mail@shpors.ru rss RSS В закладки Twitter Facebook Google Plus Tumblr
Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Наш опрос

Педагогика
Образование
Воспитание
Преподавание
Психология
Методики


Популярное
    Партнеры сайта
    2013
    28
    янв
    Образ матери – вечная тема искусства
    Рейтинг:
    Автор
    Добавил: lessons
    Увеличить шрифт Уменьшить шрифт

    На уроке раскрывается взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений разных эпох, воспевающих образ матери.


    Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.

    Задачи:

    1. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
    2. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
    3. Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.

    Оборудование:

    1. репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», Пьер-Огюст Ренуар «Госпожа Шарпантье с детьми»,
    2. магнитофон;
    3. фортепиано;
    4. учебник;
    5. музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова; «Ave Maria» Ф. Шуберта; «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского;
    6. таблицы: «Эмоциональных состояний», «Музыкальная палитра»;
    7. график «Эмоционального состояния»;
    8. листы бумаги, цветные карандаши;
    9. текст песни «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского;
    10. мультимедийный проектор, (слайды с репродукциями известных картин);

    Ход урока

     

    Учащиеся входят в класс под музыку «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.

     

    I. Организационный момент

    У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.


    II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся

    У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?

    Ответы детей:

    - Это произведение гениального русского композитора Модеста Мусоргского

    - Музыка рисует картину природы. В ней мы узнаём утренний рассвет, восход солнца.

    Мелодия тихая, светлая, спокойная.

    В своем произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. На предыдущих уроках вы убедились, что природа на протяжении многих веков вдохновлял, а людей на создание произведений искусства. Значит тема природы вечная.

    У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной?

    Ответы детей:

    - Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства.

    У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе.

    Ответы детей:

    - «Когда мои друзья со мной»

    - «Песенка друзей»

    - «Вместе весело шагать»

    - «Ты, да я, да мы с тобой»

    - «Песня о дружбе»

    -«Всё мы дели пополам»

    Исполняется песня «Ты, да я, да мы с тобой» (муз. В. Зоткина, слов. М. Сергеева).


    III. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний

    У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.

    У - Что мы называем искусством?

    Ответы детей:

    - Творческую деятельность человека

    У - Назовите виды искусства.

    Ответы детей:

    - Литература, живопись, музыка, скульптура, кино

    У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры.

    Ответы детей:

    - Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории.

    - Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии.

    Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими.


    IV. Изучение новой темы

    Образ матери в духовном искусстве

    У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.

    Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.

    Что вы видите на экране?

    Ответы детей:

    - На экране картины «Дева Мария»

    У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

    Ответы детей:

    - Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

    У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

    Владимирская Богоматерь

        Не на троне - на Ее руке, Левой
        Ручкой, обнимая шею, -
        Взор во взор, щекой припав к щеке,
        Неотступно требует... Немею -
        Нет ни сил, ни слов на языке...
        А Она в тревоге и в печали
        Через зыбь грядущего глядит...
        В мире нет слепительнее чуда
        Откровенья вечной Красоты!
        Максимилиан Волошин

    У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всею, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).

    Работа в парах

    У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).

    Ответы детей:

    - Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.

    У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.

    Образ матери в светском искусстве

    У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

    Ave Maria

        Ave Maria – лампада тиха,
        В сердце готовы четыре стиха:
        Чистая дева, скорбящая мать,
        Душу проникла твоя благодать.
        Неба царила, не в блеске лучей,
        В тихом предстань сновидении ей!
        Ave Maria – лампада тиха,
        Я прошептал все четыре стиха….
        Афанасий Фет

    У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.

    Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».

    У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний.

    На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников.

    У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?

    Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).

    Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».

    У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.

    У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети немножко устали.


    V. Физминутка.

    У – Откройте учебник на стр. 46-47 и найдите картину, похожую на икону и картину Рафаэля. (Картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».) Что в них общего?

    Ответы детей:

    - Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.

    У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске.

    У - Какое настроение царит на картине французского художника О. Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми»?

    Ответы детей:

    - Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения.

    Образ матери в песенном творчестве

    У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине?

    Ответы детей:

    Муз. В. Иванникова «Самая хорошая».

    Исполнение песни.

        Нас, качая в колыбели,
        Мамы песенки нам пели,
        А теперь пора и нам
        Песню спеть про наших мам.

        Припев:
        Дети все на свете называют мамою
        Милую, хорошую,
        Дорогую самую!

        Ночь звезды за окошком
        Рассыпаются горошком,
        Мама наш покой хранит,
        Мы заснем - она не спит.

        Подрастем и будем сами
        Мы заботится о маме,
        А пока доставим ей
        Радость песенкой своей.

    Песня разучивается методом «Эхо», исполняется цепочкой, по рядам.

    У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми.

    На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам.


    VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

    Чему был посвящен наш урок?
    Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.
    Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

    VII. Анализ и оценка итогов работы

    Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.

        Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
        Так она и будет жить в веках -
        Самая прекрасная из женщин -
        Женщина с ребенком на руках!

    У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

    Наш урок окончен. Ребята, подойдите к доске, выберите нужный для вас цвет и отметьте свое настроение, которое вы получили от проведенного урока в градуснике эмоционального состояния (заполняется график «Градусник эмоционального состояния»).

    Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».


    Даньшина Валентина Александровна, учитель-музыки

    МОУ "Школа-интернат СПОО" с. Ныда, Надымский р-н, ЯНАО



    ,


    Очень интересно Ваше мнение, оставьте комментарий


    Друзья, Ваши знакомые скажут Вам спасибо, если увидят эту страницу в:

    Просмотров: 5345
    Комментариев: 0
    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
     
    Другие похожие материалы по теме:
    • Комментарии
    • VKontakte
    • FaceBook
    Информация
    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.