Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное
Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики
Астрономия
Биология
География
Иностранный язык
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК и ИЗО
ОБЖ
Русский язык
Технология
Физика
Химия
Экология
Экономика
Сайта
Педагогика
Общество
Происшествия
Все сценарии
Все статьи
Все открытые уроки
« Ноябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Какие сценарии чаще добавлять? |
Урок развития речи в пятом классе проведен c целью формирования у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Также описание картины требует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художникам средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать обучающимся, каким видит предмет художник и как он это передает.
Цели описываемого урока:
Задачи:
ХОД УРОКА
Тема урока намеренно не объявляется. Говорится лишь то, что сегодня мы совершим экскурсию в музей по четырем залам.
1 зал – искусствоведческий;
2 зал – литературный;
3 зал – лингвистический;
4 зал – творческий.
Мы входим в первый зал нашего музея – искусствоведческий, где нас встречает экскурсовод, роль которого выполняет старшеклассник. Он заранее получил задание – найти материал о художнике И.Э. Грабаре, подобрать картины – описания пейзажей, созданные художником.
Сначала идет повторение. Экскурсовод проверяет у обучающихся знание искусствоведческих терминов, знакомых детям (живопись, пейзаж, фон, палитра, эскиз и т.п.). Затем на экране высвечивается портрет художника. Экскурсовод кратко знакомит учеников с биографией И.Э. Грабаря. Рассказывает о том, что Грабарь был попечителем и директором Третьяковской галереи, а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в г. Москве, которым позднее было присвоено его имя.
Затем мы устремляем вой взгляд на стены зала нашего воображаемого музея, на которых – замечательные пейзажи художника И.Э.Грабаря («Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и др.). Рекомендуется просто смотреть на картины. Фоном негромко звучит спокойная музыка. При рассматривании картин под музыку у детей создается «созвучное» настроение, усиливается зрительное восприятие, воображение становится ярче, образнее. После проводим небольшую беседу.
– Понравились ли вам картины?
– Что объединяет все эти картины? (Все они пейзажи)
Мы объясняем обучающимся, что слово рисовать художники не используют. Они употребляют слово писать (писать картину; картина; написанная маслом).
На этом мы прощаемся с первым залом и направляемся в следующий – литературный. До урока детям было дано опережающее задание – подобрать стихи русских и якутских поэтов о природе. Во многих стихотворениях упоминается береза.
Вначале идет попутное повторение терминов, в данном случае, литературных: ритм, рифма, рифмовка, виды рифмовки – парная, перекрестная, опоясывающая.
Определяем виды рифмовки в стихотворениях (на экране). После работы прослушиваем выразительное чтение (2-3 стихотворения).
Вместе делаем вывод:
Автор пейзажей – художник И.Э.Грабарь не просто написал картины, глядя на которые радуется глаз, а поэты создали стихи, слушая которые, представляешь себе всю эту волшебную красоту. Вольно или невольно они преподнесли нам урок – урок доброты, красоты, человечности. Они хотели, чтобы мы преклонялись перед красотой нашей родной природы, любили свою родину, гордились ею, символом которой по праву является скромное деревце – березка.
1. В 3-м зале задаю ребятам вопрос:
– Разгадайте загадку урока: Зачем мы отправились в музей?
– Чтобы познакомится с пейзажной живописью (ученики).
2. – Вспомните первый и второй залы нашего музея.
– Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать в лингвистическом зале?
– Над описанием природы, березы (ученики).
– Правильно. Тема нашего урока: «Описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».
3. На экране проецируется картина.
Предлагаются следующие виды работы:
– Первичное восприятие картины.
– Воспоминания художника о том, как создавалось полотно (рассказ учителя): Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
– Словарно-стилистическая работа.
Словарный диктант:
План на экране:
– Выяснение значения слов (по словарю) – синонимов цветового ряда: «лазурь», «лазоревый», «коралловый», «сапфировый»…
– Выяснение значений других слов.
– Анализ лексики текста-образца.
– На экране проецируется текст В.Бочарникова «Береза в инее».
Береза в инее
Береза взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо. Крепкая, сильная, молодая береза.
Мороз властвует, задиристый, злой, неотступный. Никому никакой поблажки. Березу сжал, пленил жестоким холодом. Ничем защититься дереву от мороза, и оно живет, держится разве что своей стойкостью и мечтой: выжить и еще раз поликовать весной.
И деревья могут учить людей любить жизнь.
– Нахождение общего между текстом и картиной.
– Подбор синонимов к глаголам из текста.
– Отбор из текста материала к описанию картины.
– Работа с учебником:
– Вывод: учащиеся отвечают на основной вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»? Какова основная мысль художника?
Ответы учащихся:
1. Хотя в центре картины И.Э.Грабарь изобразил молодую березу, но запоминается больше фон, его лазурный цвет.
2. Картина названа так, потому что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день. От картины остается радостное и праздничное настроение. Кажется, что сейчас произойдет, что-то хорошее, чудо.
4. – А теперь перейдем в творческий зал.
Ученики уже готовы к описанию картины: материал для этого собран. Есть готовые словарные сочетания, предложения, т.е. конструкции.
Устное описание картины (работа в парах)
Ученики выставляют оценки по следующему плану:
Тех, кто получил «5», слушает весь класс.
Николаева Клавдия Константиновна, зам. директора по УВР
Давыдова Виктория Викторовна, учитель русского языка
МОУ СКСОШ г. Якутск
,