Устное сочинение-описание
Урок развития речи в пятом классе проведен c целью формирования у учащихся единой картины мира, понимания взаимосвязи явлений. Также описание картины требует знаний искусствоведческого характера, внимания к использованным художникам средствам живописи. Задача учителя состоит в том, чтобы показать обучающимся, каким видит предмет художник и как он это передает.
Цели описываемого урока:
- показать учащимся художественные достоинства картины;
- закрепить и углубить представление об описании;
- активизировать лексику по теме картины;
- повторить навыки использования оценочной лексики;
Задачи:
- привести в систему умения учащихся;
- обобщить их знания;
- дать сведения искусствоведческого характера;
- формировать коммуникативную и культуроведческую компетенции;
ХОД УРОКА
Тема урока намеренно не объявляется. Говорится лишь то, что сегодня мы совершим экскурсию в музей по четырем залам.
1 зал – искусствоведческий; 2 зал – литературный; 3 зал – лингвистический; 4 зал – творческий.
Мы входим в первый зал нашего музея – искусствоведческий, где нас встречает экскурсовод, роль которого выполняет старшеклассник. Он заранее получил задание – найти материал о художнике И.Э. Грабаре, подобрать картины – описания пейзажей, созданные художником. Сначала идет повторение. Экскурсовод проверяет у обучающихся знание искусствоведческих терминов, знакомых детям (живопись, пейзаж, фон, палитра, эскиз и т.п.). Затем на экране высвечивается портрет художника. Экскурсовод кратко знакомит учеников с биографией И.Э. Грабаря. Рассказывает о том, что Грабарь был попечителем и директором Третьяковской галереи, а также организатором и директором Центральных реставрационных мастерских в г. Москве, которым позднее было присвоено его имя. Затем мы устремляем вой взгляд на стены зала нашего воображаемого музея, на которых – замечательные пейзажи художника И.Э.Грабаря («Белая зима», «Грачиные гнезда», «Мартовский снег» и др.). Рекомендуется просто смотреть на картины. Фоном негромко звучит спокойная музыка. При рассматривании картин под музыку у детей создается «созвучное» настроение, усиливается зрительное восприятие, воображение становится ярче, образнее. После проводим небольшую беседу. – Понравились ли вам картины? – Что объединяет все эти картины? (Все они пейзажи) Мы объясняем обучающимся, что слово рисовать художники не используют. Они употребляют слово писать (писать картину; картина; написанная маслом). На этом мы прощаемся с первым залом и направляемся в следующий – литературный. До урока детям было дано опережающее задание – подобрать стихи русских и якутских поэтов о природе. Во многих стихотворениях упоминается береза. Вначале идет попутное повторение терминов, в данном случае, литературных: ритм, рифма, рифмовка, виды рифмовки – парная, перекрестная, опоясывающая. Определяем виды рифмовки в стихотворениях (на экране). После работы прослушиваем выразительное чтение (2-3 стихотворения). Вместе делаем вывод: Автор пейзажей – художник И.Э.Грабарь не просто написал картины, глядя на которые радуется глаз, а поэты создали стихи, слушая которые, представляешь себе всю эту волшебную красоту. Вольно или невольно они преподнесли нам урок – урок доброты, красоты, человечности. Они хотели, чтобы мы преклонялись перед красотой нашей родной природы, любили свою родину, гордились ею, символом которой по праву является скромное деревце – березка.
1. В 3-м зале задаю ребятам вопрос:
– Разгадайте загадку урока: Зачем мы отправились в музей? – Чтобы познакомится с пейзажной живописью (ученики).
2. – Вспомните первый и второй залы нашего музея. – Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать в лингвистическом зале? – Над описанием природы, березы (ученики). – Правильно. Тема нашего урока: «Описание картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»».
3. На экране проецируется картина.
Предлагаются следующие виды работы:
– Первичное восприятие картины. – Воспоминания художника о том, как создавалось полотно (рассказ учителя): Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как он это изобразил? – Словарно-стилистическая работа.
Словарный диктант:
- природа, пейзаж, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование;
- работа в парах, выставление друг другу оценок;
- на экране проецируется ключ к диктанту;
- объясняются орфограммы, повторяются типы речи;
План на экране:
- Общее представление описываемого;
- Описание деталей, частей;
- Отношение к описываемому.
– Выяснение значения слов (по словарю) – синонимов цветового ряда: «лазурь», «лазоревый», «коралловый», «сапфировый»… – Выяснение значений других слов. – Анализ лексики текста-образца. – На экране проецируется текст В.Бочарникова «Береза в инее».
Береза в инее
Береза взметнулась из сине-белых снегов и взлетела под самое небо. Крепкая, сильная, молодая береза. Мороз властвует, задиристый, злой, неотступный. Никому никакой поблажки. Березу сжал, пленил жестоким холодом. Ничем защититься дереву от мороза, и оно живет, держится разве что своей стойкостью и мечтой: выжить и еще раз поликовать весной. И деревья могут учить людей любить жизнь.
– Нахождение общего между текстом и картиной. – Подбор синонимов к глаголам из текста. – Отбор из текста материала к описанию картины. – Работа с учебником:
- выполнение упражнения 356, 358;
- составление словарных сочетаний и предложений со словами береза, небо, снег, день, блестеть, необычайный, изобразил и др.
- Задается вопрос: Какие же краски увидел в природе и стремился передать на полотне И.Э.Грабарь? (Вопрос позволяет вспомнить значение слов – «лазоревый» и пр.)
– Вывод: учащиеся отвечают на основной вопрос: Почему картина названа «Февральская лазурь»? Какова основная мысль художника?
Ответы учащихся:
1. Хотя в центре картины И.Э.Грабарь изобразил молодую березу, но запоминается больше фон, его лазурный цвет. 2. Картина названа так, потому что на ней изображен прекрасный солнечный февральский день. От картины остается радостное и праздничное настроение. Кажется, что сейчас произойдет, что-то хорошее, чудо.
4. – А теперь перейдем в творческий зал.
Ученики уже готовы к описанию картины: материал для этого собран. Есть готовые словарные сочетания, предложения, т.е. конструкции.
Устное описание картины (работа в парах)
Ученики выставляют оценки по следующему плану:
- Есть ли общее представление описываемого;
- Описаны ли детали, части;
- Отражено ли отношение к описываемому.
Тех, кто получил «5», слушает весь класс.
Николаева Клавдия Константиновна, зам. директора по УВР Давыдова Виктория Викторовна, учитель русского языка
МОУ СКСОШ г. Якутск
{SL_links}
Вернуться назад
|