое слово лишнее?
    – Почему?
    – Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним?
    – В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово?
    – Конечно  нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами  «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку?
    – Молодцы. А теперь внимание на экран. (Презентация. Слайд 6)

    Задание третье

    Прочитайте пословицы.

    1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
    2. Терпенье и труд все перетрут.
    3. Делу время – потехе час.
    4. Труд человека кормит, а лень портит.

    – Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.

    Задание четвертое

    – Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству.
    – Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить.
    – Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Презентация. Слайд 7)
    – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 8)

    Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты.

    – Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему?
    – Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок.
    – Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить.
    – Опять внимание на экран. (Презентация. Слайд 9)
    – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 10)

    Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты.

    – Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.

    Задание пятое

     – Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните:  делу время, а потехе час. Кто любит игры?
    – Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне , что значит «народные» игры?
    – А что значит «коллективные»?
    – Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры – это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Презентация. Слайды 11-18)
    – Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку.
    – Проверяем свои ответы. Внимание на экран.

    Запись в тетрадях:

    Городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки , горелки.

    – Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»

    Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики,  бабки, бирюльки, горелки.

    – Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.

    Задание шестое

    – Прочитайте слова, записанные на доске:

        лень - доброта
        вежливость - трусость
        грубость - отзывчивость
        внимательность - доброжелательность

    – Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека.
    – Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе.
    – Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость)
    – А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их.
    – Составьте предложение с оставшимися именами существительными. Запишем его в тетрадях и на доске.

    Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека.

    4. Заключительное слово учителя. Подведение итога

    – Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем  же состоит загадка числа имени существительного?
    – Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие – только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа.
    – Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого.
    – Спасибо за работу, урок окончен.


    Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2013/06/Загадки числа_(support.shpors.ru).ppt

    Деженкова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

    ГОУ СОШ №1400, г.Москва



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6946
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.