mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2008
    29
    сен
    Сочинение – описание природы по картине И. Левитана "Март"
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Урок развития речи в 4-м классе

    Урок развития речи в 4-м классе, на котором обучаю детей писать сочинение по картине. А именно, формирую умение строить текст в определенной композиционной форме, определять и ясно выражать основную мысль сочинения, уметь систематизировать собранный материал.


    Цель: Научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.

    Задачи урока:

    • обучающие:

    – формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;

    – систематизировать собранный материал;

    – учить определять основную мысль сочинения;

    – формировать навыки самоконтроля;

    – провести речевую подготовку с целью предупреждения речевых недочётов и грамматических ошибок в сочинениях.

    • воспитывающие:

    – воспитывать самостоятельность;

    – творческую активность;

    – эстетическое восприятие произведений искусства;

    – любовь к природе;

    – воспитывать чувство красоты, интерес к творчеству, живописи, музыке.

    • развивающие:

    – развивать способность внимательного отношения к значению слов и их употреблению в устной и письменной речи;

    – развивать чувство прекрасного.

    Оборудование урока:

    • Репродукция картины И.И.Левитана “Март”.
    • Альбом П.П.Чайковского “Времена года”.
    • Выставка иллюстраций времени года – весна.
    • Выставка рисунков детей.
    • Выставка книг (пословицы, загадки, поговорки, стихи о весне)
    • Подготовленный материал для словарной работы (см. далее).

    Ход урока

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока и основной цели:

    – Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием. Будем строить эту работу на материале пейзажа (по картине И.Левитана “Март”).

    Что значит написать сочинение описание по картине?

    Через проблемно-диалоговый метод подвести учащихся к следующим ответам

    1. Необходимо понять замысел художника.
    2. Подумать, как художник воплотил свой замысел в картине (композиция, краски, освещение).
    3. Передать свое отношение к пейзажу на картине, свои чувства, мысли, желания, которые этот пейзаж вызывает.

    Какие художественные средства надо использовать, чтобы ваше описание было красочным, выразительным, точным?

    Сравнения: шапка снега; снег белый, как мел; снег отсвечивает, как морская раковина.

    Красочные определения: чарующий, изумительный, превосходный, прекрасная картина, тихий, прозрачный воздух.

    Слова в переносном значении: березы радуются, царство зимы; лошадь призадумалась, снег играет.

    Олицетворение: солнце льет свое тепло, грустит солнце.

    Какая часть речи поможет Вам точно и ярко описать признаки предметов, изображенных на картине? (Имя прилагательное)

    Слово учителя об авторе картины

    Левитан Исаак Ильич (1860-1900)

    Левитан показал глубокое очарование, таящееся в просторе русского пейзажа: всю живописность самого обычного. Сила Левитана заключается в том, что он заставляет всматриваться в природу, пристально наблюдать и запоминать. Картины Левитана можно назвать патриотическими. Чувство Родины рождается, как будто бы из незначительных вещей, хотя бы таких, как стоящие сани, запряженные лошадью. Все это крупицы, из которых создается великолепное целое, что зовется Родиной. О каждой из картин можно написать исследование и поэму. Пейзажи Левитана именуются “пейзажами настроения”. Природа изображается в нем так, как видит ее рассеянный взгляд человека, поглощенного каким-либо душевным состоянием и замечающего вокруг лишь то, что звучит в лад с этим состоянием. Все видимое превращается в эхо настроений – тревоги меланхолии, скорби. Настроение же – явление подвижное, склонное к изменчивости. Картина создана в 1895 году (холст, масло, находится в Государственной Третьяковской галерее.)

    Рассматривание картины Левитана “Март”

    – Каково общее впечатление от картины, грустное или радостное?

    – Какие чувства, желания рождает пейзаж? (Радости, торжественное предчувствие нового, желание подставить свое лицо теплым весенним лучам, последний раз в этом году проехать в санях.)

