{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Описание состояния окружающей среды
{LF_links}

Описание состояния окружающей среды


16 сентября 2008. Разместил: lessons

Урок развития речи в 6-м классе

Для реализации цели урока – создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды – используются следующие формы и приемы учебной деятельности: повторение стилей и типов речи; определение темы урока; целеполагание; определение очередности этапов урока; работа со словарными статьями слов «среда», «состояние»; знакомство с теоретическим материалом учебника и составление презентации; практические упражнения по учебнику, с репродукциями картин, с музыкальными произведениями; рефлексия.


Тема: Описание состояния окружающей среды

Цель: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды.

Задачи:

  • повторить изученные стили и типы речи;
  • рассмотреть особенности текста данного типа, способы выражения состояния;
  • формировать умение создавать этюды, лирические зарисовки;
  • вести работу над формированием внимания, наблюдательности, образного и творческого мышления;
  • продемонстрировать репродукции картин;
  • ввести в урок как иллюстрацию к упражнениям прослушивание звуков природы;
  • использовать для творческой работы аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Март”.

Оформление урока: опорная таблица, немой кроссворд, раздаточный материал – тексты, раздаточный материал для творческой работы – изображение облака, репродукции картин С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда.”, И.Левитана “Март”, аудиозаписи звуков природы и пьесы П.И.Чайковского “Март”.

ХОД УРОКА.

1. Повторение

– Сегодня у нас очередной урок развития речи. А что мы знаем о речи? Вспомнить поможет вам немой кроссворд. Заполните его.

alt

– Какая бывает речь?

– Какие стили речи мы знаем?

– А теперь скажите, о каком типе речи идет речь?

– Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой?

– Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло?

– Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему?

Описание, повествование, рассуждение.

– Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем.

– Кто? Что? – предмет – Какой? – признак

Описание – Где? – место – Что?– предмет

– Состояние окружающей среды

II. Определение темы урока

– Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? Описание состояния окружающей среды.

III. Целеполагание

– Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать об особенностях описания состояния окружающей среды, учиться составлять тексты данного типа.

IV. Определение очередности этапов работы

– Как вы думаете, с чего нам лучше начать работу, как соотнести этапы работы на уроке?

– Проработать теоретический материал по теме.

– Выполнить практические задания.

– Обратиться к “Толковому словарю” и выяснить значения слов “состояние”, “среда”.

V. Описание состояния окружающей среды

Работаем по установленному детьми порядку.

1. Работа со словарными статьями.

– Как вы понимаете, что такое окружающая среда? (Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.)

– А что такое состояние? (Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.)

(Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей)

2. Работа с учебником.

– Прочитаем теоретический материал на с. 325–326.

Далее в ходе беседы составляем презентацию “Описание состояния окружающей среды”

– Что является “данным” в тексте этого типа? (“Данное” отсутствует или называет элементы природы, части ее.)

– Что является “новым”? На какой вопрос отвечает?

– В каком состоянии (природа)?

– Чем выражается это “новое”?

  • личными и безличными глаголами, например, сияет;
  • наречиями на -о со значением состояния – холодно;
  • именами существительными, передающими состояние – вечер.

– В чем особенность предложений в таком тексте? (Сказуемое + подлежащее.)

– Как соединяются предложения между собой? (Параллельно.)

3. Практическая работа.

– Посмотрите в окно, какая погода сегодня на улице? Составьте предложения со значением состояния.

Холодно. Пасмурно. Идет снег…

Упражнение 711.

– Прочитайте тексты. Являются ли они описанием состояния окружающей среды?

– К какому стилю речи относятся данные тексты? (Художественный.)

– Обратите внимание на текст 3. Изменится ли нарисованная А.П.Чеховым картина, если глаголы несовершенного вида заменить глаголами совершенного вида? (Продолжительное, длительное действие заменится началом действия: барабанилизабарабанили.)

Упражнение 712.

– Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Какой тип речи он использовал? (Повествование, нарушены принципы описания состояния окружающей среды.)

– Пользуясь репродукцией картины художника С. Жуковского “Осень.Веранда” (вклейка 8), исправьте текст сочинения ученика.

4. Разминка.

– А в каком состоянии вы? Готовы ли вы к дальнейшей работе?

Звучит музыка.

– Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих чувствах, состоянии своей души. Вам хорошо, спокойно. Вам все удается. Откройте глаза. Поработаем с ушками, чтобы активизировать свою дальнейшую работу.

размяли
потянули
похлопали
покрутили
погладили – похвалили себя – молодцы

5. Продолжение практической работы.

– А теперь представьте себе, что вы синоптики.

Звучит аудиозапись “Дождь”.

– Какую бы вы сделали запись в своем дневнике наблюдений?

– Посмотрите на это же природное явление глазами художника. Какие бы использовали слова для описания дождя? Подсказка есть в упражнении 715. Выберите нужные слова.

– В этом же упражнении на с.330 есть рабочий материал для описания снега. Прочитайте.

– Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Март”. Какие бы определения вы выбрали бы из упражнения для описания этого дня? (Снег: старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий.)

– У вас на столах тексты – описание картины. Прочитайте.

– Картина “Март” написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Как отмечает писатель К.Паустовский, в этой картине художником “передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома”. Художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег…и вся природа ждет настоящей весны.

– У русского композитора П.И.Чайковского есть пьеса, которая тоже называется “Март”. Послушайте ее. (Звучит музыка.)

– Что общего с картиной Левитана вы уловили?

6. Творческая работа.

– Используя репродукцию картины И.Левитана, музыку П.И.Чайковского, картину за окном, попробуйте описать мартовский день.

Озвучивание отдельных работ.

VI. Домашнее задание: теоретический материал п.65.

VII. Рефлексия

– О каком описании мы сегодня узнали на уроке?

– Все ли этапы работы вы выполняли легко?

– Что вам удалось, а что нет?

– Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Н.Рыленкова:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.

– Этому мы и будем с вами продолжать учиться на всех последующих уроках развития речи. состоянии своей души звучит барабанили-забарабанили вечер


Абрамова Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Манжерокская средняя общеобразовательная школа", с. Манжерок, Республика Алтай



{SL_links}

Вернуться назад