mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2011
    16
    фев
    Весна
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Обобщающий урок литературлного чтения

    Современный урок литературного чтения даёт возможность показать мир во всём его многообразии, привлекая научные знания, литературу, музыку и живопись. На таком уроке повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растёт познавательный интерес обучающихся. Привлечение музыки, живописи и литературы способствуют эмоциональному развитию детей. Они с удовольствием включаются в творческую деятельность, пишут стихи и сочинения, рисуют и выполняют интересные аппликации и поделки.

    Цели:

    1. Учить работать с текстом, картинами.
    2. Способствовать пониманию учащимися художественного произведения с помощью других видов искусства (ИЗО, музыки).
    3. Формировать навыки выразительного чтения; углубить, расширить образные представления весенних картин, возникших в воображении детей.
    4. Работать над развитием речи, творческих способностей.
    5. Воспитывать любовь к природе, языку.

    Оборудование:

    1. Портреты поэтов и писателей: А.С.Пушкина, Ф.И. Тютчева, М.М.Пришвина, Л.Н.Толстого, В.В.Бианки, С.Я.Маршака, В.А.Солоухина;
    2. Репродукции к картинам А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, И.И.Левитана “Большая вода”, Н.И.Остроухова “Первая зелень”;
    3. Магнитофон, проигрыватель;
    4. Пьеса “Апрель. Подснежник” П.И.Чайковского;
    5. Конверт с цветными прямоугольниками;
    6. Текст Л.Н.Толстого “Пришла весна”;
    7. Названия весенних месяцев;
    8. Творческие работы детей (рисунки, стихи, сочинения о весне);
    9. Учебник “Родное слово”. Авторы: Г.М.Грехнёва, К.Е.Корепова. М. “Дрофа”, 2002.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Основная часть.

    Введение в тему урока.

    Учитель: Урок чтения.

    Начну его с загадки:

    Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой - улей – пчела
    Первый мёд принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда такое бывает? (Весной)

    Сообщение темы урока.

    Учитель: Сегодня на уроке мы повторим и обобщим все знания, которые вы получили при работе над разделом:

    На доске: “ Прилетел кулик из заморья - принёс весну из неволья”.

    Для этого мы совершим увлекательное путешествие в мир красок и звуков весны.

    Помогут нам в этом произведения УНТ, проработанные на уроках чтения и незнакомые пока ещё произведения мастеров художественного слова А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, М.М.Пришвина, В.В.Бианки, Л.Н.Толстого, С.Я.Маршака; музыкальные произведения П.И.Чайковского из цикла “Времена года” и произведения художников - пейзажистов А.К.Саврасова, И.И.Левитана, Н.И.Остроухова.

    Работа со стихотворением Ф.И.Тютчева “Зима недаром злится...”

    Учитель:

    • Вспомните, с какого произведения мы начали работу над этим разделом? Прочитаем его.
    • О чём рассказал поэт?
    • Два образа - два настроения. На чьей стороне автор?
    • Какой литературный жанр напоминает вам это стихотворение?
    • Почему сказку?
    • Какие эпитеты использовал поэт, рассказывая о Зиме, о Весне?
    • Какой приём использовал Тютчев, давая такие эпитеты?
    • Как вы относитесь к Зиме? Как к врагу?

    Учитель:

    Есть закон природы: после зимы неизбежно наступает весна. И как бы мы не любили зиму за её забавы, её время прошло. Весна вступает в свои права.

    Беседа об изменениях в природе с наступлением весны.

    Учитель:

    • Кто из вас заметил, что самое первое происходит в природе с наступлением весны?
    • В каком произведении вы читали об этом? (В.В.Бианки “Синичкин календарь”)

    Работа со статьёй Л.Н.Толстого “Пришла весна”.

    Учитель:

    Если Бианки в своей статье рассказал только о первых признаках весны, то Толстой в статье “Пришла весна” пишет уже о значительных весенних изменениях.

    • Прочитаем и посмотрим, какие чувства вызвала весенняя природа у Толстого?
    • Понравился текст?
    • О каких звуках весны пишет автор?
    • О каких запахах он говорит и что?
    • Какие цвета присущи весне?
    • Можно ли определить настроение писателя? С каким чувством говорит он о весне?
    • Какие строчки подтверждают это?

    Беседа о народных праздниках.

    Учитель:

    Весна — это пора обновления не только в природе, но и в душе человека. С приходом весны у людей появляется вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением. Раньше на Руси люди звали весну специальными песнями.

