Открытый урок по русскому языку в 5-м классе
Урок решения грамматических задач с элементами игры. Данный урок посвящен изучению имен существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе. Основным видом работы на уроке является исследование: анализ текстов заданий учащимися, систематизация полученной информации и самостоятельный логически выстроенный вывод по теме урока.
1. Вступительное слово учителя
– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя. – Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах существительных, а точнее о числе имен существительных.
2. Разминка
– Подскажите мне, пожалуйста, сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются? – Приведите пример имен существительных в единственном числе. – Приведите пример имен существительных во множественном числе – Спасибо, молодцы.
3. Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач
– Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Презентация. Слайд 1)
Задание первое
– Знаете ребята, я сегодня очень торопилась на урок и , конечно же, у меня случилась маленькая неприятность. В спешке я случайно перепутала все слова, а они должны быть записаны в отдельные столбики. Я бы и сама могла это сделать, да вот только не помню, что это за столбики, как они назывались. – Может, вы догадаетесь? Ведь не зря же говорят: «Ум хорошо, а два лучше. Сто голов – сто умов». – Слова перед вами. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 2)
Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..
– Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку. – Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики? – Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе. – Второй: санки, брюки, люди – слова, употребляемые только во множественном числе. – Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 3) – Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и помогли мне навести порядок.
Задание второе
– А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Презентация. Слайд 4) – Внимательно посмотрите на слова:
Работа, профессия, знание, трудолюбие.
– Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку. – Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Презентация. Слайд 5) – Какое слово лишнее? – Почему? – Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним? – В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово? – Конечно нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку? – Молодцы. А теперь внимание на экран. (Презентация. Слайд 6)
Задание третье
Прочитайте пословицы.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Терпенье и труд все перетрут.
- Делу время – потехе час.
- Труд человека кормит, а лень портит.
– Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.
Задание четвертое
– Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству. – Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить. – Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Презентация. Слайд 7) – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 8)
Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты.
– Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему? – Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок. – Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить. – Опять внимание на экран. (Презентация. Слайд 9) – Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 10)
Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты.
– Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.
Задание пятое
– Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните: делу время, а потехе час. Кто любит игры? – Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне , что значит «народные» игры? – А что значит «коллективные»? – Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры – это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Презентация. Слайды 11-18) – Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку. – Проверяем свои ответы. Внимание на экран.
Запись в тетрадях:
Городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки , горелки.
– Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»
Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки, горелки.
– Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.
Задание шестое
– Прочитайте слова, записанные на доске:
лень - доброта вежливость - трусость грубость - отзывчивость внимательность - доброжелательность
– Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека. – Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе. – Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость) – А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их. – Составьте предложение с оставшимися именами существительными. Запишем его в тетрадях и на доске.
Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека.
4. Заключительное слово учителя. Подведение итога
– Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем же состоит загадка числа имени существительного? – Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие – только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа. – Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого. – Спасибо за работу, урок окончен.
Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2013/06/Загадки числа_(support.shpors.ru).ppt
Деженкова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы
ГОУ СОШ №1400, г.Москва
{SL_links}
Вернуться назад
|