Vlivkor.Com > Статьи, Преподавание > Описание состояния окружающей среды Описание состояния окружающей среды16 сентября 2008. Разместил: lessons |
Урок развития речи в 6-м классе Для реализации цели урока – создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды – используются следующие формы и приемы учебной деятельности: повторение стилей и типов речи; определение темы урока; целеполагание; определение очередности этапов урока; работа со словарными статьями слов «среда», «состояние»; знакомство с теоретическим материалом учебника и составление презентации; практические упражнения по учебнику, с репродукциями картин, с музыкальными произведениями; рефлексия. Тема: Описание состояния окружающей среды Цель: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды. Задачи:
Оформление урока: опорная таблица, немой кроссворд, раздаточный материал – тексты, раздаточный материал для творческой работы – изображение облака, репродукции картин С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда.”, И.Левитана “Март”, аудиозаписи звуков природы и пьесы П.И.Чайковского “Март”. ХОД УРОКА. 1. Повторение – Сегодня у нас очередной урок развития речи. А что мы знаем о речи? Вспомнить поможет вам немой кроссворд. Заполните его. – Какая бывает речь? – Какие стили речи мы знаем? – А теперь скажите, о каком типе речи идет речь? – Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой? – Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло? – Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему? Описание, повествование, рассуждение. – Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем. – Кто? Что? – предмет – Какой? – признак Описание – Где? – место – Что?– предмет – Состояние окружающей среды II. Определение темы урока – Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? Описание состояния окружающей среды. III. Целеполагание – Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать об особенностях описания состояния окружающей среды, учиться составлять тексты данного типа. IV. Определение очередности этапов работы – Как вы думаете, с чего нам лучше начать работу, как соотнести этапы работы на уроке? – Проработать теоретический материал по теме. – Выполнить практические задания. – Обратиться к “Толковому словарю” и выяснить значения слов “состояние”, “среда”. V. Описание состояния окружающей среды Работаем по установленному детьми порядку. 1. Работа со словарными статьями. – Как вы понимаете, что такое окружающая среда? (Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.) – А что такое состояние? (Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.) (Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей) 2. Работа с учебником. – Прочитаем теоретический материал на с. 325–326. Далее в ходе беседы составляем презентацию “Описание состояния окружающей среды” – Что является “данным” в тексте этого типа? (“Данное” отсутствует или называет элементы природы, части ее.) – Что является “новым”? На какой вопрос отвечает? – В каком состоянии (природа)? – Чем выражается это “новое”?
– В чем особенность предложений в таком тексте? (Сказуемое + подлежащее.) – Как соединяются предложения между собой? (Параллельно.) 3. Практическая работа. – Посмотрите в окно, какая погода сегодня на улице? Составьте предложения со значением состояния.
Упражнение 711. – Прочитайте тексты. Являются ли они описанием состояния окружающей среды? – К какому стилю речи относятся данные тексты? (Художественный.) – Обратите внимание на текст 3. Изменится ли нарисованная А.П.Чеховым картина, если глаголы несовершенного вида заменить глаголами совершенного вида? (Продолжительное, длительное действие заменится началом действия: барабанили – забарабанили.) Упражнение 712. – Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Какой тип речи он использовал? (Повествование, нарушены принципы описания состояния окружающей среды.) – Пользуясь репродукцией картины художника С. Жуковского “Осень.Веранда” (вклейка 8), исправьте текст сочинения ученика. 4. Разминка. – А в каком состоянии вы? Готовы ли вы к дальнейшей работе? Звучит музыка. – Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих чувствах, состоянии своей души. Вам хорошо, спокойно. Вам все удается. Откройте глаза. Поработаем с ушками, чтобы активизировать свою дальнейшую работу.
5. Продолжение практической работы. – А теперь представьте себе, что вы синоптики. Звучит аудиозапись “Дождь”. – Какую бы вы сделали запись в своем дневнике наблюдений? – Посмотрите на это же природное явление глазами художника. Какие бы использовали слова для описания дождя? Подсказка есть в упражнении 715. Выберите нужные слова. – В этом же упражнении на с.330 есть рабочий материал для описания снега. Прочитайте. – Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Март”. Какие бы определения вы выбрали бы из упражнения для описания этого дня? (Снег: старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий.) – У вас на столах тексты – описание картины. Прочитайте. – Картина “Март” написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Как отмечает писатель К.Паустовский, в этой картине художником “передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома”. Художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег…и вся природа ждет настоящей весны. – У русского композитора П.И.Чайковского есть пьеса, которая тоже называется “Март”. Послушайте ее. (Звучит музыка.) – Что общего с картиной Левитана вы уловили? 6. Творческая работа. – Используя репродукцию картины И.Левитана, музыку П.И.Чайковского, картину за окном, попробуйте описать мартовский день. Озвучивание отдельных работ. VI. Домашнее задание: теоретический материал п.65. VII. Рефлексия – О каком описании мы сегодня узнали на уроке? – Все ли этапы работы вы выполняли легко? – Что вам удалось, а что нет? – Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Н.Рыленкова:
– Этому мы и будем с вами продолжать учиться на всех последующих уроках развития речи. состоянии своей души звучит барабанили-забарабанили вечер Абрамова Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
МОУ "Манжерокская средняя общеобразовательная школа", с. Манжерок, Республика Алтай
Вернуться назад |