    • Что это за песни?
    • Когда и как это было?
    • Знаете ли вы заклички? Давайте мы позовём весну.
    • Кто из поэтов упоминает в своих стихах об этом празднике и о традиции выпускать птиц на волю? (А.С.Пушкин “Птичка”, Ф.А.Тумановский “Птичка”)
    • Прочитайте их.

    Работа с пьесой П И Чайковского “Апрель. Подснежник”.

    Учитель:

    Мы сейчас наблюдали, как писатели и поэты через художественное слово воспевали радостное пробуждение природы.

    • Какой вид искусства передаёт красоту мира через звуки?

    Учитель:

    Сейчас прозвучит музыка весны Чайковского. Вслушайтесь в неё сердцем, поживите в ней несколько минут и покажите в движениях ту картину, которую вы представили, но так, чтобы я смогла её “прочитать”.

    (Звучит музыка П.И.Чайковского)

    Учитель:

    А сейчас я постараюсь рассказать, что же я увидела в вашей картине, созданной вами языком движений. Я увидела сонную бабочку, расправляющую крылья, порхающих птиц, заспанного медведя, весенний дождик, первый цветок. Я права?

    Пьесу, которую вы сейчас услышали, Чайковский назвал “Апрель. Подснежник”. В ней он через звуки изобразил медведя, дождик, птиц и подснежник.

    • Какое прочитанное произведение по содержанию похоже на него? ( С.Я.Маршак “Апрель”.)
    • Давайте его прочитаем.

    Игра “Моё настроение”.

    Учитель:

    С помощью цветных прямоугольников покажите мне своё весеннее настроение.

    • О чём ты думал, выбирая голубой цвет? зелёный? и т.п.

    Учитель:

    Посмотрите, насколько разнообразна и великолепна цветовая гамма весны. Вот из-за этого весна и волновала сердца настоящих художников.

    Работа с картинами художников.

    Учитель:

    Предлагаю всмотреться в эти картины. С какими мы знакомы?

    Картина “Грачи прилетели” - одно из лучших творений А.К.Саврасова.

    Написана она давно, более 130 лет назад, но в это трудно поверить, потому что художник изобразил природу с таким мастерством, что она кажется живой.

    • Если бы картина вдруг ожила, что бы вы услышали?
    • В каких произведениях вы читали о прилёте грачей? (М.М.Пришвин “Грачи прилетели”, В.В.Бианки “Синичкин календарь”).

    Учитель:

    И.И.Левитан “Весна. Большая вода”.

    • Почему картина названа не просто “Весна”, а “Весна. Большая вода”?
    • Почему деревья кажутся такими вытянутыми и причудливыми?

    Учитель:

    Художник Остроухов в нежную зелень наряжает лес, готовит его к встрече с летом. Картина так и называется “Первая зелень”.

    • Содержание какой картины соответствует сегодняшнему дню?

    Игра “Найди лишнее слово”.

    На доске: МАРТ (протальник) ФЕВРАЛЬ МАЙ (травень) АПРЕЛЬ (снегогон, водолей)

    • Что обозначают слова?
    • Какое слово “лишнее”?
    • В таком ли порядке наступают весенние месяцы?
    • Соотнесите названия месяцев с содержанием картин?
    • А знаете ли вы, что весенние месяцы в народе называют иначе? Как?

    Учитель:

    А ещё народная мудрость гласит, что в природе 3 весны: март - весна света, апрель - весна воды, май - весна цвета.

    Какие ещё пословицы, поговорки о весне вы знаете?

    Творческая деятельность детей.

    Учитель:

    Сегодня мы наблюдали, как великие мастера своего дела, поэты и писатели - через художественное слово, композиторы - через звуки, художники - через краски изобразили пробуждение природы в своих творениях, тем самым подчёркивая красоту русской природы, и призывали своими произведениями любить родную землю.

    А сейчас я хочу, чтобы вы тоже сказали своё слово о весне.

    (Дети читают свои стихи, сочинения о весне, показывают свои рисунки.)

    3. Итог урока.

    Учитель:

    Сегодня мы много говорили о весне. Я рада, что вы тоже показали своё отношение к этому времени года. Из ваших работ получилась настоящая книга, сборник ваших творческих работ. Назовём его так “Весна идёт, весне дорогу!”

    За работу на уроке вы получаете высший балл. Я думаю, что сегодняшний урок заставит вас задуматься о своём отношении к природе, к человеку, нашей Родине.


    Васильева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

    МОУ СПОШ, п. Итатский



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5743
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.