mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    26
    авг
    Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт
    Главной целью урока является формирование умения определять роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы. На уроке представлены отрывки из текстов А.С. Пушкина, И. Корнеева, И.А. Бунина. В ходе урока рассмотрено, как изобразительно-выразительные средства, в том числе прилагательные, украшают текст, делают описание точным, выразительным.

    Цели:

    • повторить известное об имени прилагательном; показать роль имён прилагательных в художественных произведениях;
    • формировать умения находить имена прилагательные в тексте, определять их синтаксическую роль, роль в произведениях художественной литературы;
    • воспитывать культуру умственного труда, прививать любовь к родной природе, расширять кругозор.

    Оборудование.

    • Таблица-опора “Имя прилагательное как часть речи”;
    • Произведения художественной литературы (отрывки);
    • Репродукция картины и рисунки о зиме.

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя.

    1. Организационный момент

    (Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа).

    2. О теме, целях урока.

    Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях.

    Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”.

    2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”.

    Вначале повторим по таблице-опоре.

    - Что вы знаете об имени прилагательном как части речи?

    (что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)?

    Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки:

    Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн)

    - В чём смысл этого высказывания?

    - Запишите его

    - Есть ли здесь прилагательные?

    (как вы определили, что они есть?)

    - Назовите их.

    Задание. Разберите предложение по членам.

    Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.

    - Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение.

    Проверка домашнего задания

    Проверим домашнюю работу (упр. 260)

    Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают.

    3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин

    Задание. Послушайте такие строчки

    Под голубыми небесами
    Великолепными коврами,
    Блестя на солнце, снег лежит…

    - Запишите это предложение.

    - Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения.

    - Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет.

    Под небесами (какими?) голубыми (цвет)

    Коврами (какими?) великолепными -

    Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом.

    - А что такое эпитет?

    (Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…)

    - А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке?

    (сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит).

    - К эпитетам можно подбирать синонимы.

    Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их.

    А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например:

    Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный…

    Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.

    А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных

    Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий).

    - Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды?

    - Какие прилагательные уместны в художественном описании?

    (то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты).

    - А с какой целью?

    (ярко, красочно, выразительно, образно описать снег).

    Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его.

    Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

    - Чего-то в нём не хватает?!

    - Как вы думаете, почему?

    Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи.

    То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках.

    - Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?..

    Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”).

    Прочитайте получившееся описание.

    А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим.

    Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.)

    Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам!

    Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях?

    (С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…)

    Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных?

    (Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность).

    Молодцы!

    Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные.

    Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства.

    Посмотрите!

    Перед вами две репродукции.

    - В чём сходство этих картин, а в чём отличие?

    (Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная).

    Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства.

    Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон.

    Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство - цвет.

    Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета.

    Физкультминутка.

    А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников.

    Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию.

    Зимние краски.

    Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.)

    Иллюстрация готова. Открываем глаза.

    - Что вы изобразили?

    (снег, небо, бор…)

    И всё это в великолепном цвете.

    Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами.

    Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета.

    Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором…

    А теперь - словосочетания с эпитетами.

    Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом.

    - С какой целью автор использует столько прилагательных?

    - Что хотел показать он этим описанием?

    (как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…)

    Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста.

    Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы?

    Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98…

    (писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники.

    Выставление и комментирование оценок.

    (сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…).

    Объяснение домашнего задания.

    Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте.

    (выделительная или рисующая, описывающая)

    Теория 98.


    Габитова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы

    МБОУ" СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов" городского округа г.Стерлитамак РБ



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 12726
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.