Vlivkor.Com > Сценарии, Разное, Открытые уроки, Русский язык > Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы26 августа 2011. Разместил: lessons |
Главной целью урока является формирование умения определять роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы. На уроке представлены отрывки из текстов А.С. Пушкина, И. Корнеева, И.А. Бунина. В ходе урока рассмотрено, как изобразительно-выразительные средства, в том числе прилагательные, украшают текст, делают описание точным, выразительным.
Цели:
Оборудование.
Ход урока 1. Вступительное слово учителя. 1. Организационный момент (Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, классная работа). 2. О теме, целях урока. Сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Имя прилагательное”. Понаблюдаем, какую же роль играет эта часть речи в художественных произведениях. Поэтому запишите тему урока “Роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы”. 2. Повторение пройденного по теме “Имя прилагательное”. Вначале повторим по таблице-опоре. - Что вы знаете об имени прилагательном как части речи? (что оно обозначает, на какие вопросы отвечает, как изменяется, каким членом предложения является)? Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат такие строчки: Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. (А.И.Куприн) - В чём смысл этого высказывания? - Запишите его - Есть ли здесь прилагательные? (как вы определили, что они есть?) - Назовите их. Задание. Разберите предложение по членам. Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен. - Расскажите ещё раз о синтаксической роли имён прилагательных, опираясь на это предложение. Проверка домашнего задания Проверим домашнюю работу (упр. 260) Задание. Назовите словосочетания “ прил.+сущ.”, выписанные вами из учебника и художественных произведений; укажите, с какой целью употреблены прилагательные: они выделяют предмет из множества или рисуют, описывают. 3. А теперь посмотрим, какими прилагательными пользовался А.С.Пушкин Задание. Послушайте такие строчки Под голубыми небесами - Запишите это предложение. - Найдите имена прилагательные и слова, от которых они зависят. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения. - Назовите обыкновенные прилагательные, которые обозначают признак какого-то предмета, и прилагательные, которые помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Под небесами (какими?) голубыми (цвет) Коврами (какими?) великолепными - Это уже не просто прилагательное, а художественное образное определение, которое называется эпитетом. - А что такое эпитет? (Изобразительное выразительное средство, используемое в художественных произведениях для создания образа…) - А какое ещё изобразительно-выразительное средство использует А.С.Пушкин в этом отрывке? (сравнение: снег, как великолепный ковёр, олицетворение: снег лежит). - К эпитетам можно подбирать синонимы. Задание. Выпишите прилагательное “великолепный”, подберите синонимы к этому эпитету, назовите их. А в “Словаре эпитетов” К.Горбачевича и Е.Хабло даётся к этому слову более ста эпитетов, например: Роскошный, пышный, ослепительный, богатый, царский, изумительный, несравненный, восхитительный, волшебный, чудный, чудесный, дивный, сказочный, бесподобный, божественный… Таким образом, эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное, “озаряющее” слово, которое выбирает писатель, изображая уже известный нам предмет. А теперь посмотрите на доску. Здесь записано слово “снег” и ряд прилагательных Снег (белый, мягкий, пушистый, мокрый, обильный, серебристый, голубой, колючий). - Подумайте, какие прилагательные могут быть употреблены с данным существительным, например, в сообщении по радио в сводке погоды? - Какие прилагательные уместны в художественном описании? (то есть в художественном описании мы будем использовать эпитеты). - А с какой целью? (ярко, красочно, выразительно, образно описать снег). Обратимся к тексту.(он записан на доске). Послушайте его. Однажды зимой мы отправились в лес. В … бору было тихо. Всё было покрыто … снегом. В … воздухе носились … снежинки. … ветки украсились … инеем. В этом … наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.) - Чего-то в нём не хватает?! - Как вы думаете, почему? Но чтобы ответить более полно на этот вопрос, обратитесь к Теории 98, найдите то место, где говорится о роли прилагательных в речи. То есть, описание неинтересное и некрасивое, сразу представляется картина в серых красках. - Как же преобразить текст, чтобы он получился “цветным”, красочным?.. Задание. Запишите текст, вставив в него подходящие имена прилагательные. (звучит музыка. П.