    – Приходилось ли Вам наблюдать нечто подобное? (Да, но на это просто не обращали внимание.)

    Анализ картины

    Каков, по-вашему, замысел картины?

    Эта картина о том своеобразном настроении, которое испытывает человек в конце зимы. Все истомилось. Лошадь ждет свежей травки, хочется в ночное, все ждет тепла и света, но все же жаль уходящей зимы с ее красотой, с ее забавами. Это картина о красоте снега зимой и о радостном предчувствии тепла и весны.

    По каким признакам можно определить, что на картине изображена весна?

    Яркое солнце, высокое голубое небо, капель с крыши дома, подтаявший снег, перемешанный с землей, ветки берез тянутся к небу, к теплым лучам солнышка подставляют свои ветки.

    Какие цвета использовал художник для изображения мартовского солнечного дня?

    Голубой, желтый, оранжевый, синий, зеленый.

    Какие тона преобладают – теплые или холодные?

    Сероватые оттенки, еще холодно, но с неба льются теплые желтые тона.

    Рассказ учителя по содержанию картины.

    На картине “Март” художник изобразил раннюю весну, время пробуждения природы. Снег еще лежит везде: перед домом, в лесу, на крыше крыльца. И люди еще ездят в санях. Но по всему уже видно, что идет весна. Снег осел. Стал плотным. На крыше крыльца он подтаял. И снежная глыба вот-вот соскользнет вниз. И цвет снега уже не такой, как зимой. Он стал серым, а на дороге смешался с землей, почернел и пропитался водой. Дом освещен яркими лучами весеннего солнца, отчего стена его кажется оранжевой. Небо высокое, в воздухе много света. У дома несколько белоствольных берез. Каждой веткой они тянутся к солнцу и теплу. Вдали виднеются темно-зеленые ели. От них ложатся на снег синие тени. Картина полна воздуха, солнца, движения.

    Музыкальный фрагмент к уроку

    Весна богатством красок и звуков привлекла и замечательного художника, и великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, который в 1876 году написал альбом “Времена года”, состоящий из 12 музыкальных пьес, одну из которых вы сейчас услышите. Это “Март. Песня жаворонка”. Попытайтесь представить какую-либо картину во время слушания музыки.

    Слушание музыки.

    Что вы представили себе? Понравилась ли Вам музыка? Чем?

    Слово учителя

    Петр Ильич Чайковский и Исаак Ильич Левитан умели находить красоту в самых скромных уголках русской природы и вызывать чувство любви и восторга. Чайковский передал в звуках то же, что Левитан красками – пробуждение природы, наступление весны.

    Работа над эпиграфом к уроку

    Зачитывается стихотворение А.С.Пушкина “Гонимы вешними лучами…”. На доске запись:

    Улыбкой ясною природа
    Сквозь сон встречает утро года.
    (А.С.Пушкин)

    Почему А.С.Пушкин называет весну утром года? Как природа встречает весну?

    Весна – это утро года. Все в природе находится в ожидании своего полного расцвета. Человек тоже ждет прихода весны. Вот почему эта пора нашла такое широкое отражение в устном народном творчестве. В поэзии, живописи, музыке.

    Запись эпиграфа в тетрадях.

    Составление плана сочинения

    О чем напишем в начале сочинения?

    (На картине изображена ранняя весна, природа в марте).

    Формулируем первый пункт плана.

    Какие признаки ранней весны можно увидеть на картине?

    Примерный вариант плана:

    1. Вступление. Название картины, автор. Первый месяц весны.
    2. Снег в марте.
    3. Небо солнце воздух.
    4. Деревья
    5. Настроение, вызванное картиной.

    Словарная работа

    1.Вступление. Название картины, автор Первый месяц весны
    2.Снег в марте Плотный, серый, грязный. Потемнел, осел, подтаял
    3. Небо, солнце, воздух Голубое, ясное, высокое. Теплый, прозрачный
    4. Деревья  
    5. Настроение, вызванное картиной Радостное чувство

    Устное рассказывание по плану

    Речевая подготовка

    Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому следует избегать неоправданных повторов (тавтология).

