Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/classes/templates.class.php on line 162 Deprecated: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in /home/c/cs16535/shpors/public_html/engine/modules/sitelogin.php on line 110 :VLIVKOR.COM: > Версия для печати > Образ матери – вечная тема искусства
{S_links}
{ML_links}

Vlivkor.Com > Открытые уроки, Музыка > Образ матери – вечная тема искусства
{LF_links}

Образ матери – вечная тема искусства


28 января 2013. Разместил: lessons

На уроке раскрывается взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведений разных эпох, воспевающих образ матери.


Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.

Задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
  2. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
  3. Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.

Оборудование:

  1. репродукции картин: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна», К.С. Петров-Водкин «1918 год в Петрограде», Пьер-Огюст Ренуар «Госпожа Шарпантье с детьми»,
  2. магнитофон;
  3. фортепиано;
  4. учебник;
  5. музыкальный материал: «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова; «Ave Maria» Ф. Шуберта; «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского;
  6. таблицы: «Эмоциональных состояний», «Музыкальная палитра»;
  7. график «Эмоционального состояния»;
  8. листы бумаги, цветные карандаши;
  9. текст песни «Самая хорошая» музыка В. Иванникова, сл. М. Пляцковского;
  10. мультимедийный проектор, (слайды с репродукциями известных картин);

Ход урока

 

Учащиеся входят в класс под музыку «Рассвет на Москве-реке». Вступление к опере «Хованщина» М.П.Мусоргского.

 

I. Организационный момент

У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.


II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся

У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?

Ответы детей:

- Это произведение гениального русского композитора Модеста Мусоргского

- Музыка рисует картину природы. В ней мы узнаём утренний рассвет, восход солнца.

Мелодия тихая, светлая, спокойная.

В своем произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. На предыдущих уроках вы убедились, что природа на протяжении многих веков вдохновлял, а людей на создание произведений искусства. Значит тема природы вечная.

У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной?

Ответы детей:

- Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства.

У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе.

Ответы детей:

- «Когда мои друзья со мной»

- «Песенка друзей»

- «Вместе весело шагать»

- «Ты, да я, да мы с тобой»

- «Песня о дружбе»

-«Всё мы дели пополам»

Исполняется песня «Ты, да я, да мы с тобой» (муз. В. Зоткина, слов. М. Сергеева).


III. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний

У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.

У - Что мы называем искусством?

Ответы детей:

- Творческую деятельность человека

У - Назовите виды искусства.

Ответы детей:

- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино

У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры.

Ответы детей:

- Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории.

- Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии.

Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими.


IV. Изучение новой темы

Образ матери в духовном искусстве

У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.

Звучит фрагмент произведения С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся». На экране появляется изображение иконы Богоматери Владимирской.

Что вы видите на экране?

Ответы детей:

- На экране картины «Дева Мария»

У - Когда художник пишет Деву Марию, то чаще у него получается не картина, а икона (образ, а не конкретное лицо). Икону пишут по особым церковным канонам. Слово «икона» греческого происхождения и означает «образ». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской. «Богоматерь Владимирская» создана во второй половине XII века. Эта икона - величайшая святыня Руси. Сейчас она находится в Московском Кремле, в Успенском соборе. Всмотритесь в глаза матери: что вы видите?

Ответы детей:

- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

Владимирская Богоматерь

    Не на троне - на Ее руке, Левой
    Ручкой, обнимая шею, -
    Взор во взор, щекой припав к щеке,
    Неотступно требует... Немею -
    Нет ни сил, ни слов на языке...
    А Она в тревоге и в печали
    Через зыбь грядущего глядит...
    В мире нет слепительнее чуда
    Откровенья вечной Красоты!
    Максимилиан Волошин

У - Эту икону называют! «древнейшей песнью материнства». Богородица, прежде всею, мать, страдающая мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенное к ней несет характер великой и светлой печали, скорби, умиления, прошения (а самое дорогое).

Работа в парах

У - Подберите слова, передающие чувства, которые возникают у вас, когда вы смотрите на икону, слушаете музыку, воспевающую Богоматерь? (Вновь звучит небольшой фрагмент С. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся»).

Ответы детей:

- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.

У - Во многих домах имеются копии этой иконы. Их рисуют, выжигают, вырезают мастера, вышивают рукодельницы и вешают, ставя в «красный» угол комнаты, молятся, обращаются с просьбами зашиты, оберега. Царице Небесной посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы, только каждый по-своему: художник - с помощью красок, кисти и холста, поэт - стихами, композитор – музыкой.

Образ матери в светском искусстве

У - У русского поэта А.А. Фета есть стихотворение «Ave Maria» («Радуйся. Мария» - так начинается молитва.) Ученик читает стихотворение, которое проецируется на экране.

Ave Maria

    Ave Maria – лампада тиха,
    В сердце готовы четыре стиха:
    Чистая дева, скорбящая мать,
    Душу проникла твоя благодать.
    Неба царила, не в блеске лучей,
    В тихом предстань сновидении ей!
    Ave Maria – лампада тиха,
    Я прошептал все четыре стиха….
    Афанасий Фет

У - Австрийский композитор Ф. Шуберт написал арию «Аvе, Maria», ставшую известной во всем мире. Давайте и мы познакомимся с этой прекрасной музыкой в исполнении итальянского мальчика Лобертино Лоретти.

Прослушивание произведения Ф. Шуберта «Ave, Maria».

У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний.

На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников.

У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?

Ответы детей: («Сикстинская Мадонна» итальянского художника Рафаэля).

Демонстрация компьютерной презентации «Мадонны».

У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.

У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети немножко устали.


V. Физминутка.

У – Откройте учебник на стр. 46-47 и найдите картину, похожую на икону и картину Рафаэля. (Картина К.С. Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде».) Что в них общего?

Ответы детей:

- Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.

У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске.

У - Какое настроение царит на картине французского художника О. Ренуара «Госпожа Шарпантье с детьми»?

Ответы детей:

- Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения.

Образ матери в песенном творчестве

У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине?

Ответы детей:

Муз. В. Иванникова «Самая хорошая».

Исполнение песни.

    Нас, качая в колыбели,
    Мамы песенки нам пели,
    А теперь пора и нам
    Песню спеть про наших мам.

    Припев:
    Дети все на свете называют мамою
    Милую, хорошую,
    Дорогую самую!

    Ночь звезды за окошком
    Рассыпаются горошком,
    Мама наш покой хранит,
    Мы заснем - она не спит.

    Подрастем и будем сами
    Мы заботится о маме,
    А пока доставим ей
    Радость песенкой своей.

Песня разучивается методом «Эхо», исполняется цепочкой, по рядам.

У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми.

На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам.


VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

Чему был посвящен наш урок?
Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.
Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

VII. Анализ и оценка итогов работы

Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.

    Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
    Так она и будет жить в веках -
    Самая прекрасная из женщин -
    Женщина с ребенком на руках!

У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

Наш урок окончен. Ребята, подойдите к доске, выберите нужный для вас цвет и отметьте свое настроение, которое вы получили от проведенного урока в градуснике эмоционального состояния (заполняется график «Градусник эмоционального состояния»).

Учащиеся выходят из класса под музыку Ф. Шуберта «Ave, Maria».


Даньшина Валентина Александровна, учитель-музыки

МОУ "Школа-интернат СПОО" с. Ныда, Надымский р-н, ЯНАО




{SL_links}

Вернуться назад