mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    16
    сен
    Описание состояния окружающей среды
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок развития речи в 6-м классе

    Для реализации цели урока – создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды – используются следующие формы и приемы учебной деятельности: повторение стилей и типов речи; определение темы урока; целеполагание; определение очередности этапов урока; работа со словарными статьями слов «среда», «состояние»; знакомство с теоретическим материалом учебника и составление презентации; практические упражнения по учебнику, с репродукциями картин, с музыкальными произведениями; рефлексия.


    Тема: Описание состояния окружающей среды

    Цель: создание условий для развития устной и письменной речи обучающихся на основе описания состояния окружающей среды.

    Задачи:

    • повторить изученные стили и типы речи;
    • рассмотреть особенности текста данного типа, способы выражения состояния;
    • формировать умение создавать этюды, лирические зарисовки;
    • вести работу над формированием внимания, наблюдательности, образного и творческого мышления;
    • продемонстрировать репродукции картин;
    • ввести в урок как иллюстрацию к упражнениям прослушивание звуков природы;
    • использовать для творческой работы аудиозапись пьесы П.И.Чайковского “Март”.

    Оформление урока: опорная таблица, немой кроссворд, раздаточный материал – тексты, раздаточный материал для творческой работы – изображение облака, репродукции картин С.Ю.Жуковского “Осень. Веранда.”, И.Левитана “Март”, аудиозаписи звуков природы и пьесы П.И.Чайковского “Март”.

    ХОД УРОКА.

    1. Повторение

    – Сегодня у нас очередной урок развития речи. А что мы знаем о речи? Вспомнить поможет вам немой кроссворд. Заполните его.

    alt

    – Какая бывает речь?

    – Какие стили речи мы знаем?

    – А теперь скажите, о каком типе речи идет речь?

    – Тип речи, в котором изображаются предметы. “Новое” отвечает на вопрос Какой?

    – Тип речи, в котором обычно говорится о действиях и событиях. Вопрос Что произошло?

    – Тип речи, в котором излагаются причины явлений и событий – Почему?

    Описание, повествование, рассуждение.

    – Сегодня мы работаем с описанием. Посмотрите на опорную схему и скажите, что мы о нем знаем.

    – Кто? Что? – предмет – Какой? – признак

    Описание – Где? – место – Что?– предмет

    – Состояние окружающей среды

    II. Определение темы урока

    – Как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока? Описание состояния окружающей среды.

    III. Целеполагание

    – Какие цели мы можем перед собой поставить? Узнать об особенностях описания состояния окружающей среды, учиться составлять тексты данного типа.

    IV. Определение очередности этапов работы

    – Как вы думаете, с чего нам лучше начать работу, как соотнести этапы работы на уроке?

    – Проработать теоретический материал по теме.

    – Выполнить практические задания.

    – Обратиться к “Толковому словарю” и выяснить значения слов “состояние”, “среда”.

    V. Описание состояния окружающей среды

    Работаем по установленному детьми порядку.

    1. Работа со словарными статьями.

    – Как вы понимаете, что такое окружающая среда? (Среда – окружение, природные условия, в которых протекает деятельность человека.)

    – А что такое состояние? (Состояние – положение, в котором кто-нибудь или что-нибудь находится.)

    (Содержание словарных статей в течение урока находится на доске перед глазами детей)

    2. Работа с учебником.

    – Прочитаем теоретический материал на с. 325–326.

    Далее в ходе беседы составляем презентацию “Описание состояния окружающей среды”

    – Что является “данным” в тексте этого типа? (“Данное” отсутствует или называет элементы природы, части ее.)

    – Что является “новым”? На какой вопрос отвечает?

    – В каком состоянии (природа)?

    – Чем выражается это “новое”?

    • личными и безличными глаголами, например, сияет;
    • наречиями на -о со значением состояния – холодно;
    • именами существительными, передающими состояние – вечер.

    – В чем особенность предложений в таком тексте? (Сказуемое + подлежащее.)