    Задание № 1.

    Подбери синонимы к словам.

    Художник – живописец, мастер кисти, пейзажист.

    Создает – пишет (но не описывает и не рисует).

    Картина – полотно, репродукция.

    Блестит – искрится, сияет, сверкает.

    Поражает – удивляет, изумляет.

    Задание № 2.

    Найди неточно употребленное слово и замени его.

    Снег отсвечивает нежными красками (оттенками) розоватого, голубоватого, зеленого.

    Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

    Задание № 3.

    Определите, в чем ошибка и исправьте ее.

    Солнечный свет отражается на снег. (на чем? – на снегу)

    Картина полна светом. (чего? – света)

    Радоваться теплом. (чему? – теплу)

    Полотно показывает о прелести этой поры. (что? – прелесть)

    Выиграет ли сочинение, если пользоваться разнообразными по цели высказывания предложениями?

    На первый взгляд картина кажется обыкновенной. Но всмотритесь в нее! Как сияет небо! Как искусно передал живописец таяние снега. Разве это не впечатляет?!

    Орфографическая подготовка

    Обратить внимание детей на написание слов, обозначающих местоположение.

    здесь, справа, слева, рядом, вблизи, вдали.

    Самостоятельная работа над сочинением

    Исходя из оставшегося времени на уроке и готовности работ, зачитываются наиболее удачные работы учащихся.

    Итог урока. Заключение


    Автухова Раиса Завдетовна, методист по учебным дисциплинам и воспитательной работе
    Управление образования, методический кабинет, г. Северск


    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 89004
    Комментариев: 5
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook

    №5
    стелла




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 9 марта 2010 18:37

    кто-нибудь помогите сочинение написать к картине левитана "март"плиз очень прошу
    №4
    красотулька




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 14 января 2010 13:47

    фуфло

     

    №3
    Марат




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 17 октября 2009 11:05

    Удивительное рядом.

          &nbs
    p; 
    Жизнь обычного шестиклассника никак нельзя назвать скучной и однообразной. Мы живём в век стремительного развития высоких технологий, в век удивительных открытий. Стоит только внимательно посмотреть вокруг – сколько чудес рядом! Компьютеры, сканеры, жидкокристаллические телевизоры, радио-Интернет, разве всё возможно перечесть. Для того, чтобы создавать такие уникальные вещи и технологии нужно изучать множество предметов, но основа всему – Математика.

          &nbs
    p;
    Математика – основа точных наук.

          &nbs
    p;
     Я занимаюсь математикой с шести лет, очень люблю головоломки, математические задачи. Они помогают мне развиваться. За это время я научился логически мыслить, анализировать, смотреть на вещи другими глазами. Удивительный мир математики всегда рядом, стоит только открыть учебник. Умение логически мыслить не раз помогало мне в решении сокровых задач по ботанике, географии, истории даже если я не был уверен в ответе. Я легко разбираюсь со сложными задачками и в жизни. Папа доверяет мне диагностику компьютера, установку Интернета, драйверов, подключение
    USB-видеокамеры и часто советуется со мной перед работой с компьютером. А ведь мне одиннадцать лет.

          &nbs
    p;  
    Я с большим желанием учу начальный курс математики, чтобы стать хорошим программистом. Работа на компьютере, создание новых интересных программ - моя мечта. Скоро я сам стану создавать удивительное рядом с вами. Рядом с нами всеми.

     

    №2
    Настена




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 12 мая 2009 16:51

    Пожалуйста дайте мне сочинение на тему:"О чем рассказывает слово?"

    №1
    Поля




    Комментариев: 0
    Публикаций: 0

    Комментарий добавлен: 30 апреля 2009 19:24

    напишите сочинение кто нить оч надо на тему "Удивительное рядом" плизззззззззз

    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.