И.Чайковский цикл “Времена года”). Прочитайте получившееся описание. А теперь посмотрим авторский текст и сравним с вашим. Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Всё было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые снежинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной. (И.Корнеев.) Не правда ли, красивая и цветная картина представилась нам! Какой же вывод можно сделать о роли прилагательных в художественных произведениях? (С помощью прилагательных описание стало выразительнее, красочнее…) Как вы думаете, что же хотел показать писатель, используя в своём тексте столько красивых прилагательных? (Описать зимний лес, показать его красоту, сказочность). Молодцы! Это мы с вами провели лингвистический эксперимент, то есть посмотрели, как и для чего писатель подбирает самые нужные, самые меткие имена прилагательные. Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как на уроке есть не только произведения художественной литературы, но и произведения искусства. Посмотрите! Перед вами две репродукции. - В чём сходство этих картин, а в чём отличие? (Тема одинаковая: изображён зимний лес, но манера исполнения разная: одна картина в серых тонах, а другая – красочная). Из уроков ИЗО мы знаем, что эти репродукции относятся к разным видам изобразительного искусства. Первая – это рисунок. Главное изобразительно-выразительное средство – линия, штрих, тон. Вторая – живопись. Главное изобразительно-выразительное средство - цвет. Отсюда можно сделать вывод: писатели описывают предмет с помощью прилагательных, эпитетов, а художники – с помощью цвета. Физкультминутка. А сейчас мы сами попробуем побывать в роли художников. Представьте, что у вас в руках краски и кисть. Мысленно и движением руки создайте свою картину по художественному описанию. Зимние краски. Над голубыми свежими снегами синее огромное и удивительное нежное небо. Такие яркие радостные краски бывают только по утрам. Особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором. (И.А.Бунин.) Иллюстрация готова. Открываем глаза. - Что вы изобразили? (снег, небо, бор…) И всё это в великолепном цвете. Тексты этих отрывков у вас на столах. Прочтите его ещё раз сами. Задание. Выпишите сначала словосочетания “прил.+сущ.”, в которых прилагательные просто обозначают признак предмета. Над голубыми снегами, синее небо, огромное небо, яркие краски, над зелёным бором… А теперь - словосочетания с эпитетами. Нежное небо, радостные краски, над свежим снегом. - С какой целью автор использует столько прилагательных? - Что хотел показать он этим описанием? (как ему представляется зимний пейзаж утром, какие краски он видит, когда смотрит на утреннюю зимнюю природу…) Итак, мы подошли к концу нашего путешествия в сказку зимней природы, в мир художественного текста. Остаётся сделать вывод, какова же роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы? Ответить на этот вопрос вам поможет эпиграф нашего урока, тексты, которые мы с вами рассмотрели, Теория 98… (писатели используют имена прилагательные в произведениях художественной литературы, чтобы описываемая картина была не серой, а красочной, чтобы описание того или иного предмета, явления было точным, метким, выразительным, чтобы выразить своё отношение к тому, о чём они пишут, чтобы по художественному описанию мы легко могли представить картину, а, может быть, и изобразить её как художники. Выставление и комментирование оценок. (сегодня в нашем путешествии хорошо помогали…, неплохо работали…). Объяснение домашнего задания. Дома вам тоже предстоит работать с художественными текстами. Найдите стихотворения о зиме, запишите их, подчеркните их как члены предложения. Устно сделайте вывод о роли прилагательных в данном тексте. (выделительная или рисующая, описывающая) Теория 98. Габитова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ" СОШ №12 с углубленным изучением отдельных предметов" городского округа г.Стерлитамак РБ Вернуться назад |