    – Как соединяются предложения между собой? (Параллельно.)

    3. Практическая работа.

    – Посмотрите в окно, какая погода сегодня на улице? Составьте предложения со значением состояния.

    Холодно. Пасмурно. Идет снег…

    Упражнение 711.

    – Прочитайте тексты. Являются ли они описанием состояния окружающей среды?

    – К какому стилю речи относятся данные тексты? (Художественный.)

    – Обратите внимание на текст 3. Изменится ли нарисованная А.П.Чеховым картина, если глаголы несовершенного вида заменить глаголами совершенного вида? (Продолжительное, длительное действие заменится началом действия: барабанилизабарабанили.)

    Упражнение 712.

    – Прочитайте сочинение ученика. Удалось ли автору нарисовать картину осеннего дня? Какой тип речи он использовал? (Повествование, нарушены принципы описания состояния окружающей среды.)

    – Пользуясь репродукцией картины художника С. Жуковского “Осень.Веранда” (вклейка 8), исправьте текст сочинения ученика.

    4. Разминка.

    – А в каком состоянии вы? Готовы ли вы к дальнейшей работе?

    Звучит музыка.

    – Закройте глаза. Сосредоточьтесь на своих чувствах, состоянии своей души. Вам хорошо, спокойно. Вам все удается. Откройте глаза. Поработаем с ушками, чтобы активизировать свою дальнейшую работу.

    размяли
    потянули
    похлопали
    покрутили
    погладили – похвалили себя – молодцы

    5. Продолжение практической работы.

    – А теперь представьте себе, что вы синоптики.

    Звучит аудиозапись “Дождь”.

    – Какую бы вы сделали запись в своем дневнике наблюдений?

    – Посмотрите на это же природное явление глазами художника. Какие бы использовали слова для описания дождя? Подсказка есть в упражнении 715. Выберите нужные слова.

    – В этом же упражнении на с.330 есть рабочий материал для описания снега. Прочитайте.

    – Посмотрите на репродукцию картины И.Левитана “Март”. Какие бы определения вы выбрали бы из упражнения для описания этого дня? (Снег: старый, серый, грязный, сырой, мокрый, липкий.)

    – У вас на столах тексты – описание картины. Прочитайте.

    – Картина “Март” написана Левитаном в период расцвета его творческих сил. Это один из самых поэтических пейзажей не только в русской, но и в мировой живописи. Как отмечает писатель К.Паустовский, в этой картине художником “передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, желтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, каплющей с крыльца дощатого дома”. Художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого еще немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег…и вся природа ждет настоящей весны.

    – У русского композитора П.И.Чайковского есть пьеса, которая тоже называется “Март”. Послушайте ее. (Звучит музыка.)

    – Что общего с картиной Левитана вы уловили?

    6. Творческая работа.

    – Используя репродукцию картины И.Левитана, музыку П.И.Чайковского, картину за окном, попробуйте описать мартовский день.

    Озвучивание отдельных работ.

    VI. Домашнее задание: теоретический материал п.65.

    VII. Рефлексия

    – О каком описании мы сегодня узнали на уроке?

    – Все ли этапы работы вы выполняли легко?

    – Что вам удалось, а что нет?

    – Сегодняшний урок мне хочется закончить словами Н.Рыленкова:

    Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться,
    Чтоб ясной любовью
    Наполнилось сердце.

    Здесь мало услышать,
    Здесь вслушаться нужно,
    Чтоб в душу созвучья
    Нахлынули дружно.

    – Этому мы и будем с вами продолжать учиться на всех последующих уроках развития речи. состоянии своей души звучит барабанили-забарабанили вечер


    Абрамова Галина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
    МОУ "Манжерокская средняя общеобразовательная школа", с. Манжерок, Республика Алтай


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 17301
    Комментариев: 1
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №1
    лизунчик




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 5 мая 2011 17:58

    мне очень нравится этот сайт,потому что на нём я могу найти много того чего мне задают в школе!
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.