Vlivkor.Com > Статьи, Методики > Проведение недели краеведения в школе Проведение недели краеведения в школе17 сентября 2008. Разместил: lessons |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В данной работе представлен опыт проведения недели краеведения в общеобразовательной школе. Основа недели - формирование у учащихся культуры посещения музеев.
Поскольку в образовательной системе школы нет специализированного предмета, краеведческий материал оказался “рассеянным” в учебном процессе, соответственно, у учащихся нет не только системных знаний, но часто и элементарных представлений о родном крае, отрывочные знания краеведческого материала “разбросаны” в сознании учащихся. Один из способов решения проблемы – организация при школе краеведческого кружка. Существенными недостатками кружковой работы являются небольшая численность кружковцев, проблемы, возникающие при составлении графика занятий, и наложение его на школьное расписание. Решить проблему массовости позволяет неделя краеведения. Неделя краеведения – комплексное мероприятие, сочетающее разнообразные формы внеурочной работы. Оно позволяет сконцентрировать усилия, направленные на формирование и закрепление знаний краеведческого характера, многостороннего развития личности, осуществить комплексный подход к изучению родного края. В отличие от предметных недель краеведческая неделя имеет свои особенности:
Основным сквозным мероприятием недели является краеведческая викторина. Викторина объединяет единичные мероприятия недели, организует их композиционное единство. На начальном этапе учащиеся регистрируются как участники викторины и получают индивидуальное или групповое задание, в котором требуется осветить определенные детали рассматриваемых на неделе краеведения вопросов, но это детали, которые нельзя узнать иным способом, как побывав на самих мероприятиях недели. Вопросы о дате и месте определенных исторических событий поверхностны, просты, эту информацию ребенок может просто узнать от родителей или сверстников. Гораздо более интересны вопросы, в которых отражаются особенности оформления музейной экспозиции, построения экскурсии или тематической выставки, особенности экспонатов (размеры, оттенки цвета, масса и прочие), не основные, но интересные моменты лекций. Такое построение вопросов способствует организации внимания ребенка, делает его активным слушателем и участником мероприятия. Вопросы викторины строятся так, чтобы выполнение заданий способствовало развитию наблюдательности, моторики мелких мышц кистей рук, цветового зрения, координации, пополнению словарного запаса и формированию навыков исследовательской работы. К списку вопросов прилагается “подсказка” с пояснениями: где и когда проводится мероприятие, как найти объект, как исследовать свойства объекта и какие приборы для этого следует приготовить. Основной принцип построения заданий викторины – принцип наглядности, поскольку “Начало отчизноведения заключается в наглядном обучении…” (О. Кронвальд, 1870 г., журнал “Учитель”). Экскурсии в музей – один из важнейших элементов краеведческой недели. Музей – особый “классный кабинет”, со своим профилем и особенностями. Наиболее интересны детям занятия с музейным предметом – ребенок соприкасается с целой эпохой. Предметная среда музея сама по себе позволяет воспринимать полученные знания эмоционально. Подросток, посещая в музей повторно, приходит туда совершенно другим человеком и по-иному воспринимает ту же информацию. При составлении вопросов викторины каждый раз мы стараемся акцентировать внимание на разных частях экспозиции. План- сетка экскурсий составляется заранее, график проведения экскурсий вывешивается вместе с планом проведения краеведческой недели, при этом указываются место и время сбора, имя классного руководителя, чтобы учащиеся, не имеющие возможности сходить в музей со своим классом, также могли посетить экскурсию. В школе учителя-предметники организовывают тематические выставки и беседы. Тематика выставок, в какой-то степени дублирует тематику музейных экскурсий. Основное требование к выставкам и экскурсиям – ребенок, посетивший выставку, не должен устать и соскучиться. Нельзя не вспомнить в этой связи слова Л.В. Занкова: “Скука – та же эмоция, но с отрицательным знаком для педагогического процесса”, а от себя добавим: тем более во внеурочной учебной деятельности. Во время экскурсии по выставке достаточно обратить внимание ребенка на два – три основных интересных момента, лишь слегка затронув вопросы викторины, и тем самым спровоцировать поисковую деятельность ребенка. В рамках недели проводятся конкурсы творческих работ учащихся, такие как фотовыставка “Мой город в объективе”, выставка творческих работ “Славься, мой город”, конкурс проектных работ “Будущее моего города”, экологических проектов “Здесь будет город-сад”, газет по географии и истории Кемеровской области, фотоочерков по экскурсиям. К неделе краеведения приурочены также открытые занятия краеведческого кружка, ориентированные на семейные ценности и место семьи в истории города или родного края: “Старый альбом”, “Моя родословная”, “История моей семьи в истории Кузбасса (Новокузнецка, России)”. Данная работа особо актуальна в наше время, когда нарушилась система связей между поколениями. Интересна работа с фотографиями из домашнего архива. В качестве краеведческих олимпиад в классах проводятся игры в краеведческое лото “Кузбасс”, “Новокузнецк”, “Мой край родной”. В конце недели, перед подведением итогов, целесообразно провести интеллектуальные конкурсы и игры (интеллектуальный марафон, игры “Счастливый случай”, “Умники и умницы”, турнир “Знаток родного края”, конкурс экскурсоводов и другие), освещающие те же вопросы, что и викторина, но позволяющие систематизировать знания и впечатления, полученные в ходе недели. Массовость мероприятий краеведческой недели отнюдь не требует обязательного посещения всеми учащимися всех мероприятий. Обязательность посещения имеет обратный эффект. Если учащиеся начальных классов всегда очень активны, то интерес у подростков возникает при наличии свободы решений и поступков. Достаточно часто подростки, группируясь по принципу личной приязни, посещают мероприятия смешанными (даже разновозрастными) группами или самостоятельно. При подведении итогов необходимо помнить, что любой ребенок желает быть лучшим, быть победителем. Проигрыш в конкурсе не только снижает самооценку ребенка, но и уничтожает желание участвовать в подобных мероприятиях в будущем. Темы и примерные мероприятия краеведческих недель:
Неделя краеведения Тема: “Кузбасс – опорный край державы”
Литература: 1. Баринова И.И., Елховская Л.И. Внеурочная работа по географии / под ред. И.И. Бариновой – М. Просвещение,1988. 2. Даринский А.В. Кривоносова Л.Н. Краеведение – М. Просвещение , 1987. 3. Жильников А.В. Неделя географии в школе // География в школе – 1998. – № 4 – С. 76 – 78. 4. Тименко Л.В. Декада географии // География в школе – 1993. – № 2. – С. 58 – 59. Абрамова Наталья Юрьевна, учитель географии
МОУ "СОШ № 8", г. Новокузнецк
Вернуться назад |