{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, Русский язык > Загадки числа имени существительного
{LF_links}

Загадки числа имени существительного


11 июня 2013. Разместил: lessons

Открытый урок по русскому языку в 5-м классе

Урок решения грамматических задач с элементами игры. Данный урок посвящен изучению имен существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе. Основным видом работы на уроке является исследование: анализ текстов заданий учащимися, систематизация полученной информации и самостоятельный логически выстроенный вывод по теме урока.


1. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята, уважаемые гости и учителя.
– Сегодня мы продолжим с вами разговор об именах существительных, а точнее о числе имен существительных.

 2. Разминка

– Подскажите мне, пожалуйста,  сколько вы знаете чисел имени существительного. Как они называются?
– Приведите пример имен существительных в единственном числе.
– Приведите пример имен существительных во множественном числе
– Спасибо, молодцы.

3. Основное содержание материала. Решение логически построенных грамматических задач

– Приготовимся к работе. Запишите в тетрадях число и классная работа. Я думаю, вы догадались, какая сегодня у нас тема урока. Правильно. Только не просто «Число имен существительных», а «Загадки единственного и множественного числа имени существительного». (Презентация. Слайд 1)

Задание первое

– Знаете ребята, я сегодня очень торопилась на урок и , конечно же, у меня случилась маленькая неприятность. В спешке я случайно перепутала все слова, а они должны быть записаны в отдельные столбики. Я бы и сама могла это сделать, да вот только не помню, что это за столбики, как они назывались.
– Может, вы догадаетесь? Ведь не зря же говорят: «Ум хорошо, а два лучше. Сто голов – сто умов».
– Слова перед вами. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 2)

Сахар, шорты, санки, брюки, кино, люди, веселье, тишина..

– Кто будет готов, как всегда поднимает руку. Работаем в тетрадях на оценку.
– Давайте проверим, что же получилось у вас. Как озаглавили столбики?
– Первый столбик: сахар, кино, веселье, тишина, ребенок. Это слова, употребляемые только в единственном числе.
– Второй: санки, брюки, люди – слова, употребляемые только во множественном числе.
– Сверим наши ответы с доской. Внимание на экран. (Презентация. Слайд 3)
– Молодцы, прекрасно справились с этой задачей и  помогли мне навести порядок.

Задание второе

– А теперь задание сложнее и интереснее. Попробуйте найти «лишнее» слово. Только помните: сегодня мы говорим о числе имен существительных. (Презентация. Слайд 4)
– Внимательно посмотрите на слова:

Работа, профессия, знание, трудолюбие.

– Время на раздумья у вас немного. Кто готов, как всегда поднимает руку.
– Давайте проверять, как решили эту головоломку. (Презентация. Слайд 5)
– Какое слово лишнее?
– Почему?
– Правильно, но разве может быть трудолюбие лишним?
– В каком значении употреблено слово «лишнее»? Правильно, в переносном. А можно ли сказать, что в прямом смысле трудолюбие лишнее слово?
– Конечно  нельзя. Не даром столько пословиц и поговорок связано со словами  «трудолюбие», « труд». Может кто-то вспомнит такую пословицу или поговорку?
– Молодцы. А теперь внимание на экран. (Презентация. Слайд 6)

Задание третье

Прочитайте пословицы.

  1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  2. Терпенье и труд все перетрут.
  3. Делу время – потехе час.
  4. Труд человека кормит, а лень портит.

– Запишите последнее предложение в тетрадях. Постройте схему и расскажите о предложении. Выполним задание на доске.

Задание четвертое

– Если не хотите остаться голодными, придется поработать. Каждый труд у нас в почете. Давайте узнаем, насколько вы трудолюбивые помощники по хозяйству.
– Задание для мальчиков, но девочки тоже могут попробовать его выполнить.
– Внимание на экран. Вслух ничего говорить нельзя. Внимательно читайте задания. Кто запишет ответ в тетрадь, поднимает руку. (Презентация. Слайд 7)
– Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 8)

Тиски, ножницы, кусачки, плоскогубцы, пассатижи – это рабочие инструменты.

– Что особенного увидели в этих словах? Молодцы, все эти слова употребляются только во множественном числе. А кто знает, почему?
– Потому что все эти инструменты состоят из двух деталей-половинок.
– Девочки, теперь задание для вас, а мальчики тоже попробуют его выполнить.
– Опять внимание на экран. (Презентация. Слайд 9)
– Правильный ответ. Смотрим на экран. (Презентация. Слайд 10)

Творог, сметана, молоко, ряженка – полезные молочные продукты.

– Что особенного заметили у этих слов. Правильно, они употребляются только в единственном числе.

Задание пятое

 – Вы хорошо поработали. Молодцы. А по работе и награда. Поэтому можем и отдохнуть, только помните:  делу время, а потехе час. Кто любит игры?
– Тогда узнайте названия народных коллективных игр. Но сначала скажите мне , что значит «народные» игры?
– А что значит «коллективные»?
– Конечно, речь сейчас пойдет о русских коллективных играх. Но не надейтесь, что игры – это легко. Готовы? Тогда внимание на экран. (Презентация. Слайды 11-18)
– Кто догадается, что это за игра, пишет название в тетради и поднимает руку.
– Проверяем свои ответы. Внимание на экран.

Запись в тетрадях:

Городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики, бабки, бирюльки , горелки.

– Что общего у всех этих слов? Да действительно, все они употребляются только во множественном числе. А почему, как вы думаете? Составьте предложение с этими существительными. Оно должно начинаться со слов: «Я знаю…»

Я знаю разные народные коллективные игры: городки, жмурки, прятки, салки, догонялки, уголки, колдунчики,  бабки, бирюльки, горелки.

– Объясните знаки препинания в этом предложении. Составьте схему.

Задание шестое

– Прочитайте слова, записанные на доске:

    лень - доброта
    вежливость - трусость
    грубость - отзывчивость
    внимательность - доброжелательность

– Кто знает, что общего у этих имен существительных? Правильно они называют качества человека.
– Что общего у этих всех слов, если вспомнить тему урока? Действительно, они все употребляются только в единственном числе.
– Как вы думаете, а можно все-таки среди этих слов найти лишние? (Лень, грубость, трусость)
– А что это за качества человека? (Отрицательные). Вычеркните их.
– Составьте предложение с оставшимися именами существительными. Запишем его в тетрадях и на доске.

Вежливость, внимательность, доброта, отзывчивость, доброжелательность – это очень важные положительные качества человека.

4. Заключительное слово учителя. Подведение итога

– Молодцы, вы замечательно сегодня работали. Кто же догадался, а в чем  же состоит загадка числа имени существительного?
– Правильно, одни слова могут употребляться только в единственном числе, другие – только во множественном, а большинство имен существительных имеют оба числа.
– Сегодня единственное и множественное число имени существительного помогло нам разобраться и с коллективными играми и с индивидуальным трудолюбием каждого.
– Спасибо за работу, урок окончен.


Скачать презентацию: http://doc.support.shpors.ru/2013/06/Загадки числа_(support.shpors.ru).ppt

Деженкова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы

ГОУ СОШ №1400, г.Москва




{SL_links}

Вернуться назад