mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Наш опрос

Интеллектуальные
Для выпускников
Осенние
Зимние
Весенние
Спортивные
День рождения
Разное


Популярное
    Партнеры сайта
    2012
    20
    сен
    Картина И.Э. Грабаря "Февральская лазурь"
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    Устное сочинение-описание

    Урок развития речи в пятом классе проведен c целью формирования у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Также описание картины требует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художникам средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать обучающимся, каким видит предмет художник и как он это передает.


    Цели описываемого урока:

    1. показать учащимся художественные достоинства картины;
    2. закрепить и углубить представление об описании;
    3. активизировать лексику по теме картины;
    4. повторить навыки использования оценочной лексики;

    Задачи:

    1. привести в систему умения учащихся;
    2. обобщить их знания;
    3. дать сведения искусствоведческого характера;
    4. формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;

     

    ХОД УРОКА


    Тема урока намеренно не объявляется. Говорится лишь то, что сегодня мы совершим экскурсию в музей по четырем залам.

        1 зал – искусствоведческий;
        2 зал – литературный;
        3 зал – лингвистический;
        4 зал – творческий.

    Мы входим в первый зал нашего музея – искусствоведческий, где нас встречает экскурсовод, роль которого выполняет старшеклассник. Он заранее получил задание – найти материал о художнике И.Э. Грабаре, подобрать картины – описания пейзажей, созданные художником.
    Сначала идет повторение. Экскурсовод проверяет у обучающихся знание искусствоведческих терминов, знакомых детям (живопись, пейзаж, фон, палитра, эскиз и т.п.). Затем на экране высвечивается портрет художника. Экскурсовод кратко знакомит учеников с биографией И.Э. Грабаря. Рассказывает о том, что Грабарь был попечителем и директором Третьяковской галереи, а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в г. Москве, которым позднее было присвоено его имя.
    Затем мы устремляем вой взгляд на стены зала нашего воображаемого музея, на которых – замечательные пейзажи художника И.Э.Грабаря («Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и др.). Рекомендуется просто смотреть на картины. Фоном негромко звучит спокойная музыка. При рассматривании картин под музыку у детей создается «созвучное» настроение, усиливается зрительное восприятие, воображение становится ярче, образнее. После проводим небольшую беседу.
    – Понравились ли вам картины?
    – Что объединяет все эти картины? (Все они пейзажи)
    Мы объясняем обучающимся, что слово рисовать художники не используют. Они употребляют слово писать (писать картину; картина; написанная маслом).
    На этом мы прощаемся с первым залом и направляемся в следующий – литературный. До урока детям было дано опережающее задание – подобрать стихи русских и якутских поэтов о природе. Во многих стихотворениях упоминается береза.
    Вначале идет попутное повторение терминов, в данном случае,  литературных: ритм, рифма, рифмовка, виды рифмовки – парная, перекрестная, опоясывающая.
    Определяем виды рифмовки в стихотворениях (на экране). После работы прослушиваем выразительное чтение (2-3 стихотворения).
    Вместе делаем вывод:
    Автор пейзажей – художник И.Э.Грабарь не просто написал картины, глядя на которые радуется глаз, а поэты создали стихи, слушая которые, представляешь себе всю эту волшебную красоту. Вольно или невольно они преподнесли нам урок – урок доброты, красоты, человечности. Они хотели, чтобы мы преклонялись перед красотой нашей родной природы, любили свою родину, гордились ею, символом которой по праву является скромное деревце – березка.

    1. В 3-м зале задаю ребятам вопрос:

    – Разгадайте загадку урока: Зачем мы отправились в музей?
    – Чтобы познакомится  с пейзажной живописью (ученики).

    2. – Вспомните первый и второй залы нашего музея.
    –  Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать в лингвистическом зале?
    – Над описанием природы, березы (ученики).
    – Правильно. Тема нашего урока: «Описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».

    3. На экране проецируется картина.

    Предлагаются следующие виды работы:

    – Первичное восприятие картины.
    – Воспоминания художника о том, как создавалось полотно (рассказ учителя): Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил?
    – Словарно-стилистическая работа.

    Словарный диктант:

    1. природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование;
    2. работа в парах, выставление друг другу оценок;
    3. на экране проецируется ключ к диктанту;
    4. объясняются орфограммы, повторяются типы речи;

    План на экране:

    1. Общее представление описываемого;
    2. Описание  деталей, частей;
    3. Отношение к описываемому.

    – Выяснение значения слов (по словарю) – синонимов цветового ряда: «лазурь», «лазоревый», «коралловый», «сапфировый»…
    – Выяснение значений других слов.
    – Анализ лексики текста-образца.
    – На экране проецируется текст В.Бочарникова «Береза в инее».

    Береза в инее

    Береза взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо. Крепкая, сильная, молодая береза.
    Мороз властвует, задиристый, злой, неотступный. Никому никакой поблажки. Березу сжал, пленил жестоким холодом. Ничем защититься дереву от мороза, и оно живет, держится разве что своей стойкостью и мечтой: выжить и еще раз поликовать весной.
    И деревья могут учить людей любить жизнь.

    – Нахождение общего между текстом и картиной.
    – Подбор синонимов к глаголам из текста.
    – Отбор из текста материала к описанию картины.
    – Работа с учебником:

    1. выполнение упражнения 356, 358;
    2. составление словарных сочетаний и предложений со словами береза, небо, снег, день, блестеть, необычайный, изобразил и др.
    3. Задается вопрос: Какие же краски увидел в природе и стремился передать на полотне И.Э.Грабарь? (Вопрос позволяет вспомнить значение слов – «лазоревый» и пр.)

    – Вывод: учащиеся отвечают на основной вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»? Какова основная мысль художника?

    Ответы учащихся:

    1. Хотя в центре картины И.Э.Грабарь изобразил молодую березу, но запоминается больше фон, его лазурный цвет.
    2. Картина названа так, потому что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день. От картины остается радостное и праздничное настроение. Кажется, что сейчас произойдет, что-то хорошее, чудо.

    4. – А теперь перейдем в творческий зал.

    Ученики уже готовы к описанию картины: материал для этого собран. Есть готовые словарные сочетания, предложения, т.е. конструкции.

    Устное описание картины (работа в парах)

    Ученики выставляют оценки  по следующему плану:

    1. Есть ли общее представление описываемого;
    2. Описаны ли детали, части;
    3. Отражено ли отношение к описываемому.

    Тех, кто получил «5», слушает весь класс.


    Николаева Клавдия Константиновна, зам. директора по УВР
    Давыдова Виктория Викторовна, учитель русского языка

    МОУ СКСОШ г. Якутск



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 6516
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.